КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Примеры использования класса
Примеры использования класса Использование класса Определение методов класса Объявление методов класса Лекция 2. План: 1. Объявление методов класса 2. Реализация класса: общие положения 3. Определение конструкторов: примеры 4. Определение методов класса 5. Использование класса 6. Примеры использования класса Объявление конструкторов: отсутствует тип возвращаемого значения (конструктор ничего не возвращает); имя конструктора совпадает с именем класса. Прототипы конструкторов: · пустой - имя_класса (); · инициализирующие - имя_класса (тип имя_параметра,...); тип - любой, кроме имени_класса · копирующий - имя_класса (const имя_класса & имя_параметра); Объявление деструктора: также отсутствует тип возвращаемого значения (деструктор ничего не возвращает); имя деструктора совпадает с именем класса и начинается символом ~. Прототип деструктора: ~ имя_класса (); Объявление остальных методов: обычные прототипы функций С: тип_возвращаемого_значения имя_функции (тип имя_параметра,...); При объявлении прототипов функций возможно задание значений параметров по умолчанию: тип_возвращаемого_значения имя_функции (тип имя_параметра,..., тип имя_параметра = значение,...); Если используются параметры по умолчанию, они должны быть указаны только один раз (обычно в прототипе функции) и только в конце списка параметров. В этом случае, если при вызове функции не указываются последние аргументы, в функцию передаются значения соответствующих параметров по умолчанию. Очень часто параметры по умолчанию используются в инициализирующих конструкторах. Пример: класс Rational class Rational{ private: int num, den; int gcd(); void reduce(); protected: /* отсутствует: можно совсем не включать данную часть класса, вместе с ключевым словом */ public: /* Конструкторы класса */ Rational(); Rational(int num); // 1 Rational(int num, int den); // 2 /* Деструктор класса */ ~Rational(); /* Методы класса: селекторы */ void print(); Rational add(const Rational &opd); /* Модификатор */ void assign(int x, int y); }; В приведенном примере вместо двух конструкторов - 1 и 2 можно было указать один конструктор с параметром по умолчанию: Rational(int num, int den = 1); 2. Реализация класса: общие положения Определения функций-членов класса обычно размещаются вне класса и следуют обычным правилам языка С, за одним исключением: в начале возможно указание ключевого слова inline, определяющее встроенную функцию (правила вызова встроенных функций; определение inline-функций должны размещаться в файлах-заголовках, тогда как определения обычных функций - в обычных файлах): [inline] тип_возвращаемого_значения имя_функции_члена_класса (тип параметр1,...) { ... // тело функции } Ограничения на использование inline-функций. Определения функций могут быть включены в определение класса - тогда получаем всегда и только inline-функции, поэтому внутри класса ключевое слово inline не кодируется. В С++ можно любую функцию, не обязательно член класса, сделать inline-функцией. Две особенности функций-членов: как задается имя функции и как осуществляется доступ к состоянию класса. 1. Задание имени функции-члена класса: имя функции-члена класса содержит в себе информацию о том классе, в котором эта функция (метод) определена. Функция-член класса не существует вне класса и без класса. Поэтому в задании имени функции-члена класса используются имя класса и операция разрешения видимости: имя_класса:: имя_функции При вызове функции (посылке сообщения адресату) указывается только имя_функции; имя_класса определяется типом адресата: адресат. имя_функции (список_аргументов) 2. Обращение к членам класса: при реализации функций-членов класса необходимо обращаться к членам класса - данным и функциям. Для этого служит полное квалификационное имя: имя_класса:: имя_члена_класса (здесь может быть указано имя и члена-данного, и функции-члена класса). Внутри функций-членов класса определен специальный неявный параметр this - имеет тип “указатель на данный класс”; его значение определяет адресата - адрес конкретного экземпляра класса, которому посылается соответствующее сообщение (или для которого вызывается соответствующая функция-член класса). Возможен доступ к членам класса по этому указателю: this-> имя_члена_класса. Если нет никаких неясностей и неопределенностей, имя_класса и/или this-> могут быть опущены.
3. Определение конструкторов: примеры Реализация конструкторов класса Rational, определенного ранее. class Rational{ private: int num, den; int gcd(); // Нахождение наибольшего общего делителя void reduce(); // Сокращение дроби void correct(); // Корректировка значения дроби (так чтобы всегда было den > 0) protected: public: /* Конструкторы класса */ Rational(){num = 0; den = 1; } Rational(int num){Rational::num = num; den = 1; } Rational(int num, int den) {num = n; den = d; correct(); } /* Второй вариант - с использованием параметров по умолчанию */ Rational(int num, int den = 1) {num = n; den = d; correct(); } /* Деструктор класса */ ~Rational(){} /* Методы класса: селекторы */ void print(); Rational add(const Rational &opd); /* Модификатор */ void assign(int x, int y); }; Инициализирующие конструкторы обычно небольшие по размерам, поэтому их определение обычно включается в определение класса. Определение методов класса также можно включить в определение класса, если оно не велико. Но лучше вынести за пределы класса, используя при необходимости спецификатор inline. inline void Rational::correct() { if(!den) den = 1; if(den < 0) num = -num, den = -den; } inline void Rational::assign(int x, int y) { num = x; den = y; correct(); } Видно, что две функции - двухаргументный конструктор и assign - имеют одинаковые коды; но это функционально разные функции - конструктор будет вызываться при объявлении и инициализации данных типа Rational, тогда как assign можно вызывать неоднократно - каждый раз, когда с помощью присваивания нужно изменить значение уже существующего экземпляра класса. Отличие такое же, как и в случае использования базовых типов: int x = 1;... x = 1;... #include <math.h> int Rational::gcd() { int n = abs(num), d = abs(den), r; while(r = n % d) n = d, d = r; return r; } void Rational::reduce() { int div = gcd(); num /= div; den /= div; } Rational Rational::add(const Rational &opd) { Rational temp; temp.num = num * opd.den + den * opd.num; temp.den = den * opd.den; temp.reduce(); temp.correct(); return temp; } void Rational::print() { cout << num; if(den!= 1) cout << ’/’<< den; } Конкретные объекты (экземпляры класса) создаются при локальном и внешнем объявлении данных в соответствии с обычными правилами С (С++). Они могут быть объявлены как простые переменные, массивы, указатели (для создания экземпляров класса в свободной памяти), члены-данные других классов, могут создаваться как временные переменные в процессе вычислений. Объявления экземпляров класса имеют специфический синтаксис только при инициализации объявляемых данных. · Простые переменные: Rational a, /* пустой конструктор; конструкция Rational a() определяет d(5), /* одноаргументный инициализирующий конструктор */ b(3,8); /* двухаргументный инициализирующий конструктор */ Возможна и традиционная инициализация экземпляров класса: Rational c = 8, /* В результате будет создана дробь со значением 8/1 */ p = Rational(3,8); /* Так как при классической инициализации требуются значения соответствующего типа, а в языке не определены константы типа Rational, нужно построить такую константу, вызвав явно конструктор класса */ · Массивы: Rational x[3], /* Используется пустой конструктор для создания каждого элемента y[] = {2, 1, Rational(3,8)}; /* Обычный синтаксис при инициализации массива, обязательно используются значения соответствующего типа */ · Использование свободной памяти Rational *ptr1, *ptr2; ptr1 = new Rational(1,3); /* Классическое использование операции new, в которой указывается имя нового типа; при этом возможна сразу и инициализация выделенной области памяти за счет работы соответствующего конструктора */ ptr2 = new Rational[4]; /* Если выделяется память под массив, работает только пустой конструктор; инициализация памяти не выполняется */ Важное правило: если создается тем или иным способом массив экземпляров класса, класс должен иметь пустой конструктор. Первый пример - различные способы определения объектов (простые переменные, массивы, динамические объекты) и вызов методов (посылка сообщений): main() { Rational a(2), b[3], c(5,8), x, y; a.print(); cout << endl; b[1].print(); cout << endl; x = a.add(c); x.print(); cout << endl; x.add(Rational(3,5)).print(); cout << endl; /* Для свободной памяти */ Rational *ptr; ptr = new Rational(3,8); (*ptr).print(); cout << endl; /* Возможна и запись ptr->print(); */ } Ошибки: a.gcd() a.reduce() и т.п. Второй пример - практическое использование класса для решения основной задачи (система двух уравнений с двумя неизвестными). Предполагается, что для класса Rational определены все арифметические операции: сложения (add), вычитания (sub), умножения (mul) и деления (div). Решить систему вида: ax + by = c dx + ey = f Решение имеет вид: определитель системы det = a * e - d * b; x = (c * e - b * f) / det; y = (a * f - d * c) / det; Чтобы умножить a на e, нужно экземпляру a послать сообщение: “умножь себя (свое значение) на e”: a.mul(e); main() { Rational a(...), b(...), c(...), d(...), e(...), f(...), x, y; Rational det; det = (a.mul(e)).sub(d.mul(b)); x = (c.mul(e)).sub(b.mul(f)).div(det); y = (a.mul(f)).sub(d.mul(c)).div(det); x.print(); cout << ’,’; y.print(); cout << endl; } План: 1. Перегрузка функций 2. Перегрузка операций 3. Выбор функции 4. Друзья класса 5. Друзья или члены 6. Преобразования типа
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |