Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Методологический аппарат логистики

ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ

Существо системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к форми­рованию систем.

Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно (рис. 22).

На первом этапе определяются цели функционирования от­дельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется ин­формация, необходимая для формирования отдельных подси­стем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.


В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в осно­ве рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система (рис. 23).

Рис. 22. Последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе


Рис. 23. Последовательность формирования систем при системном подходе

Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Определяются и формулируются цели функ­ционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требова­ния, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются, ори­ентировочно, некоторые подсистемы.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбо­ра. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование.

 


Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейны­ми товарами со складов оптовой базы. Участники этого процес­са: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживае­мых продовольственных магазинов, изображены на рис. 24.

Рис. 24. Участники процесса товароснабжения розничной торговой сети бакалейными товарами

 

Рассмотрим д в а в а р и а н т а организации материального потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Пер­вый вариант носит традиционное название «самовывоз», вто­рой — «централизованная доставка».

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими при­знаками:

отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное ис­пользование транспорта. Магазины самостоятельно договарива­ются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;

на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;

ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких тре­бований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;

отсутствует необходимость использования строго определен­ных видов тары;

возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь т р и, са­мостоятельно сформированные п о д с и с т е м ы:

— подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;

— подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;

— подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.


Эти подсистемы соединены между собой в значительной сте­пени механически. Несмотря на это, в целом они образуют ра­ботоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокуп­ного материального потока по всей цепи:

Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:

участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материаль­ного потока. Например, в потребительском союзе для органи­зации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабо­чей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;

исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса коррек­тируются в соответствии с требованиями оптимальной органи­зации именно совокупного материального потока;

разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, опреде­ляются рациональные размеры партий поставок и частотазаво­за;

разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;

создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизи­ровать совокупный материальный поток.

Анализ характерных признаков второго варианта органи­зации материального потока показывает, что для централизо­ванной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного мате­риального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из ко­торых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного под­хода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи:


Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволя­ет:

— повысить степень использования материально-техниче­ской базы, в том числе транспорта, складских и торговых пло­щадей;

— оптимизировать товарные запасы у всех участников логи­стического процесса;

— повысить качество и уровень логистического сервиса;

— оптимизировать размеры партий товаров.

 

3. Корсаков А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005.- стр. 27 - 30

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды логистических систем | Моделирование в логистике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.