КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организации жизни детей
Выполнение режима дня имеет важнейшее значение для обеспечения всестороннего развития и укрепления здоровья ребенка (табл. 1). В примерном режиме дня (холодный период) указана общая длительность всех видов деятельности детей, включая перерывы. В зависимости от содержания продолжительность разных занятий, организуемых педагогом-дефектологом и воспитателем, а также музыкальным работником и воспитателем по физкультуре, может быть различной - от 20 до 30 мин (табл. 2). График занятий (расписание) составляется индивидуально в каждом детском саду. Ежедневно проводится не более четырех занятий: два-три занятия в утреннее время и одно-два занятия после сна. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. На 12-15-й минуте занятия целесообразно проводить физкультминутку (1,5-2 мин.) для предупреждения переутомления детей. С этой целью занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с занятиями подвижного характера. В зимнее и весеннее время (в начале января и в конце марта) организуются недельные каникулы. Занятия в коррекционно-развивающих группах обеспечивают детям с ЗПР овладение первоначальными знаниями и умениями, а также развитие мышления, памяти, речи, других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей этой категории, не охваченных специальной коррекционной работой. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей с ЗПР, их личности - интересах, мотивации учения, на развитии взаимоотношений, общения и др. В общем психическом развитии детей подготовительной группы важную роль играет новая жизненная позиция. Они начинают понимать, что впереди их ждет школа, усиливаются тяга к общению со взрослыми, стремление к выбору партнеров для завязывания дружеских контактов, сотрудничества в игре. Дети начинают прислушиваться к тем оценкам, которые дают их индивидуальной деятельности взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. Поэтому так важно корректировать мнение сверстников о том или ином ребенке, чтобы предохранить от возникновения у него завышенной или заниженной самооценки. Для повышения уровня общего развития детей с ЗПР чрезвычайно важна роль регулярных занятий. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное - они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умения самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности. Познавательная деятельность детей приобретает сложные формы. Восприятие становится целенаправленным и обобщенным. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного возраста формируются важные сенсорные способности: дети могут учитывать различные параметры величины предметов (длину, ширину, высоту, толщину), правильно оценивать абсолютные и относительные размеры, подмечать и анализировать сложную форму предметов, устанавливать пространственные отношения и цветовые различия, обозначать указанные признаки соответствующими словами. Совершенствуется фонематический слух детей. Они начинают хорошо различать все звуки родной речи, могут правильно выделять их в слове, определять последовательность, изменять громкость и темп речи, пользоваться средствами интонационной выразительности. Возможности интеллектуальной деятельности также заметно возрастают. Представления детей об окружающем мире становятся более широкими, разнообразными и обобщенными. Они могут осуществлять «в уме», в плане представлении, сложные действия с предметами и их преобразования. Дети с ЗПР начинают осваивать логические операции классификации и сериации, использовать их для объединения предметов по общим существенным свойствам. При правильной организации воспитательно-образовательной работы дети с ЗПР достаточно хорошо овладевают родным языком: приобретают достаточно большой запас слов, могут отвечать на вопросы развернутыми фразами, составить рассказ по картине, по наблюдениям, повторить содержание сказки, внимательно прослушав ее, могут сами придумать загадки, сочинить сказку по аналогии со знакомым сюжетом, запомнить стихи. Большое значение в коррекционной работе с детьми с ЗПР имеют лечебные и профилактические мероприятия, так как функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников коррекционно-развивающих групп нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра. Особенно необходима такая помощь дошкольникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствуют укреплению здоровья детей. Выявление причин трудностей обучения ребенка и его дезадаптивности в микросоциальной и микропедагогической среде, оказание консультативной помощи родителям, педагогам по вопросам обучения и воспитания детей с ЗПР призваны осуществлять специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (психолог, дефектолог, логопед, врач). Без проведения специальных коррекционных мероприятий у таких детей к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые функции. Ребенок не готов к социальной позиции школьника. К тому же ослабленность нервной системы приводит к повышению утомляемости, истощаемости, что непременно сказывается на успешности его обучения. В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи: • сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов; • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных); • освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка; • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте; • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира; • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения; • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту; • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности. Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий. Эти программы являются частью общей программы воспитания и обучения детей в детском саду. Проверка эффективности обучения по указанным программам показала высокий уровень готовности к школе детей с ЗПР (до 87-92 % детей с ЗПР поступают в общеобразовательные классы).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |