КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение SWOT-анализа
Лекция 4. Стратегический анализ среды фирмы. 1. Применение SWOT-анализа. 2. Анализ макросреды фирмы (PEST-анализ). 3. Анализ внешней макросреды фирмы.
Задача стратегического управления состоит в таком взаимодействии организации со средой, которое позволяло бы поддерживать потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, и выживать в долгосрочной перспективе. Внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим правлением, в первую очередь, для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении. Стратегический анализ подразумевает оценку стратегического состояния фирмы с учетом факторов: • внешней микросреды (делового окружения), регулируемой менеджментом фирмы и включающей: поставщиков, конкурентов, посредников (торговые фирмы, транспортные компании, специализированные фирмы (реклама, консалтинг), кредитно-финансовые учреждения), клиентуру и контактные аудитории (средства массовой информации, государственные учреждения и органы, широкая публика); • макросреды (фонового окружения), абсолютно неподконтрольной менеджменту фирмы и включающей политические, экономические, социальные и технологические факторы. Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения; • внутренней микросреды, полностью контролируемой менеджментом фирмы и включающей подразделения фирмы. Внешняя микросреда и макросреда в совокупности образуют внешнее окружение фирмы. Основная цель стратегического анализа – выявление возможностей и угроз, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, сильных и слабых сторон фирмы с тем, чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия. Одним из наиболее распространенных инструментов для этого является SWOT-метод (SWOT - первые буквы английских слов Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats, что по-русски означает соответственно силу, слабость, возможности, угрозы), обеспечивающий комплексность стратегического анализа. На основе SWOT-анализа молено ответить на следующие вопросы: 1. Какие возможности компания может использовать, и какие из них являются наилучшими? 2. Каких угроз нужно опасаться больше всего? 3. К каким стратегическим изменениям нужно прибегнуть? 4. Есть ли у фирмы сильные стороны и достоинства? 5. Используются ли сильные стороны фирмы для создания конкурентных преимуществ. 6. На преодоление каких слабых сторон нужно нацелить стратегию? Возможности - это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых при правильной стратегии позволяют фирме добиться существенного роста прибыли. Потенциальными внешними возможностями могут быть: • высокий спрос; • низкие барьеры входа на рынок; • способность обслужить новые группы клиентов и выйти на новые рынки, использовать ноу-хау и навыки; • ослабление позиций конкурентов; • привлечение новых технологий и пр. Угрозы - это отрицательные тенденции, которые при отсутствии реакции на них, могут вызвать потери. Потенциальными внешними угрозами могут быть: • медленный рост рынка и собственных продаж; • неблагоприятное изменение валютных курсов; • появление мощных конкурентов с низкими издержками; • рост спроса на товары-заменители; • общий спад в экономике; • изменения в политике государственного регулирования, на финансовом рынке, во вкусах и предпочтениях уровне требований потребителей; • высокая зависимость фирмы от снижения спроса и этапа жизненного цикла; • неблагоприятные демографические тенденции и т.п. Возможности и угрозы в рамках SWOT - анализа целесообразно выявлять в трех направлениях: рынок, продукт, деятельность по его реализации (ценообразование, распределение и продвижение товаров). При этом необходимо ответить на следующие вопросы: Каков характер возможности (угрозы) и причина ее (их) возникновения? Какова степень и вероятный срок существования возможности (угрозы)? Насколько ценна для фирмы возможность и опасна угроза? В какой степени возможность (угроза) влияет на фирму? Рыночные возможности и угрозы во многом предопределяют стратегию компании, направления кардинальных изменений. При этом нужно иметь в виду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот - предотвращенные угрозы – создать дополнительные возможности. Сила - это главные конкурентные преимущества фирмы, то, в чем компания преуспела, и что предоставляет ей дополнительные возможности. Потенциальными внутренними сильными сторонами считаются: • наличие крупных финансовых ресурсов; • эффективные функциональные стратегии; • благоприятный имидж, лидерство на рынке; • приверженность потребителей; • низкие издержки; • гибкость, обладание уникальными технологиями: • высокая техническая оснащенность; • запас производственных мощностей; • надежная система управления; • большой производственный и технический опыт и опыт в разработке товаров; • удачная реклама; • надежные поставщики; • развитая система сервиса и пр. Сильные стороны могут быть использованы фирмой как основа формирования стратегии и конкурентных преимуществ. Если этих сильных сторон не достаточно, необходимо их целенаправленно формировать, одновременно делая все необходимое для преодоления слабостей. В то же время, успешная стратегия должна быть направлена на преодоление слабых сторон, которые делают ее уязвимой. Слабость - это потенциально уязвимые в конкурентной борьбе стороны фирмы, отсутствие чего-то важного для функционирования компании, ставящее ее в неблагоприятное положение. К потенциальным внутренним слабым сторонам относят: • низкую прибыльность; • отсутствие четкой стратегии развития, управленческих талантов, финансовых средств; • узкий ассортимент продукции; • неудовлетворительный имидж; • плохую организацию маркетинговой деятельности; • ненадежные каналы сбыта; • высокие производственные и сбытовые затраты; • устаревшее оборудование; • отставание в НИОКР; • незначительную долю на рынке; • нездоровые трудовые отношения; • высокие цены на факторы производства и пр. С помощью анализа слабых сторон можно определить недостатки, которые нужно исправлять. Стратегия компании в целом должна быть нацелена на использование с помощью сильных сторон открывающихся возможностей, обеспечивать защиту слабых сторон от внешних угроз. Все это находит свое отражение в SWOT- матрице.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |