Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и смысл культуры




Лекция №1

Тема: «Введение в культурологию. Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии»

Культурология – это сравнительно новая дисциплина, которая является базовой во всех ВУЗах России, в том числе и технических. Включение данного предмета в образовательное пространство высшей школы обусловлено самим определением «университет», который представляет собой своего рода символ развития науки, культуры, творчества, инноваций, совершенствования интеллектуальной и духовной сферы человека и, соответственно, общества. Культурология уже заняла одно из главных место в социально – гуманитарном научно – образовательном блоке.

Н.А. Бердяев, великий русский философ, писал, что «культура родилась из культа. Истоки ее сакральны…» (Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990. С. 248). Вильгельм Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» из латинского «colere», что означает «обрабатывать», «возделывать» (землю). Отсюда произошел термин «cultus agri» - сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В. Вундтом
переводится как забота, направленная на облагораживание жизни.
Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что таких определений более 160, а ученый А. Моль в книге «Социодинамика культуры» называет уже 250 определений феномена культуры. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Поэтому одной какой-либо формулировкой его определить нельзя.

В развитии культурологии как академической учебной дисциплины можно выделить два этапа:

1. Первый период охватывает 1987 – 1990 годы. В это время формировался «общекультурный» курс на кафедрах истории и философии, определялась структура, цели и задачи дисциплины. Происходил процесс деидеологизации гуманитарной образовательной системы.

2. Второй период можно определить как этап стабилизации. К 1991 году курс «Культурология» усовершенствовался и обрел автономную специфику в учебном процессе технического вуза.

Более четко определились и цели курса:

- формирование способности к прогнозированию социально – экономических, экологических, этических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

- развитие общего культурного, духовного, художественно – эстетического потенциала личности в среде высшей школы и, в частности, в условиях инженерно – технической специализации;

- овладение морально – нравственными, социальными, этическими нормами, способствующими достижению не только личного успеха, благополучия и безопасности, но и общественного блага.

Исходя из данных размышлений можно предложить одну их версий общего определения культурологии как науки: она изучает содержание и особенности реализации всего творческого потенциала человека и человечества. Культуру в широком смысле можно охарактеризовать как полноту общественной жизни и многогранной деятельности людей, создающих духовные и материальные ценности (артефакты).

В области гуманитарного знания принято различать «науки о духе» (социально – гуманитарные) и «науки о природе» (естественные). В рамках социальных наук изучаются человек и социальные системы, культурные объекты и процессы, которые формируются в результате взаимодействия людей между собой, с природой в процессе совместной жизнедеятельности. Разные аспекты этого взаимодействия изучаются социологией, культурологией, социальной психологией, социальной, культурной и психологической антропологией. Прародительницей социальных наук, которые стали оформляться преимущественно во второй половине ХIХ века как самостоятельные дисциплины, явилась философия.
В России раньше (официально до 1990 года) социологов называли философами (с 1990 г. появились ученые степени по социологическим наукам).

Социальная, гуманитарная, культурная сфера сложнее по структуре и содержанию, чем естественнонаучная, и поэтому гораздо труднее поддается научному анализу. Ее специфика определяется тем, что центральным звеном здесь является человек, личность, субъект, обладающий уникальностью психофизического склада, внутреннего мира и требующий тончайшего исследования всей совокупности неповторимых свойств, опосредующих его поведение, деятельность и характер взаимодействия с другими людьми в культурном сообществе.

Теперь подробнее остановимся на том, что же конкретно изучает культурология? Культурология в настоящее время рассматривается как интегративная область знания, рождение которой произошло на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, истории и теории культуры, теологии культуры. Культурология – это социогуманитарное знание, однако в ней довольно часто используются методы естественных наук.

В область культурологии входят и взаимодействуют два типа знания: естественнонаучное, формально – логическое, математическое, с одной стороны, и социогуманитарное – с другой. Оба этих типа знания в своем единстве образуют единую картину мира, общую модель мироздания, по отношению к которой и самоопределяется человек, выстраивая собственную мировоззренческую парадигму. Оговоримся сразу, что в разные исторические эпохи развития цивилизаций и человеческого общества, картины мира были разными, различались и индивидуальные парадигмы миропонимания, о чем мы будем говорить позднее.

«Культурология, таким образом, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему» (Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М., 1980. С.10). Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, выявление механизмов межкультурной коммуникации, изучение универсального и специфического, постоянного, устойчивого и изменчивого в культуре.

Правомерно дать такое определение культурологии: культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, психологических технологий – словом, изучает в целостности все многообразие человеческих форм и смыслов существования и взаимоотношений людей, учитывающих их географическую, расовую, национальную, религиозную принадлежность, гендерную специфику, психологические особенности, исторические ментальности, политические, экономические приоритеты и т.д.
Целью культурологического исследования является понимание своей собственной и иных культур, а предметом – содержание индивидуальной и общественной жизни в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов понимания форм культурной жизни и изучает объекты (артефакты) и культурные процессы. Современная культурология охватывает область как фундаментальных, так и прикладных исследований, к которым относятся: социокультурное проектирование и прогнозирование, социально – культурные технологии, социально – культурный менеджмент и т.п.
Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных психологических, естественных, технических наук и комплексного гуманитарного знания.

Основные задачи культурологии:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;

- исследование ментального содержания культуры;

- выявление типов связей между элементами культуры;

- исследование типологии культур;

- изучение механизмов культурного развития человека и общества;

- исследование культурных текстов, культурных кодов, символов и межкультурных коммуникаций;

- изучение влияние на развитие человека, культуры, науки, искусства и общества.

Кратко рассмотрим особенности антропологического подхода к изучению культуры. Этот подход в науке получил название культурной и социальной антропологии как науке о человеке. Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли именно в культурной и социальной антропологии. В становлении этого знания ученые выделяют три этапа:

1) этнографический (1800-1860);
2) эволюционистский (1860-1895);
3) исторический (1895- 1925)

Обратимся к известным вам ученым и мыслителям, внесшим значительный вклад в развитии культурной и социальной антропологии. Пионером в становлении антропологии считается известный французский философ, педагог и писатель Жан Жак Руссо, изложивший свои прогрессивные идеи в труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Это, по сути, первое научное исследование по общей антропологии. Он выделил ее в сложившейся системе естественнонаучного и гуманитарного знания. В своей работе «Опыт о происхождении языков» он показал, что для изучения людей нужно уметь смотреть вокруг себя; чтобы изучать человека, нужно смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, необходимо наблюдать различия. Это правило Руссо стало одним из первых методологических законов антропологии. Цель антропологии при изучении человека, по словам Руссо, - увидеть свой собственный образ, отраженный в других людях».

Основоположником антропологического подхода к изучению культуры является американский этнограф, лингвист и археолог, профессор Колумбийского университета Франц Боас (1858-1942), который противопоставил сравнительно – историческому методу эволюционной школы в изучении культуры собственный, а именно «исторический метод», который сводился к эмпирическому. Боас отрицал законы социального развития, теоретических обобщений и утверждал, что изучение культуры заключается в описании культурных феноменов и накоплении исторических фактов. При этом каждое культурно – историческое явление рассматривалось им как уникальное.

Значительный интерес для понимания содержания культурологии представляют труды одного из наиболее известных в мировой науке антропологов К. Леви-Строса, который, в частности, отмечал, что «в своем коллективном существовании человек также должен познать себя, как «другого» до того, как он осмелится претендовать на собственное «Я» (Леви-Строс, К. Первобытное мышление).

Следует сказать, что, в отличие от социальной, культурная антропология характеризуется б о льшим вниманием к духовным, чем к материальным феноменам культуры, историко – описательной методологией исследования и выдвижением на первый план механизмов трансляции культурного опыта, проблем динамики культуры.

В рамках нашей темы коснемся и некоторых аспектов социальной антропологии, в контексте которой изучаются примитивные и традиционные общества с участием этнических особенностей культур.
Обратимся к истории: уже в трактатах Платона, Аристотеля, Цезаря, Геродота, Тацита, Ибн Батуты и других античных мыслителей были заложены основания для формирования научного направления «социальная антропология». Философско – исторические основания современной социальной антропологии были сформулированы американским ученым
А.Л. Кребером, который назвал культуру «суперорганичной», то есть стоящей над биологической и социальной реальностью. Особенность социальной антропологии заключается в том, что главное место в ее исследованиях занимает этнологический анализ культуры (этнология изучает распространение человека на Земле, его поведение и обычаи).
В методологическом плане для социальной антропологии характерно движение от факта к гипотезам, отрицание способности культурных феноменов к усовершенствованию и признание уникальности культур.
В социальной антропологии были также предприняты попытки сравнительного анализа различных элементов культуры и их функциональности (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский). В работах уже упомянутого нами К. Леви-Строса социальная антропология приобрела черты семиотической науки. Американский социолог и культуролог
Т. Парсонс считал, что социальная антропология «включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности… Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям, и в особенности по традиции применительно к «простейшим обществам» (Цит. по: Американская социология. – М., 1972. С. 362-363).

В 70-е годы ХХ столетия происходит сближение исследовательских установок социальной и культурной антропологии. Особенно это проявляется в области социокультурной динамики. Накопленный богатый эмпирический и теоретический материал и построение различных моделей генезиса (происхождения) культуры позволили современным культурологам переключиться с реконструкции прошлого на изучение современного человека во всей совокупности его межличностных, социальных, социоприродных, социально – политических, социально – экономических и иных связей, а также его этических, конфессиональных предпочтений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.