Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиористские модели коммуникации




Введение.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

По дисциплине

Л Е К Ц И Я

 

Тема № 1/4 Прагматический аспект информации

 

 

Автор

ктн, доцент Новиков А.Ю.

 

Содержание занятия

Учебные вопросы (основная часть):

1. Бихевиористские модели коммуникации

2. Логические модели коммуникации

Череповец

2011 г.

 

 

Для понимания сути прагматических концепций теории информации рассмотрим исторический пример. 8 апреля 1940 года Лейф Ольсен, командир маленького норвежского судна, несшего дозор в водах Осло-фьорда, за несколько минут до того, как его корабль был потоплен немецкой эскадрой, передал в эфир: «Неизвестные корабли входят в Осло-фьорд». Поскольку радиограмма не содержала данных ни о числе кораблей, ни об их принадлежности к торговому или военному флоту, количество содержащейся в ней информации с точки зрения структурно-синтаксической теории информации невелико и, согласно, выражению (1.1), оно равно, по-видимому, двум условным единицам: корабли могли войти в фьорд, а могли и не войти, они могли быть «известными», а могли быть «неизвестными». С формальной точки зрения не меньшее количество информации содержится в телеграмме: «Тетя выздоровела». Но радиограмму приняла «система» - береговая оборона Осло. И в тот момент, когда немецкие корабли почти достигли цели, норвежские артиллеристы внезапно открыли огонь со всех батарей. В результате удачных попаданий тяжелый крейсер «Блюхер», орудия которого могли бы без труда подавить береговые батареи, затонул, а вместе с ним погибло более тысячи солдат и моряков. Это явилось одной из самых крупных потерь немецкой армии в начале войны. На первый взгляд утверждение, что информация о вторжении неизвестных кораблей в Осло-фьорд имеет большее значение, чем телеграмма о здоровье чьей-то тетушки, кажется тривиальным. Но попробуем проанализировать и охарактеризовать причины, определившие различную ценность информации, измеряемой одинаковым количеством условных единиц. Прежде всего, мы придем к выводу, что это различие не количественное, а качественное: его нельзя выразить ни в каких единицах; невозможно определить, например, во сколько раз защита Осло важнее здоровья тети. Следовательно, теория информации должна исследовать не только количественную сторону информационного процесса, но и его качественные особенности, в частности, такие свойства информации, как ценность, полезность и т.п. [6].

Рассмотрим еще один пример. Пассажиры едут в автобусе. Водитель объявляет остановку. Кое-кто выходит, остальные не обращают внимания на слова водителя - переданную им информацию. Почему? Потому что эта информация имеет разную ценность для получателей, в роли которых в данном примере выступают пассажиры. Вышел тот, для кого эта информация в данный момент была ценной. Значит, ценность можно определить, как свойство информации влиять на поведение ее получателя. Изучение отношений между знаками и их потребителями с точки зрения использования получаемой информации и влияния знаков на поведение систем составляет основу прагматических концепций теории информации, развитие которых идет по двум направлениям. Первое направление связано с созданием бихевиористских, поведенческих моделей коммуникации. Второе направление связано с разработкой логических моделей коммуникации, основывающихся на использовании идей логической прагматики [9].

Представителями прагматических теорий информации, работающих в рамках первого направления, являются Р. Акоф и У. Майлс. Исходным посылом в разработанной ими поведенческой модели коммуникации является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы. Базовым понятием модели Акоффа-Майлса является понятие целеустремленного состояния. Получатель находится в целеустремленном состоянии, если он стремится к некоторой цели и имеет не менее двух альтернативных путей неодинаковой эффективности для ее достижения. Сообщение, переданное получателю информативно, если оно изменяет его целеустремленное состояние.

Для поведенческих (бихевиористских) моделей характерно стремление связать понятие прагматической информации с целью и выдвинуть ту или иную количественную меру ценности информации. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах, в которых измеряется целевая функция. Например, в экономической системе ценность информации можно определить приростом экономического эффекта функционирования, достигнутым благодаря использованию этой информации для управления системой: , где - ценность сообщения s для системы управления; Э - априорный ожидаемый экономический эффект функционирования системы управления; - ожидаемый эффект функционирования системы при условии, что для управления будет использована информация сообщения s.

Исходя из соображения, что информация собирается для достижения некоторой цели, А.А. Харкевич предложил связать меру ценности информации с изменением вероятности достижения цели. Он первым из отечественных ученых подчеркнул фундаментальный характер связи прагматических свойств информации с категорией цели [28]. Другой подход к проблеме ценности информации осуществлен М.М. Бонгардом. Он вводит понятие «полезная информация», связывая сообщение с тем, какую задачу решает получатель, что он знает до прихода сообщения и как его истолковывает. Этот подход имеет вероятностно-алгебраическую сущность и носит более общий характер, чем подход, предложенный А.А. Харкевичем. Мера полезной информации Бонгарда имеет тем большую величину, чем меньше предполагаемое распределение вероятностей (гипотеза наблюдателя, по Бонгарду) отличается от действительного распределения вероятностей. Тем самым она учитывает единство семантических и прагматических характеристик сообщения. Это свойственно и развиваемому И.А. Полетаевым негэнтропийному подходу к проблеме ценности информации на уровне кибернетических систем. Согласно этому подходу, ценность сообщения, по отношению к которому система «некомпетентна» (то есть, не способна установить его «смысл»), равна нулю. Увеличение степени компетентности, а также усложнение аппарата отражения системы, некоторым рациональным способом и в определенных пределах, приводят к возрастанию ценности сообщения, измеряемому увеличением негэнтропии в системе [25].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.