КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция и конкурентоспособность как экономические категории рынка
Конкуренция – фундаментальный принцип и основная регулирующая сила рыночного товарного производства, форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке. Основными условиями реализации принципа свободной конкуренции являются: господство частной собственности на экономические ресурсы и преобладание в обществе идеологии индивидуализма; обеспечение товаропроизводителям полной свободы для вхождения в любую отрасль и на любой рынок, а также свободы покидать их; наличие большого числа самостоятельно принимающих решения товаропроизводителей и покупателей на рынке; благодаря многочисленности субъектов рынка решения каждого из них не могут оказать существенного влияния на рыночные цены. Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию, неценовую конкуренцию товаропроизводителей и конкуренцию потребителей. Внутриотраслевая конкуренция выражается в том, что каждый товаропроизводитель стремится продать свой товар с максимальной выгодой для себя. На рынке побеждают товаропроизводители, способные быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, воспринимать и использовать достижения научно-технического прогресса, поэтому конкуренция способствует развитию экономики. В результате внутриотраслевой конкуренции устанавливается средняя цена предложения. Межотраслевая конкуренция – это экономическая борьба на рынке между товаропроизводителями разных отраслей за обеспечение максимальной прибыли за счет завоевания наиболее выгодных сфер приложения капитала. Механизм межотраслевой конкуренции — переливание капитала из менее выгодных производств в более выгодные в условиях открытого рынка. В результате межотраслевой конкуренции устанавливается равновесная (средняя) норма прибыли на капитал. Неценовая конкуренция представляет собой форму борьбы за покупателей путем расширения рекламной деятельности, привлечения покупателей яркой упаковкой и т. д. Конкуренция потребителей возникает на рынке в связи со стремлением каждого покупателя приобрести товары и услуги по более низким ценам. В действительности на рынке не всегда возможна свободная конкуренция, существуют различные ограничения. С конкуренцией тесно связано понятие «конкурентоспособность». Конкурентоспособность можно рассматривать как с экономической, так и с маркетинговой точки зрения. С экономической точки зрения конкурентоспособность определяется с позиций компаративной (сравнительной) выгоды. Например, индивидуальный субъект рынка приобретает товары и услуги там, где они дешевле, а продает тому покупателю, который предлагает наиболее высокую цену. Такое поведение присуще не только отношениям на внутреннем рынке, но и в международной торговле. Если фирма не может реализовать свою продукцию и услуги по рыночным ценам, значит, она неконкурентоспособна. Если же фирма в состоянии расширить свое присутствие на рынке (внутреннем или международном), она имеет потенциальную конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности может быть достигнуто не только в результате сокращения издержек производства данного конкретного продукта (применение новейших технологий, совершенствование управления, оптимизация размеров предприятия, повышение качества продукции), но и в результате проведения определенной экономической, аграрной и торговой политики государства (предоставление льготных кредитов, субвенций, экспортных дотаций и т. д.). В маркетинговом аспекте конкурентоспособным надо считать такого хозяина и предпринимателя, который длительное время выдерживает конкуренцию и развивает свое производство, то есть с маркетинговой точки зрения конкурентоспособным является такое хозяйство, рынок сбыта которого увеличивается. Уровень конкуренции на рынке определяется не только числом его участников, но и рыночной долей каждого из них. Часто складывается ситуация, когда на рынке действуют много мелких компаний и одна достаточно крупная. При этом крупная фирма будет иметь значительное влияние на рыночную цену. Поэтому при оценке состояния рынка необходимо учитывать не только число, но и концентрацию продавцов и покупателей. Показатели концентрации рынка основаны на сопоставлении размера фирмы с размером сектора, в котором она действует. Уровень конкуренции Ккр оценивается с помощью коэффициента концентрации рынка:
где –объем продаж - й крупной фирмы; –объем продаж -й прочей (менее крупной) фирмы; п –число j-x крупных фирм; т –число -х прочих фирм. Для определения степени концентрации рынка используется также индекс концентрации Херфинделя-Хиршмана: ; где Dj – доля j-й крупной фирмы на рынке товара.
Индекс Херфинделя-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100 % продукта). Антиконкурентной считается при индексе Херфинделя-Хиршмана от 0,1 до 0,18 каждая сделка, которая увеличивает индекс более чем на 0,01; при индексе для отрасли более 0,18 – сделка, которая может увеличить индекс на 0,005 и более. Если индекс меньше 0,1, рынок считается слабоконцентрированным и не регулируется.
Классификация рынков по степени ограничения конкуренции По степени ограничения конкуренции рынки могут быть поделены, исходя из количественных и качественных параметров. Классификация и характеристика рынков по количественным параметрам осуществляется, исходя из количественного состава партнеров на рынке (покупающие и продающие субъекты) и значимости его участников (табл. 1).
Табл 1 – Формы рынка по количественным параметрам (по X. Штакельбергу)
По данному признаку рыночные партнеры различаются по принципу «много – несколько – один». Путем различных комбинаций этих трех признаков под действием спроса и предложения определяются различные формы рынка. При характеристике схемы ценообразования на рынках аграрных продуктов в большинстве случаев необходимо использовать форму «полиполия»: многие предлагающие продукцию хозяйствующие субъекты (сельскохозяйственные товаропроизводители) противостоят достаточно большому числу покупающих субъектов (торговцы или потребители). Классификация и характеристика рынков по качественным параметрам: - совершенные и несовершенные; - организованные и неорганизованные; - с ограниченным и неограниченным входом; - свободные и регулируемые. Совершенные и несовершенные рынки. О совершенных рынках говорят в том случае, если одновременно выполняются пять условий: - обеспечивается объективная однородность продуктов – они рассматриваются как продавцом, так и покупателем как равноценные и свободно обмениваются друг на друга; - на рынке не могут доминировать личные предпочтения – все его участники равны в правах; - не должно быть никаких пространственных различий между продавцом и покупателем, которые встречаются в одном месте для заключения сделки (это условие определяется тем, что совершенные рынки являются точечными); - при осуществлении сделки не должно быть временных различий – одинаковый продукт предоставляется в распоряжение возможных покупателей всеми продавцами в одно и то же время; - полная рыночная проницаемость, то есть все предлагающие и покупающие субъекты должны быть в достаточной мере информированы о ситуации на рынке. Первые четыре условия отвечают состоянию гомогенности. Если нет рыночной проницаемости, но выполняются условия гомогенности, говорят о временно несовершенных рынках. В действительности совершенные рынки могут существовать лишь тогда, когда они пространственно и во времени определяются очень узко (колхозные рынки в России, базар в Средней Азии), поэтому разделение на совершенные и несовершенные рынки служит для рассмотрения процесса ценообразования прежде всего в абстрактной форме. О несовершенных рынках говорят в том случае, если не выполняется хотя бы одно из четырех первых условий. Организованные и неорганизованные рынки. При организованном рынке ценообразование в стране или регионе происходит согласно установленным правилам и (или) через особые учреждения (биржи, аукционы). В остальных случаях речь идет о неорганизованных рынках, в частности о рынках срочных товаров, региональных и локальных товарных биржах и аукционах. Рынки с ограниченным и неограниченным входом. Доступ производителей и покупателей на отдельные рынки может быть ограничен путем правового регулирования (например, требованием удостоверения об определенной квалификации) или хозяйственными условиями. В сельском хозяйстве доступ потенциальных производителей на рынки формально свободен, однако в реальности ограничен несовершенным правовым регулированием земельных отношений. Свободные и регулируемые рынки. Если цена на товар формируется только участниками рынка, говорят о свободном рынке. Если же государство вторгается в процесс рыночного ценообразования, говорят о регулируемом рынке. Аграрные рынки в развитых странах в значительной степени регулируются государством. Им можно дать следующие характеристики: полиполия, несовершенные, неорганизованные, с ограниченным доступом, регулируемые. Аграрные рынки стран с переходной экономикой, в том числе и России, в целом подчиняясь общим закономерностям, имеют свои отличия.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |