КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность как биосоциальная система. Лекция. Личность как социальный тип
Лекция. Личность как социальный тип СОЦИОЛОГИЯ Квинтилиан Рано или поздно именно идеи, а некорыстные интересы Джон Мейнард Кейнс. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Преподаватель: доцент факультета государственного управления, кандидат социологических наук Малышев Максим Алексеевич
План 1. Личность как биосоциальная система. 1.1. Эволюция человека. 1.2. Человек, индивид, индивидуальность, личность. 1.3. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону). 2. Социология личности. 3. Социальная типология личности. 4. Социализация личности. 5. Социология образования. 6. Социальный контроль как механизм поддержания общественного порядка. 7. Проблемы личности в России переходного периода. Рыночные отношения и ментальность россиян. 1.1. Эволюция человека. Основные стадии эволюции человека с точки зрения В.Н. Ярыгина представлена в табл.:
Таблица 4 1.2. Выделяют следующие уровни развития человека: биологическое существо (организм), индивид, индивидуальность, личность. «Человек» - понятие самое общее, родовое. «Индивид» понимается как отдельный, конкретный человек, как единый представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный). В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки, 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. «Индивидуальность» можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале. В социологии личность определяется как: · системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; · субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. 1.3. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону) На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Э. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», формирующаяся с первых дней жизни ребенка. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется - «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Э. Эриксон выделил стадию младенчества, раннего детства, детства (3-5лет), стадию младшего школьного возраста, стадию подросткового возраста, стадию молодости, стадию зрелости и стадию старости. Всего восемь стадий.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |