Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протестантизм




Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма.

1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью и о его непогрешимости.

2. Учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. филиокве).

Эти два пункта были основными причинами отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870 г.

3. Изменилось учение о спасении, о первородном грехе, из-за чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.

4. В XIX и XX вв. были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950).

5. В 1962–1964 гг. на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.

Помимо этого упомянутая проблема несправедливости, когда злодей, неправедно добившийся земных благ, оказывается еще и кандидатом на спасение, долгое время решалась католическим аргументом преизбыточествующей благодати‖, согласно которому сверхдолжные усилия святых, подвижников и прочих католиков не засчитываются Богом на их собственный счет, но поступают на счет церкви – в сокровищницу благодати, и церковь может использовать эти неучтенные заслуги для искупления грехов других своих прихожан, то есть, например, подвиг святого может волею церкви уравновесить злодейство разбойника. Для того чтобы перевести чужое угодное Богу усилие на свой счет, человек должен сделать что-нибудь угодное церкви, то есть, например, заплатить ей деньги за соответствующее свидетельство об искуплении грехов (индульгенцию). Такое учение способствовало полной юридической формализации веры и разложению общественной нравственности, в том числе и прежде всего нравственности духовенства, особенно высшего. Кроме того, становилась очевидной несправедливость Божественного воздаяния, поскольку тот, кто преступал условия договора, не только получал земные блага благодаря своим преступлениям, но и мог заслужить абсолютные блага благодаря тому, что делился своей добычей с церковью, имевшей божественную санкцию простить преступника.

Протестантизм – самое позднее из трех наиболее влиятельных на-правлений христианства, возникшее в XVI в. в результате Реформации.

Реформацией называется религиозное и общественное движение XVI столетия, осуществившее пересмотр средневековой культуры и приведшее к возникновению протестантизма. Основным объектом, против которого была направлена Реформация, являлась Римская католическая церковь. Как духовное явление Реформация стала реакцией на кризис католицизма, выра-зившийся в идеологическом, нравственном и политическом планах. Философские искания начала Ренессанса были направлены в первую очередь против закостеневшей церковной мысли, черпая свои аргументы зачастую из нехристианских источников. Кризис католической веры и мысли сказался не только на отношении к ним интеллектуальной аристократии того времени, но и на снижении авторитета церкви в широких массах Западной Европы. В еще большей мере последнему способствовало углублявшееся нравственное падение католического духовенства: неприкрытый аморализм римских пап, вопиющие злоупотребления духовенства, церковный формализм и ханжест-во.

Специфика Реформации, ее отличие от реформистских тенденций внутри самой Римско-католической церкви состояли в том, что она потребовала не просто исправления католицизма, а пересмотра его фундаментальных догматов. 31 октября 1517 г. в немецком городе Виттенберге на дверях одной из местных церквей католическим священником были вывешены 95 тезисов, в которых обличалась практика индульгенций – "корыстная торговля небесными сокровищами". [

В основу протестантизма легло положение «личной веры» или «оправдание верой» (в противовес католической доктрине оправдания посредством «добрых дел») как единственного и достаточного средства обретения божественной благодати и спасения, а также признание абсолютного авторитета Священного Писания (наряду с отрицанием роли Священного Предания – постановлений Вселенских соборов и творений святых отцов) и доктрины священства всех верующих.

Спасение достигается исключительно личной верой в Бога. "Бог не может и не хочет позволять ему господствовать над душой никому, разве лишь самому себе". Никто и ничто не может быть посредником между человеком и Богом. Из догмата об оправдании верой вытекает требование всеобщего священства всех верующих, равенство всех верующих перед Богом, упразднения особого сословия священников, наделенных божественной благодатью. Вместе с тем отрицание значимости самостоятельных человеческих усилий в деле спасения ведет к доктрине предопределенности его земной и посмертной судьбы, а значит, к безответственности человека за собственные деяния. Существенно, что протестантизм не отказался от положения филиокве, следовательно, протестант ни при каких условиях не может пренебрегать мирскими благами. Для решения проблемы соотношения земного и посмертного, приходящего и абсолютного воздаяния западное христианство не могло обратиться к православной концепции, но и ресурсы католицизма в этом вопросе были на данный момент исчерпаны. Для решения возникшей проблемы оставалась только одна версия – кон-цепция предопределения, реализованная протестантизмом. Суть этой версии заключается в том, что единолично властвующий в мире Бог, будучи всезнающим и всемудрым, не нуждается в практическом подтверждении того, что он и так видит заранее и изначально определяет меру земного и потустороннего воздаяния каждому человеку. Эти меры соответствуют друг другу, т. е. достойный человек (человек, который непременно, по Божьему предвидению и предопределению, будет достойным) получает по заслугам и в этой, и в иной жизни, поэтому узнать о том, кто же избранник, можно по тому, кто как живет в этой жизни. Тот, чьи усилия вознаграждаются земными благами, изначально избран Богом (по одному Ему ведомым основаниям) и предопределен к спасению; тот же, кто теперь влачит жалкое существование, жалок и в абсолютном смысле, поскольку Бог предопределил его к вечным мукам. При этом не имеет значения, каким именно способом человек достигает успеха в земной жизни. Даже если другие люди считают его разбойником, в глазах Бога это не имеет значения, поскольку его видение человека значительно превосходит какие бы то ни были человеческие мнения, по сути своей ограниченные и завистливые. Более того, доверие к Богу, одаряющему и наказывающему своих избранников вопреки земным представлениям о справедливости, является главным залогом и свидетельством единоспасающей веры во всемогущего и всеблагого Творца мира. По словам Лютера, это и есть предел веры – верить, что справедлив тот, кто по своему произволу делает нас достойными награды или осуждения, и если человек считает справедливым то, что Бог одаряет виновного, то должен считать справедливым и то, что он осуждает невинного.

Следует отметить, что все вышесказанное в полной мере относится к основному и исторически первому протестантскому течению – лютеранству. К другим направлениям протестантизма относятся англиканство, методизм, кальвинизм (реформаторство, гугенотство, пресвитерианство, пуританство), баптизм, адвентизм, мормонство, пятидесятничество и иеговизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.