Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и направления развития экономической мысли




Предмет и методы экономической науки

Объект изучения – экономическая деятельность людей, которая направлена на производство благ в целях удовлетворения индивидуальных

и общественных потребностей. Предмет изучения – проблема экономического выбора, изучение с целью эффективного использования

обществом ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей.

Данная наука применяет широкий комплекс методов – анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, научный эксперимент.

Существует 2 подхода к изучению экономических явлений и процессов: нормативный и позитивный.

Позитивный подход дает научное объяснение объективной реальности, то есть отражает экономику такой, какая она есть на самом

деле. В позитивной экономике существуют утверждения следующего типа: «Введение квот на нефть привело к повышению цен на

внутреннем рынке». Утверждение описывает результат работы какой-то программы без оценки соответствия работы намеченным целям.

Отсутствует суждение по поводу желательности или нежелательности результата.

Нормативный подход отвечает на вопрос, как необходимо действовать, чтобы достичь желаемого результата. «Если государство

стремится к ограничению импорта нефти с наименьшими издержками для себя и потребителя, то в таком случае предпочтительны тарифы,

а не квоты». Нормативная экономика оценивает, насколько успешно осуществляются программы, может быть связана с выработкой новой

стратегии.

Экономическая категория – понятие, которое теоретически обобщает свойства и черты отдельных экономических процессов и

явлений (рента, зарплата и т. п.)

Экономические законы выражают существующие устойчивые связи в экономических процессах (закон распределения труда).

Между экономическими законами и законами природы существуют общие черты и различия:

1. сходства: экономические законы и законы природы являются объективными и не зависят от воли и сознания человека;

2. различия: экономические законы проявляются через сознательную деятельность человека и затрагивают интересы этого человека;

экономические законы являются недолговечными, они изменчивы, действуют на протяжении какого-либо периода времени, затем

уступают место новым;

3. исключение – закон разделения труда.

Развитие экономической науки проходило в несколько этапов:

1. Зарождение экономической мысли (Ксенофонт, Аристотель, Платон, Фома Аквинский).

2. Становление экономической теории как науки. 1-е направление – меркантилизм - обосновывает __________необходимость активного

вмешательства государства в хозяйственную деятельность (Антуан де Монкретьен, Томас Мэн, Антонио Серра), 2-е направление –

физиократизм – «власть природы» (Франсуа Кенэ), 3-е направление – классическая политическая экономика – пропаганда

экономического либерализма (Адам Смит).

3. Формирование основных направлений экономической теории в XIX-XX вв.: 1. марксизм (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), 2.

неоклассическое, 3. кейнсианство (Джон Мейнард Кейнс), 4. институционализм (Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл).

Рассмотрим подробно каждый этап.

1. Время существования древних цивилизаций (до эпохи раннего средневековья). Основы экономических знаний о правилах ведения

натурального хозяйства, о зарождении товарных отношений были закрыты в устных и письменных источниках того времени.

Постепенно происходит накопление опыта. Сочинение «Экономикос» (Ксенофонт) раскрывало правила владения рабовладельческого

натурального хозяйства. Именно Ксенофонт дает оценку деньгам как выражение богатства, физический и умственный труд – разные

вещи, обращает внимания на взаимосвязь между разделением труда и рынка. Аристотель вплотную подошел к различию между

натуральным и товарным хозяйством, а также свойствами товара, выделил 2 фазы богатства: экономия и хрематистика – искусство

делать деньги. Основа экономии – производственный труд землевладельцев и ремесленников. Основа хрематистики – сфера

обращения.

2. В XVI в. в Западной Европе начал формироваться 2-й этап развития экономики.

1. Меркантилизм. Признаки: 1. источник богатства выводился из сферы обращения, само богатство отождествлялось с деньгами, 2.

накопление денежного богатства связывалось с помощью государства. Ранний меркантилизм – идея денежного баланса, которая

была направлена на увеличение денежного богатства страны за счет запрета вывоза денег за границу. Поздний меркантилизм –

идея активного торгового баланса (много продавать, мало покупать). В XVI веке началось активное развитие капиталистической

мануфактуры, что повлияло на становление сферы производства главной сферой создания богатства.

2. Физиократы. Основные статьи и труды Кенэ были посвящены сельскому хозяйству. Основная заслуга – перенос центра анализа

хозяйственной жизни из сферы обращения в сферу производства. Производство было представлено исключением сельского

хозяйства. Источник богатства – продукция земледелия.

3. Классическая политическая экономия (2-я половина XVII – начало XIX вв.). «Исследование о природе и причинах богатства

народов» (Смит). Основой учения Смита был принцип свободной конкуренции: только при свободном передвижении капитала,

товаров, денег, людей ресурсы общества могут использоваться оптимально. Основные элементы свободной конкуренции:

свободное движение рабочей силы, свободная торговля землей, отмена правительственной регламентации функционирования

промышленности и внутренней торговли, свобода внешней торговли. Дэвид Рикардо пытался дать объяснение таким

противоположностям, как ранта и прибыль, прибыль и зарплата, он также обратил внимание на противоречивость капитализма,

говорил о необходимости для экономики анализа в соответствии с социальными процессами. Основные идеи классической

политической экономии:

1. Объект изучения – общественное производство. Именно здесь, по выражению Смита, находится «источник богатства

народов».

2. Труд – основа и мера ценности всех товаров. Создается трудовая теория стоимости.

3. Утверждается идея объективности экономических законов. Сформулировано правило свободной конкуренции (Смит

назвал его «невидимой рукой»).

4. Главная экономическая проблема – накопление капитала, которая рассматривалась с позиции общественного производства.

3. Формирование основных направлений экономической теории в XIX – XX вв.

1. Марксизм. В «Капитале» К. Маркс дает многим экономическим процессам собственную интерпретацию. Содержание экономики

он рассматривает через развитие отношений собственности. Именно Маркс открывает двойственный характер труда, он создает

учение о прибавочной стоимости. Маркс делает выводы о неизбежности социальных конфликтов, о неопределенности

экономических кризисов, формулирует между трудом и капиталом.

2. Неоклассическое направление (70-е гг. XIX в. – 30-е гг. XX в.). Неоклассики достаточно глубоко разрабатывали

микроэкономический раздел экономической науки (положения о равнозначности спроса и предложения, рыночное равновесие,

понятие эластичности, процесс формирования цен на основные факторы производства). Неоклассическое направление включает

ряд школ и теорий, была сформулирована теория предельной полезности (австрийская школа).

Лозаннская математическая школа (В. Парето) придавала большое значение математике как методу изучения экономических

процессов. Все ответвления неоклассического направления объединял принцип невмешательства государства в экономику. Однако

кризис в США 1929-1933 гг., а также экономические потрясения в Западной Европе поставили под сомнение эффективность данного

принципа. Как следствие развивается новая теория – теория регулирования экономики (Кейнс). Новаторство экономического учения

Кейнса проявилось в его предпочтении макроэкономического анализа всех экономических процессов. Кейнс стал основоположником

макроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки. Он основал концепцию о так называемом эффективном спросе –

спросе, который потенциально возможен и стимулируется государством. Кейнс обосновал необходимость косвенного

государственного регулирования.

4. Институционализм. Объект изучения – институты (государство, корпорации, налоги, правовые нормы). Веблен доказал, что в

рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, именно это

давление заставляет потребителей принимать неразумные решения. Благодаря Веблену вводится понятие «престижное (показное)

потребление». Эффект Веблена – товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение этими

товарами отличает человека от других людей. Веблен делает вывод: рыночная экономика характеризует не эффективность и

целесообразность, а демонстративное расточительство и завистливое сравнение. Со 2-й половины XX в. развивается

неинституционализм. Рональд Коуз исследовал трансакционные издержки, то есть те издержки, которые предприятие должно нести,

когда оно заключает различные контракты и сделки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.