КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психические состояния, процессы и свойства
Структура и функции психики – когнитивная сфера (функции – отражение действительности), эмоциональная сфера (функции – оценка степени и вектора значимости отраженного), поведенческая сфера (функция – регуляция поведения и деятельности) Выделяют психические процессы: - познавательные: ощущения, восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление, речь; - эмоциональные; - волевые: борьба мотивов, принятие решений, управление поведением, преодоление преград и препятствий и др.; Психические состояния могут быть функциональные – интеллектуальные, эмоциональные и волевые и общие – настроенность, мобилизованность, неуверенность, бодрость и др. Психические свойства - устойчивые формы протекания психической деятельности, характеризующие направленность, темперамент, способности и характер. Формируется воспитанием и условиями существования. Представление – познавательный психические процесс, заключающийся в воспроизведении образа предмета или явления, возникающего на основе прошлого опыта. Образ представления - этот воспроизведенный образ. Представления могут быть представлениями памяти и представлениями воображения. Значение представлений: 1) Дают возможность существовать не только настоящему, но и прошлому, и будущему 2) Обеспечивают «внутреннюю» психическую жизнь человека. Свойства представления: 1) Фрагментарность – образ представлен фрагментами первичного сенсорно-перцептивного образа (образ восприятия); 2) Неустойчивость – невозможность длительное время удержать образ; 3) Непостоянство – в разные моменты образы-представления предмета или явления могут отличаться друг от друга; 4) Обобщенность – в образе-представлении отражены основные, существенные, характерные для всего класса или конкретного предмета воспроизводимые свойства или характеристики. Квинтэссенция разных образов; 5) «Относительная бледность» образов – несколько приглушенное во многих аспектах (цветовое, эмоциональное и пр.) воспроизведение реальных образов; 6) Панорамность – возможность субъекту выйти за пределы наличной ситуации; 7) Схематичность – возможность воспроизвести в наглядной форме структуре явления, понятия. Функции представлений: 1) Антиципирующее или предвосхищающее планирование; 2) Формирование образов (эталонов) действий, поведения; 3) Контроль и коррекция действий и поведения.
1) Сигнальная – в образе содержатся сигналы – информация о нем; 2) Регулирующая – отбор значимой в данный момент информации; 3) Настроечная – настройка на деятельность. Виды представлений: 1) По анализаторам 2) По степени обобщения: единичные и общие 3) По степени волевых усилий: произвольные и непроизвольные. С возрастом образы становятся ярче и обобщеннее, и появляется больше произвольности и появляется больше произвольности в их формировании и предъявлении В зависимости от преобладающего типа представлений выделяют людей зрительного, слухового, двигательного и смешанного типа. Развитие представлений через развитие ассоциаций, произвольности и схематизацию (упрощение). Воображение – познавательный психический процесс, заключающийся в способности человека к преобразованию данного и порождению новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности. Существует тесная связь между воображением и творческой продуктивной деятельностью человека. Виды воображения: 1) По степени волевых усилий (преднамеренное, непреднамеренное) 2) По степени активности (активное, пассивное) Преднамеренное активное – воссоздающее, творческое или мечта. Преднамеренное пассивное – грезы. Непреднамеренное пассивное – сон, дрема. Непреднамеренное активное быть не может. Функции воображения: 1) Способствует формированию внутреннего плана действий; 2) Осуществляет планирование и программирование деятельности; 3) Осуществляет произвольную регуляцию познавательных процессов; 4) Осуществляет регулирование эмоциональных состояний; 5) Помогает представить действительность в образах для решения задач; 6) Управляет психофизиологическими и соматическими состояниями. Приемы развития воображения: 1) Комбинирование – сочетание данных элементов в новых комбинациях (агглютинация) 2) Акцентуирование – подчеркивание некоторых сторон отображаемого явления, преобразующее весь облик (карикатура, гиперболизация)
3) Заострение – подчеркивание отдельных признаков предметов и явлений 4) Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, специфическое обобщение 5) Масштабное преобразование объектов 6) Мысленное вращение объектов 7) Схематизация – конкретные представления сливаются, черты сходства выступают четко. Создание образов воображения: 1) Расчленение имеющегося на составные части: анализ с абстрагированием – отвлечением объекта или части от других объектов или частей 2) Эти части поставлены в другие сочетания и связи или в новые условия или с абстрагированным осуществляется синтез через агглютинацию (присоединение, например, кентавр), увеличение или умение объекта или его частей или через включение в новый контекст.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |