Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка задачи оптимизации структуры хозяйственной деятельности предприятия




Оптимизировать хозяйственную деятельность любого конкретного предприятия с использованием математического моделирования можно при наличии соответствующей базы данных. В зависимости от постановки задачи методы оптимизации могут быть различными. В данном случае ограничимся вопросами постановки типовой задачи, выбора ее математической модели и поиска решения.

В качестве типового будем рассматривать оборонное предприятие, структура хозяйственной деятельности которого в рыночной эконо­мике характеризуется наиболее высокой степенью диверсификации производства.

На таком предприятии осуществляются следующие виды хозяйст­венной деятельности:

1. Государственный оборонный заказ.

2.Государственный заказ на выпуск продукции для нужд Россий­ской Федерации.

3.Государственный заказ на сохранение, поддержание и развитие мобилизационных мощностей.

4. Конверсия военных технологий и продукции.

5. Базовый малый бизнес и коммерческая деятельность.

6. Внешнеэкономическая деятельность.

Процедура моделирования и ожидаемые результаты зависят от постановки задачи.

Построение математической модели хозяйственной деятельности данного типа предприятия начинается с анализа условий обеспечения безопасности рыночной хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим эти условия.

Полагаем, что устойчивое развитие предприятия гарантируется тем, что производство и реализация всех видов выпускаемой продукции является прибыльным.

Полагаем, далее, что по результатам маркетинговых исследовании установлены конкурентоспособные виды продукции, которые рекомендованы к их производству на данном предприятии. Условиями финансовой состоятельности предприятия при организации производства и реализации всех видов выпускаемой продукции будем считать:

• объем всех инвестиций в производство не должен превышать сово­купную денежную оценку коммерческого продукта предприятия;

• доход от реализации продукции должен обеспечивать окупаемость всех видов выпускаемой продукции в соответствии с действующим бизнес-планированием и социальным развитием предприятия.

При этих предпосылках в качестве функционала математической модели целесообразно принять величину прибыли от всех видов хозяйственной деятельности предприятия №= 6).

Задачу оптимизации структуры хозяйственной деятельности предприятия в этом случае сформулируем следующим образом.

Требуется максимизировать функционал

 

при условиях

 

Пi — прибыль от производства и реализации i-го вида продукции; Ni объем инвестиций, вложенных в производство и реализацию i-го вида продукции; Ск — денежный эквивалент коммерческого продукта предприятия на момент получения всех видов инвестиций; Дi - доход от реализации i-го вида продукции; Д0 — доход от всех видов хозяйст­венной деятельности, обеспечивающий своевременную окупаемость бизнес-проектов; а, ß — постоянные составляющие величин И и Д; Ci - стоимостные показатели i-х видов продукции; ni — количество единиц продукции i-го вида деятельности или i-го вида продукции.

Таким образом, наиболее доступное решение задачи оптимизации может быть при условиях П = mах {Ci=const, ni} или П = mах {Ci, ni=const}.

Для конкретизации математической модели задачи оптимизации необходимо далее воспользоваться базой данных данного предприятия или соответствующими аналогами.

Представим величины П, И, Д функциональными зависимостями вида

 

где Спi —издержки производства и обращения i-й продукции; Сi — оптовая стоимость единицы i-й продукции; ni — количество единиц i-го иида продукции; Сi — удельные затраты на производство i-и продук­ции; Сдог.i — договорная (рыночная) цена при реализации единицы i-й продукции.

Допустим, что на базе имеющихся исходных данных указанные ве­личины Пi; Иi; Дi с определенной допустимой погрешностью можно аппроксимировать простейшими полиномиальными зависимостями. Тогда математическая модель задачи оптимизации следующая.

Требуется максимизировать функционал

 

при условиях

 

 

где пi — количество единиц i-го вида продукции в каждом из N напра­влений хозяйственной деятельности предприятия.

Эта задача представляет собой типичную задачу линейного про­граммирования с двухсторонними ограничениями. Методы решения такой задачи известны, хотя и требуют специальной подготовки спе­циалистов в области математической теории оптимизации. При опре­деленных процедурах такие задачи сводятся к двумерным с получени­ем графоаналитического решения.

Итогом решения этой задачи является оптимальное распределение разных видов и количества единиц продукции п iopt по всем направле­ниям хозяйственной деятельности предприятия N которое обеспечи­вает максимум прибыли П = mах предприятию в пределах установ­ленных ограничений на объем инвестиций в производство.

С учетом этого оптимального распределения видов и количества единиц продукции в каждом виде составляют бизнес-план производ­ства и реализации продукции и определяют механизм своевременно­го возврата заемных средств. Модель задачи характеризует типовой подход к оптимизации диверсификации производства и продукции для любого промышленного и непромышленного предприятия.

Рассмотренная задача оптимизации структуры хозяйственной деятельности предприятия может быть сформулирована в различных ва­риациях с привлечением разных показателей хозяйственной деятель­ности. Такой тип задач является весьма актуальным, например, при бизнес-планировании производства продукции при достаточно об­ширных производственных связях или при реализации продукции (товаров, услуг) предприятием малого бизнеса.

 

 

Приложение

Оптимизация предприятия – это адаптация или модернизация существующих процессов к изменившимся условиям хозяйствования без коренной смены сущности этих процессов.

Оптимизации предприятия предшествует этап проектирования изменений. Поэтому каждый проект по оптимизации на предприятии различных хозяйственных процессов, который составляется на оптимизируемом предприятии, несет в себе определенное новшество. В результате каждого такого проекта производится оптимизация предприятия, что стимулирует увеличение объемов реализации, и завоевание нового сегмента рынка сбыта. Оптимизация предприятия может затрагивать следующие элементы хозяйственной деятельности:

основное производство;

вспомогательное и/или обслуживающее производство;

система управления;

работа различных отделов и служб - маркетинговой, коммерческой, финансовой и других;

снабженческая и сбытовая политика, а также отношения с контрагентами;

оптимизация предприятия в целом за счет инновационных решений.

Проект оптимизации предприятия

Вначале при разработке проекта оптимизации предприятия анализируется множество аспектов деятельности организации: цель существования организации, объект и предмет деятельности, стратегическая цель, миссия, ключевые долгосрочные и краткосрочные цели, функции организации, кредо организации, кадровая политика, финансовое состояние предприятия и др. В результате анализа указанных аспектов делается вывод о возможности реализации и целесообразности финансирования инновационного проекта для оптимизации предприятия. Должна быть также четко определена цель проекта. Целью любого проекта по оптимизации предприятия является результат, который предприятие хочет достигнуть. Результат оптимизации предприятия должен быть документально закреплен и иметь количественное или качественное значение для предприятия.

Для торгового предприятия оптимизация хозяйственной деятельности может быть представлена следующими основными направлениями: цели в области развития товарного портфеля, цели в области исследований рынка, цели в области ценовой стратегии, цели в области продаж, цели по продвижению компании на рынке, цели по изменению структуры организации.

После формулировки и закрепления главной цели проекта оптимизации предприятия, формируется комплекс мероприятий по модернизации намеченных элементов хозяйственной деятельности предприятия. Мероприятия для оптимизации составляются по определенным направлениям, которые направлены на достижение основной цели. Каждое такое направление оптимизации представляет собой определенную задачу, которую необходимо решить, чтобы достигнуть главной цели проекта оптимизации предприятия.

После формирования комплекса мероприятий по оптимизации, каждое из мероприятий должно пройти контроль на соответствие поставленной цели и остальным задачам. Так ни одно из мероприятий оптимизации предприятия не должно противоречить ни мероприятиям по другим направлениям, ни задачам других направлений, ни главной цели проекта оптимизации. Если в рамках конкретного мероприятия по оптимизации предприятия предусмотрены дополнительные задачи или цели, то они также не должны противоречить другим направлениям. Залог составления успешного проекта по оптимизации предприятия в правильном согласовании всех его элементов.

После того, как все мероприятия оптимизации были определены, составляется организационный план проекта. Все мероприятия приводятся в таблицах, в которых четко указываются сроки проведения и завершения мероприятия, ответственные за его выполнение сотрудники, а также каждому мероприятию соответствует его краткое описание. Согласно концепции проектирования по каждому мероприятию должен быть достигнут конкретный результат в указанный в организационном плане срок.

Реализация каждого мероприятия по оптимизации предприятия требует определенных затрат: финансовых, трудовых, материальных, временных и т.д. Поэтому для каждого мероприятия, которое указано в организационном плане, необходимо произвести расчет затрат и указать источники финансирования. Другими словами, необходимо определить бюджет проекта по оптимизации предприятия. Необходимо учесть, что бюджет проекта должен быть соизмерим и сопоставим с тем эффектом, который планируется получить в результате проведения оптимизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.