КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организаторы оптового оборота
Торгово-посреднические структуры В настоящее время, кроме поставщиков-изготовителей (прямые связи), большая часть товаров поступает от оптовых посредников (косвенный метод закупки товаров). Торгово-посреднические операции (косвенный метод закупки товаров) – это операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемые по поручению производителя независимым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения. Посреднические услуги – подыскание покупателя (контрагента), подготовка к совершению сделки, кредитование, предоставление гарантий оплаты товара покупателем, организация транспортно-экспедиторских операций и страхование товаров, выполнение таможенных формальностей, проведение рекламных мероприятий, финансирование торговых операций, сбор и предоставление информации о рынке. Виды посредников: Агент – лицо, уполномочненное другим лицом действовать от его имени. Генеральный агент – лицо, которому даны полномочия вести дела своего патрона, относящиеся к определенной сфере деятельности. Специальный агент – лицо, которое выполняет действия по поручению патрона, которые не входят в его обычные профессиональные обязанности; Брокер – агент, который сводит две стороны и дает возможность заключить контракт. Его вознаграждение представляет собой комиссию (куртаж), которая рассчитывается как процент от суммы, фигурирующей в контракте; Дилер – лицо, которое заключает от своего имени сделки, выступая в роли принципала на фондовой бирже, товарный коммерсант в отличие от брокера или агента; Джоббер – дилер, который на свой страх и риск самостоятельно покупает и продает товары; Дистрибьютер – независимый посредник или один из цепочки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потребителей; Маклер – работник биржи, ведущий торги на бирже. Закупка товаров осуществляется на ярмарках, выставках-продажах, аукционах, торгах, торгово-промышленных выставках, биржах. Ярмарка – это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок. Цель ярмарки – дать возможность ее участникам продемонстрировать образцы своего производства, новые достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок. Ярмарочная торговля в России как организованная форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок-салонов. Выделим отличительные черты ярмарочной торговли: это оптовая реализация товаров по представленным образцам; периодичность торгов, предварительное установление сроков и места продажи, единовременное и массовое участие продавцов и покупателей. Основная цель ярмарочных торгов – оптовая продажа товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями. Предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживанию деловых контактов, упорядочению процесса оптовой торговли, анализу и подготовке конъюнктурной информации, организации рекламы. В отличие от ярмарок выставки-продажи, как правило, систематизируются по научным тематикам и направлениям. В мире проводится ежегодно множество тематических выставок. Наиболее популярные из них: по проблемам экологии – в Гановере, Нижнем Новгороде, по проблемам металлургии и изготовлению машиностроительной продукции – в Москве, Дюссельдорфе и т.д. Понятно, что в настоящих условиях, когда в России объемы производства падают, большинство видов продукции производственно-технического назначения без труда найдет своего покупателя. Поэтому именно сегодня становится очень важной выставочная продажа, на которой можно ознакомиться с новейшей информацией об аналогах более дешевых и более качественных товаров, о более перспективных направлениях научных технологий изготовления популярных и необходимых видов продукции, чем мы имеем традиционно на товарном рынке сбыта. Цель выставки-продажи – демонстрация и представление с последующей реализацией новых видов продукции, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями. Выставочная продажа является целесообразной формой апробирования рынка новейших товаров, реализация которых только начинается, т.е. они находятся на начальной стадии своего жизненного цикла, они еще не произведены массовыми партиями из-за опасения понести неоправданные убытки изготовителями в случае отсутствия спроса на эти товары. Предметом деятельности выставки-продажи (выставки-ярмарки) является оказание услуг по ознакомлению с новыми видами продукции и заключению торговых сделок по ним, а также предоставление коммерческой и научно-технической информации с привлечением ведущих ученых и специалистов. Разновидностью выставок-продаж являются торгово-промышленные выставки. Подобные выставки представляют свой регион с позиции промышленного потенциала, масштабов деятельности, многопланового и взаимовыгодного сотрудничества, а главное – четко обозначают ориентиры перспективного развития народного хозяйства и предпринимательской инициативы. Классификационные признаки ярмарочно-выставочной торговли следующие: 1. Товарный, илипродуктовый, признак выделяет ярмарки-выставки специализированные, на которых происходят показ и торговля определенными видами продукции той или иной отдельной отрасли, и универсальные, на которых реализуются различные виды товаров различных отраслей как промышленного, так и сельскохозяйственного комплекса. 2. Отраслевой признак разделяет ярмарки-выставки на отраслевые и межотраслевые. Среди межотраслевых следует выделить ярмарки, которые охватывают многоотраслевую продукцию, такие как медицинская, машиностроительная, биохимическая, космическая и т.д., а не товары строго одной какой-либо отрасли. 3. Классификация по территориальному признаку, по масштабу деятельности и объему товарооборота подразделяет ярмарки-выставки на международные, российские, межрегиональные, зональные и местные, ориентированные на территорию и масштабы внутреннего, национального, местного или внешнего рынка. Торгово-промышленные выставки – периодически действующий рынок, организованный с целью показать научно-технические достижения, где разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам. Виды торгово-промышленных выставок: краткосрочные; передвижные; постоянные выставки образцов. Рассматривая ярмарочную, выставочную торговлю, нельзя не выделить такой вид оптовой и розничной торговли, как аукционная торговля, при которой продавец, желая получить прибыль, использует принцип прямой конкуренции нескольких покупателей, одновременно присутствующих на продаже. Аукцион (от латинского auctio – продажа с публичного торга) представляет собой продажу таких товаров, которые обладают индивидуальными свойствами и ценностями. Их реализация осуществляется с публичного торга в определенном месте и в заранее установленное время. Товарные аукционы – специально организованные, периодически действующие в определеннных системах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену (товары должны обладать индивидуальными свойствами). Аукционы как форма организации продажи товарных и иных ценностей по принципу "кто больше" бывают товарными и валютными. Основными сторонами аукциона являются: владелец ценностей – продавец – организатор аукциона – покупатель. Аукционные торги проводит аукционист, наделенный полномочиями объявления цен во время торгов. На товарных аукционах продаются произведения искусства, ювелирные изделия, меха, предметы антиквариата и другие уникальные, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и иные ценности. Аукционы бывают, как правило, на повышение или на понижение цены в гласной или негласной форме. При так называемом гласном аукционе на повышение цены торги начинаются после объявления минимальной цены, установленной продавцом. После этого покупатели делают добровольные прибавки до окончательной цены покупки, которые прекращаются после третьего удара молотка аукциониста, и гласного объявления номера покупателя и окончательной цены. Первоначальная цена определяется в договоре между организатором аукциона и владельцем товара. При негласном (немом) аукционе покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки согласия на поднятие цены. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Негласное проведение аукциона позволяет сохранить в тайне покупателя. При аукционной продаже аукционист не несет ответственности за проданный товар, так как покупатели имеют возможность достаточно подробно с ним познакомиться предварительно до проведения торгов. Аукционы могут проводиться и на понижение цены, так называемые голландские аукционы. Они начинаются с объявления первоначально явно завышенной цены, которая постепенно понижается до той, по которой один из участников торга не выразит согласие продать товар. Валютные аукционы организуются для конкурсной продажи за национальную валюту свободно конвертируемой валюты, имеющей высокую покупательскую способность. Валютные аукционные торги являются прообразом валютных биржевых торгов. В последнее время получает распространение новая форма аукционных торгов в банковской системе – ломбардно-кредитные аукциионы, организуемые Центральным банком России с приглашением многочисленных представителей промышленности и коммерческих банков. В качестве аукционного лота (типовая единица купли-продажи в натуральном выражении) выставляются кредиты на товары, ресурсы и материалы. Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированными специалистами. Организационное построение аукциона как коммерческой организации напоминает построение ярмарок. Управление осуществляет аукционный комитет, в состав которого входит директор аукциона, представители местных органов муниципальных властей. Директору аукциона непосредственно подчинены исполнительные службы, в том числе: финансовая, правовая, экспертная, коммерческая, транспортная, общего хозяйства и др. Аукционный комитет разрабатывает и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и назначением ведущего торгов – аукциониста. Для участия в торгах каждый желающий должен оформить заявку и предложение на выдвижение товара с подробным указанием его наименования, описанием, характеристикой потребительских свойств и данных о количестве и качественных особенностях товара. Экспертная работа завершается установлением стартовой цены. Все условия аукционной продажи фиксируются в аукционном соглашении, подписываемом торгующими сторонами. Принятые от продавцов товары сортируются в зависимости от качества по стандартным партиям или единицам товара, т.е. по лотам. От каждой партии отбирается образец. Каждому лоту присваивается номер, по которому он будет выставляться на аукцион. Перед открытием аукциона подготавливается рекламный каталог с включением всех номеров лотов, который вместе с пригласительным билетом и правилами участия и проведения аукциона высылается всем приглашенным участникам. Все товары, включенные в рекламный каталог, вносятся в аукционную ведомость и в обязательном порядке выставляются для предварительного осмотра. До начала аукциона, заблаговременно, обычно за 1,5-2 месяца, в прессе помещаются рекламные объявления с подробной информацией о времени проведения аукциона, месте, сроках, количестве и видах основных товаров, допущенных к торгам. Как правило, торги проводятся в специиальном аукционном зале, имеющем форму амфитеатра. Аукционист объявляет номер лота, называет стартовую цену, вопрошая при этом "кто больше". После третьего удара молотка произносит слово "продано" и объявляет покупателя, назвавшего наивысшую цену. Бывают случаи, когда аукционист не достигает намеченной цели, т.е. не удовлетворен предложенными ценами. В этих случаях он имеет право без лишних объяснений снять лот с торгов и выставить его повторно в следующий раз. После окончания торгов покупатель оформляет аукционную сделку, при этом получает от бухгалтера аукциона товарный чек в двух экземплярах. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего перераспределения полученной выручки, т.е. разницы между стартовой ценой и полученной. Порядок распределения выручки между организаторами аукциона и владельцами товаров предусмотрен в подписанном аукционном соглашении. В практике проведения зарубежных аукционов используются автоматизированные способы. При этом изменение цены на повышение или понижение фиксируется покупателями с помощью нажатия электрических кнопок, отражающих цену на циферблате. Лот покупает тот, кто первый нажмет электрическую кнопку, останавливаемую стрелкой циферблата. Эта система проведения аукционов снижает трудоемкость и время проведения торгов. На российском аукционном рынке наиболее популярными являются аукционы по продаже пушнины, например, всемирноизвестный пушной аукцион в Санкт-Петербурге, а также международные аукционы по торговле уникальными племенными рысаками в Пятигорске, Ростове-на-Дону, Москве. Этапы проведения аукциона: подготовка; осмотр товара; торг; оформление и исполнение аукционной сделки. Лот – партии товара, рассортированные по признаку однородности качества, предназначенные для аукционной продажи. Торги – способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков; заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов. Виды торгов: открытые, когда в торгах участвуют все желающие фирмы; закрытые, когда к участию в торгах приглашаются лишь определенные фирмы. Этапы проведения торгов: подготовка; представление предложений; выбор поставщика; подписание контракта. Тендер — извещение о предстоящих торгах, или комплект тендерной документации, или предложение принять участие в торгах. Биржи — регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, сырья, ценных бумаг, на котором осуществляются следующие операции: купля-продажа реального товара; хеджирование; котировка цен; установление стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов; осуществление арбитражных функций; ведение расчетов; информационная деятельность. Товарные биржи — это особый вид постоянно действующих рынков, на которых при определенных условиях совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородными и взаимозаменяемыми (товар продается и покупается без его предъявления и осмотра). Варрант — документ, подтверждающий право собственности на товар, который продавец на бирже продает покупателю. Варрант удостоверяет сдачу продавцом товара на биржевой склад. Виды биржевых сделок: сделки купли-продажи реального товара; форвардные сделки купли-продажи реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки купли-продажи стандартных контрактов, т.е. сделки по продаже еще не произведенного товара; опционные сделки — сделки купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров. Сделки на реальный товар завершаются действительным переходом товара от продавца к покупателю. В зависимости от срока поставки они делятся на сделки с немедленной поставкой и сделки с поставкой в будущем. Срочные (фьючерсные) сделки предполагают куплю и продажу права на товар. Результат таких сделок – уплата или получение разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день исполнения. Фьючерсные сделки заключаются на определенное число контрактов, а не на количество товара. Количество товара определяется числом заключенных контрактов. При заключении фьючерсного контракта согласовываются только цена и срок поставки (позиция). Хеджирование продажей — это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара. Создание оптовых рынков в России началось с изучения опыта работы оптовых продовольственных рынков Испании, Франции, США, Японии и других стран. Наиболее приемлемым для России был признан опыт работы государственного предприятия «Меркаса» по созданию оптовых продовольственных рынков в Испании (о чем говорилось выше). В настоящее время оптовые рынки функционируют в Волгограде, Туле, Кемерове, Новокузнецке, Рязани, Казани и в ряде других городов. Крупные ОПР действуют в Волгограде, Москве и Твери. Если 2 – 3 года назад эти регионы были единственными в стране, то в настоящее время работа по созданию ОПР ведется более чем в 50 регионах. Опыт работы первых оптовых рынков России показывает, что в тех регионах, где они созданы, не только снизились и стабилизировались цены, но и постоянно растет товарооборот, улучшаются ассортимент и качество реализуемой продукции. На Волгоградском оптовом рынке, который создан одним из первых как базовый на территории бывшей центральной плодоовощной базы города, товарооборот в 1998 г. составлял около 8 млрд. руб. убытков. Создание оптового рынка позволило оживить базу, и в настоящее время она превратилась в рентабельное предприятие которое обеспечивает до 70 % продовольственных товаропотоков в этом регионе. От деятельности рынка за 1996 – 1998 гг. в федеральный бюджет поступило в виде налогов 4,8 млн. руб., в областной – 2,8 млн. руб., в городской – 2,7 млн.руб., создано около 10 тыс. рабочих мест. При формровании ОПР на территории Тверской области использован положительный опыт Волгоградского ОПР (в июне 1996 г. ему присвоен статус базового). Ведущую роль в организации и управлении деятельностью ОПР рынками на территории Тверской области принадлежит ОАО «РИМПА». В кооперации с ОАО «РИМПА» действуют и ряд оптовых фирм, совместно обеспечивающие продовольственными товарами торговую сеть и население Тверской области. Каждая фирма специализируется на определенных видах товаров. Образованный оптовый рынок продовольствия областного значения на основе взаимного партнерства позволяет вести широкомасштабную торговую деятельность с ориентацией потребителей продукцией. В 2001 г. доля открытых (оптовых) продовольственных и непродовольственных рынков в розничном товарообороте Москвы составила 27% (29% в 2000г.). В настоящее время в городе насчитывается 167 открытых рынков. Правительство Москвы планирует закрыть 22 из них в 2002 – 2005 гг., а 38 рынков заменить торговыми центрами. Оптовый рынок упорядочивает всю технологическую цепочку движения продовольствия от товаропроизводителя до потребителя, обеспечивает равные условия всем поставщикам продовольствия для выхода на цивилизованный конкурентный рынок. При этом оптовый рынок выдвигает определенные условия и требования к оптовым поставщикам продовольствия по повышению качества товаров, стандартизации, улучшению упаковки, ассортимента и т.д. Эти требования оптовики, в свою очередь, предъявляют непосредственно товаропроизводителям и переработчикам как необходимые условия для повышения конкурентоспособности товара. Мировой опыт показывает, что в условиях рынка реализация продукции через ОПР является наиболее приемлемой и эффективной формой. ОПР выполняют роль информационного центра в изучении спроса и предложения. У товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий появляется возможность прогнозирования и планирования своей деятельности.
2.3.Введение переговоров, заключение договоров поставки товаров. На этом этапе закупки товаров устанавливаются деловые контакты с партнерами. Покупатель запрашивает у поставщика сведения о товаре либо поставщик высылает предложение (офферту) потенциальному покупателю. На этом этапе продавец (поставщик) должен проверить платежеспособность покупателя. Для этого он обращается к гарантам покупателя либо специальному агенту по предоставлению справок. Гарантами покупателя могут быть поручители из делового мира либо банки. Поставщик может обратиться также в свой уполномоченный банк с целью удостовериться в платежеспособности покупателя. Банки предоставляют информацию о финансовом положении своего клиента только по запросу от уполномоченного банка экспортера или импортера. Твердая офферта обычно направляется постоянному покупателю. Свободная офферта (письмо о продаже) в отличие от твердой офферты носит более общий характер и предназначена на установление контактов с широким кругом покупателей. Офферта является по существу заявлением, обязывающим заключить договор, поэтому она должна содержать будущие основные положения контракта: характеристику товара, покупную цену, условия платежа и поставки, характер упаковки, перевозки и страхования. В процессе совершения оптовых закупок и оптовой продажи используется в основном два вида договоров: договор купли-продажи и договор поставки. Последний является разновидностью договора купли-продажи, но отличается от него тем, что момент его заключения и момент передачи товаров не совпадают. Поставки и передача товаров покупателю по договору поставки происходит через определенный довольно продолжительный срок. По срокам исполнения договоры купли-продажи подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные договоры в свою очередь различаются по следующим типам: договоры на наличный товар, находящийся на складе; договоры с немедленной поставкой(срок поставки по таким договорам ограничивается двумя неделями); договоры на срок(от месяца до двух лет). Долгосрочные договоры предполагают поставку в течение периода, превышающего два года. Действующее законодательство не дает официальной "типовой" правовой формы самого договора. В данном случае действует норма Гражданского кодекса РФ о свободе договора (п. 1 ст. 421 ГК), о возможности сторон заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК), в том числе смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК). Во-вторых, условия договора ("форма 2") определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными "правовыми актами” (ст. 422, абз.1 п. 4 ст. 421 ГК). Гражданский кодекс предусматривает возможность использования примерных условий договоров (ст. 427). Смысл этой статьи сводится к тому, чго примерные условия договора не являются для сторон cтporo обязательными, они применяются ими добровольно, но могут применяться судом и в качестве обычая делового оборота. Следовательно, "типовая" или "примерная" формы договора не предусмотрены действующим законодательством. Исключение составляют Типовые договоры, форма которых специально предусмотрена законом или иным нормативным актом. Например, договоры купли-продажи пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, заключаются на инвестиционных конкурсах в соответствии с Положением об инвестиционном конкурсе о продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденным распоряжением Госкомимущества России № 342-р от 15 февраля 1994 года. По результатам проведения вышеуказанных торгов победителю принадлежит право требовать от организатора заключения с ним договopa. В этом случае договор купли-продажи должен соответствовать специальной форме и условиям проведения конкурса. Поэтому форма, условия и многие другие пункты такого договора купли-продажи будут являться общеобязательными для его участников. Помимо этого, в соответствии с п. 4 ст. 426 ГК Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Ученые-правоведы отмечают, что назрела необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов массовых потребителей при обслуживании их коммерческими организациями. Этот факт настоятельно требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров. Если понятия: “публичный договор” (ст. 426), “договор присоединения" (ст. 428), типовой договор (п. 4 ст. 426), “примерные условия договора" (ст. 427), договор в пользу третьего лица (ст. 430) как конструкция договорного обязательства непосредственно фигурируют в Гражданском кодексе РФ, то понятия "стандартные" и "формулярные" договоры в ГК законодательно не закреплены. Однако это не говорит о том, что их не существует на практике. Так, почти всегда крупные фирмы, которые располагают большой клиентурой, используют в обороте формулярные договоры, стремясь предусмотреть в них на основе своего опыта всевозможные ситуации, которые могут возникнуть из отношений с клиентами и потребителями. Эти стандартные формуляры далеко не всегда соответствуют общим требованиям договорного права, а само классическое договорное право не имеет эффективных средств защиты экономически слабой стороны договора. Решение проблем защиты слабой стороны в формулярных (стандартных) договорах должно осуществляться с помощью норм антимонопольного законодательства. Однако на практике этот вопрос не урегулирован именно в стадии заключения договора. Так, например, в силу презумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ), государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Если даже и принят закон, усиливающий ответственность контрагента-монополиста, а договор все-таки заключен, то в силу ст. 422 ГК РФ. по общему правилу, такой закон не имеет обратной силы и не распространяет свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Однако, у "слабого" контрагента публичного обязательства все-таки есть шанс: при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения такого публичного договора согласно абз. 2 п. 3 ст. 426 ГK РФ можно использовать отсылочную норму (п. 4 ст. 445 ГК РФ), то есть обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Однако судебно-арбитражная практика насчитывает единицы таких дел. Здесь законодателю надо пойти по пути ужесточения: усилить ответственность юридических лиц, занимающих доминирующее положение на рынке товаров, именно при заключении договора. Поскольку на сегодня нет законодательного закрепления структурного построения договора, а потребность в наличии примерных условий имеется, можно в сжатом виде дать следующие практические рекомендации для составления договоров купли-продажи и поставки. Примерная структура договора купля-продажи и поставки: 1. Реквизиты договора. 2. Преамбула (вводная часть). 3. Предмет договора. 4. Срок (период) поставки товара. (Момент передачи товара от продавцак покупателю.) 5. Условия (базис) поставки товаров. Обязанности продавца и покупателя. (Момент перехода права собственности на товары.) 6. Цена. 7. Порядок расчетов. 8. Дополнительные (особые) условия. 9. Расторжение (изменение) договора. 10. Форс-мажор. 11. Ответственность сторон 12. Заключительные положения.
Все вышеуказанные реквизиты договора хотя и являются традиционными, несут в себе правовую и смысловую нагрузку. Так, наименование договора не только указывает на его вид, но и индивидуализирует сам договор, а тем более облегчает его толкование (ст. 431 ГК РФ), в особенности, если в дальнейшем предстоит рассмотрение правоотношения, вытекающего из договора в арбитражном суде. Вслед за названием следует номер контракта, дата и место подписания. Отсутствие даты (числа, месяца, года) и места подписания — грубейшая ошибка сторон договорного обязательства, так как точное определение момента его заключения связано с окончанием срока действия договора, а значит, и всех тех юридических последствий, которые с ним связаны. Редко, но встречаются случаи, когда стороны сделки подписывают договор в разное время. В этом случае он считается заключенным с момента его подписания последней стороной. Иногда стороны договорного обязательства не фиксируют в его тексте срок вступления договора в силу. Если это не явствует из самого существа договора, то дата заключения контракта приобретаетрешающее значение. Она может считаться моментом вступления договора в силу. Место подписания договора также имеет большое юридическое значение. Так, по гражданскому законодательству местом совершения сделки определяются: — правоспособность и дееспособность лиц, совершивших сделку. (ст.17,21 и 49 ГК РФ): — форма сделки (ст. 8, 153 и 158 ГК РФ): — применение законов и норм других государств. Например, если при заключении контракта с иностранным парт неpом в тексте отсутствует прямое указание на применение законов определенной страны, как контрагента договора, именно по месту подписания определяется выбор применяемого сделкой прaвa. При подготовке преамбулы договора вопросу о полномочиях ру-ководетеля — юридического лица следует уделить особое внимание. Для этого необходимо тщательно изучить Устав контрагента. Особенно это касается акционерных обществ. Дело в том, что многие акционерные общества в своих Уставах ограничивают полномочия руководителя по совершению сделок. Эти ограничения обычно касаются суммы сделки в денежном выражении. Судебно-арбитражная практика стоит на признании того, что положения Устава о правовом статусе и правоспособности юридического лица имеют значение не только для самого юридического лица (и его учредителей), но и для его контрагентов, а также для третьих лиц, вступающих с ним в гражданско-правовые и иные отношения. Для того. чтобы проиллюстрировать возможные последствия, приведем следующий пример. В Уставе акционерного oбщecтвa “N” записано, что его генеральный директор правомочен совершать сделки на сумму не свыше 300 млн руб. Однако он подписал договор на сумму 350 млн руб., а его контрагент 000 “У”, не зная о превышении полномочий генеральным директором, также подписал и скрепил печатью данный договор. В этом случае договор может быть признан недействительным по правилам ст. 173—174 ГK РФ, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вопросы, отнесенные Уставом к исключительной компетенции Совета директоров акционерного общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества. В нашем примере — генеральному директору. Об этом прямо записано в ст. 49, 53 и 103 ГК РФ, но почему-то при заключении договора об этом забывают. Причем он может быть признан недействительным и после того, как вступил в законную силу, исполнен сторонами надлежащим образом и срок его действия истек. Таким образом, договор - это не только документ, который нужен для того, чтобы оприходовать денежные средстве на ваш расчетный счет. Это в первую очередь соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |