Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность как биосоциальная система. Лекция. Личность как социальный тип




Лекция. Личность как социальный тип

СОЦИОЛОГИЯ

Квинтилиан

Рано или поздно именно идеи, а некорыстные интересы
становятся опасными и для добра, и для зла.

Джон Мейнард Кейнс.
Общая теория занятости процента и денег. 1936 год

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Преподаватель: доцент факультета государственного управления,

кандидат социологических наук Малышев Максим Алексеевич

 

План

1. Личность как биосоциальная система.

1.1. Эволюция человека.

1.2. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

1.3. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону).

2. Социология личности.

3. Социальная типология личности.

4. Социализация личности.

5. Социология образования.

6. Социальный контроль как механизм поддержания общественного порядка.

7. Проблемы личности в России переходного периода. Рыночные отношения и ментальность россиян.

1.1. Эволюция человека.

Основные стадии эволюции человека с точки зрения В.Н. Ярыгина представлена в табл.:

 


Признаки Антропоиды Семейство Гоминиды
Дриопитек Австралопите-ковые Австралопитек Человек умелый Древнейшие люди Питекантроп Синантроп Древние люди Неандерталец Новые люди Кроманьонец Современный человек
Возраст, лет 18 млн. 5 млн. 2-3 млн. 2 млн-200тыс. 250-35 тыс. 50-40 тыс.
Внешний вид Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом, могут находиться в вертикальном положении. Масса до 50кг, рост до 150см, руки свободны, прямохождение. Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону. Рост около 160см, массивный костяк, положение тела полусогнутое. Рост 155-165см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись. Рост около 190см, физический тип современного человека.
Объем мозга, см3   550-650. 750. 700-1200. До 1400. Около 1400.
Череп Череп близок по строению черепу человекообразных обезьян. Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки. Зубы человеческого типа. Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены. Скошенные лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ развит слабо. Мозговой череп преобладает над лицевым, сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит.
Орудия труда   Манипуляция с окружающими предметами. Систематическое использование естественных предметов. Изготовление примитивных орудий труда. Изготовление хорошо выделенных каменных орудий труда. Изготовление разнообразных каменных орудий труда. Изготовление сложных орудий труда и механизмов.
Образ жизни Стадность. Стадность, охота, собирательство. Кооперирование во время охоты и групповая защита. Общественный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь. Коллективная деятельность, забота о ближних, продвинутая речь. Развитая речь, абстрактное мышление, развитие сельского и промышленного хозяйства, техники, науки, искусства.

Таблица 4


1.2. Выделяют следующие уровни развития человека: биологическое существо (организм), индивид, индивидуальность, личность.

«Человек» - понятие самое общее, родовое.

«Индивид» понимается как отдельный, конкретный человек, как единый представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный).

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетически заданные предпосылки,

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собствен­ном смысле слова.

«Индивидуальность» можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем раз­личия проводятся на самых разных уровнях — биохимичес­ком, нейрофизиологическом, психологическом, социаль­ном и др.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социаль­ной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

· системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

· субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные ос­новы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции существующих в обще­стве типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

1.3. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону)

На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Э. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», формирующаяся с первых дней жизни ребенка. Ребенок ори­ентирован на включение в определенную социальную груп­пу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепен­но у ребенка формируется - «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд ста­дий развития личности. Каждая стадия характеризуется за­дачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

Э. Эриксон выделил стадию младенчества, раннего детства, детства (3-5лет), стадию младшего школьного возраста, стадию подросткового возраста, стадию молодости, стадию зрелости и стадию старости. Всего восемь стадий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.