Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и конкурентоспособность как экономические категории рынка




Конкуренция – фундаментальный принцип и основная регули­рующая сила рыночного товарного производства, форма эконо­мической борьбы за максимальную реализацию личных интере­сов продавцов и покупателей товаров на рынке.

Основными условиями реализации принципа свободной конку­ренции являются:

господство частной собственности на экономические ресурсы и преобладание в обществе идеологии индивидуализма;

обеспечение товаропроизводителям полной свободы для вхож­дения в любую отрасль и на любой рынок, а также свободы поки­дать их;

наличие большого числа самостоятельно принимающих реше­ния товаропроизводителей и покупателей на рынке; благодаря многочисленности субъектов рынка решения каждого из них не могут оказать существенного влияния на рыночные цены.

Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию, неценовую конкуренцию товаропроизводителей и конкуренцию потребителей.

Внутриотраслевая конкуренция выражается в том, что каждый товаропроизводитель стремится продать свой товар с максималь­ной выгодой для себя. На рынке побеждают товаропроизводите­ли, способные быстро адаптироваться к изменяющимся услови­ям, воспринимать и использовать достижения научно-техничес­кого прогресса, поэтому конкуренция способствует развитию экономики. В результате внутриотраслевой конкуренции уста­навливается средняя цена предложения.

Межотраслевая конкуренция – это экономическая борьба на рынке между товаропроизводителями разных отраслей за обеспе­чение максимальной прибыли за счет завоевания наиболее вы­годных сфер приложения капитала. Механизм межотраслевой конкуренции — переливание капитала из менее выгодных произ­водств в более выгодные в условиях открытого рынка. В результа­те межотраслевой конкуренции устанавливается равновесная (средняя) норма прибыли на капитал.

Неценовая конкуренция представляет собой форму борьбы за покупателей путем расширения рекламной деятельности, привле­чения покупателей яркой упаковкой и т. д.

Конкуренция потребителей возникает на рынке в связи со стремлением каждого покупателя приобрести товары и услуги по более низким ценам.

В действительности на рынке не всегда возможна свободная конкуренция, существуют различные ограничения.

С конкуренцией тесно связано понятие «конкурентоспособ­ность».

Конкурентоспособность можно рассматривать как с экономи­ческой, так и с маркетинговой точки зрения.

С экономической точки зрения конкурентоспособность опре­деляется с позиций компаративной (сравнительной) выгоды. На­пример, индивидуальный субъект рынка приобретает товары и услуги там, где они дешевле, а продает тому покупателю, который предлагает наиболее высокую цену. Такое поведение присуще не только отношениям на внутреннем рынке, но и в международной торговле. Если фирма не может реализовать свою продукцию и услуги по рыночным ценам, значит, она неконкурентоспособна. Если же фирма в состоянии расширить свое присутствие на рын­ке (внутреннем или международном), она имеет потенциальную конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности мо­жет быть достигнуто не только в результате сокращения издержек производства данного конкретного продукта (применение новей­ших технологий, совершенствование управления, оптимизация раз­меров предприятия, повышение качества продукции), но и в ре­зультате проведения определенной экономической, аграрной и торговой политики государства (предоставление льготных креди­тов, субвенций, экспортных дотаций и т. д.).

В маркетинговом аспекте конкурентоспособным надо считать такого хозяина и предпринимателя, который длительное время выдерживает конкуренцию и развивает свое производство, то есть с маркетинговой точки зрения конкурентоспособным является такое хозяйство, рынок сбыта которого увеличивается.

Уровень конкуренции на рынке определяется не только чис­лом его участников, но и рыночной долей каждого из них. Час­то складывается ситуация, когда на рынке действуют много мелких компаний и одна достаточно крупная. При этом круп­ная фирма будет иметь значительное влияние на рыночную цену. Поэтому при оценке состояния рынка необходимо учи­тывать не только число, но и концентрацию продавцов и поку­пателей.

Показатели концентрации рынка основаны на сопоставлении размера фирмы с размером сектора, в котором она действует.

Уровень конкуренции Ккр оценивается с помощью коэффици­ента концентрации рынка:

 

где –объем продаж - й крупной фирмы; –объем продаж прочей (менее крупной) фирмы; п –число j-x крупных фирм; т –число прочих фирм.

Для определения степени концентрации рынка используется также индекс концентрации Херфинделя-Хиршмана:

;

где Dj – доля j-й крупной фирмы на рынке товара.

 

Индекс Херфинделя-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (когда на рынке дей­ствует только одна фирма, производящая 100 % продукта). Ан­тиконкурентной считается при индексе Херфинделя-Хиршмана от 0,1 до 0,18 каждая сделка, которая увеличивает индекс более чем на 0,01; при индексе для отрасли более 0,18 – сделка, кото­рая может увеличить индекс на 0,005 и более. Если индекс мень­ше 0,1, рынок считается слабоконцентрированным и не регули­руется.

 

Классификация рынков по степени ограничения конкуренции

По степени ограничения конкуренции рынки могут быть по­делены, исходя из количественных и качественных параметров.

Классификация и характеристика рынков по количественным па­раметрам осуществляется, исходя из количественного состава партнеров на рынке (покупающие и продающие субъекты) и зна­чимости его участников (табл. 1).

 

 

Табл 1 – Формы рынка по количественным параметрам (по X. Штакельбергу)

Продавцы Покупатели
много несколько один
Много Полиполия (полная конкуренция) Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия Обоюдная олигополия Ограниченная монопсония
Один Монополия Ограниченная монополия Обоюдная монополия

 

По данному признаку рыночные партнеры различаются по принципу «много – несколько – один». Путем различных ком­бинаций этих трех признаков под действием спроса и предложе­ния определяются различные формы рынка.

При характеристике схемы ценообразования на рынках аграр­ных продуктов в большинстве случаев необходимо использовать форму «полиполия»: многие предлагающие продукцию хозяй­ствующие субъекты (сельскохозяйственные товаропроизводите­ли) противостоят достаточно большому числу покупающих субъектов (торговцы или потребители).

Классификация и характеристика рынков по качественным па­раметрам:

- совершенные и несовершенные;

- организованные и неорганизованные;

- с ограниченным и неограниченным входом;

- свободные и регулируемые.

Совершенные и несовершенные рынки. О совершенных рынках го­ворят в том случае, если одновременно выполняются пять условий:

- обеспечивается объективная однородность продуктов – они рассматриваются как продавцом, так и покупателем как равно­ценные и свободно обмениваются друг на друга;

- на рынке не могут доминировать личные предпочтения – все его участники равны в правах;

- не должно быть никаких пространственных различий между продавцом и покупателем, которые встречаются в одном месте для заключения сделки (это условие определяется тем, что совер­шенные рынки являются точечными);

- при осуществлении сделки не должно быть временных разли­чий – одинаковый продукт предоставляется в распоряжение воз­можных покупателей всеми продавцами в одно и то же время;

- полная рыночная проницаемость, то есть все предлагающие и покупающие субъекты должны быть в достаточной мере инфор­мированы о ситуации на рынке.

Первые четыре условия отвечают состоянию гомогенности. Если нет рыночной проницаемости, но выполняются условия го­могенности, говорят о временно несовершенных рынках.

В действительности совершенные рынки могут существовать лишь тогда, когда они пространственно и во времени определя­ются очень узко (колхозные рынки в России, базар в Средней Азии), поэтому разделение на совершенные и несовершенные рынки служит для рассмотрения процесса ценообразования прежде всего в абстрактной форме.

О несовершенных рынках говорят в том случае, если не вы­полняется хотя бы одно из четырех первых условий.

Организованные и неорганизованные рынки. При организован­ном рынке ценообразование в стране или регионе происходит со­гласно установленным правилам и (или) через особые учрежде­ния (биржи, аукционы). В остальных случаях речь идет о неорга­низованных рынках, в частности о рынках срочных товаров, ре­гиональных и локальных товарных биржах и аукционах.

Рынки с ограниченным и неограниченным входом. Доступ производителей и покупателей на отдельные рынки может быть огра­ничен путем правового регулирования (например, требованием удостоверения об определенной квалификации) или хозяйствен­ными условиями.

В сельском хозяйстве доступ потенциальных производителей на рынки формально свободен, однако в реальности ограничен несо­вершенным правовым регулированием земельных отношений.

Свободные и регулируемые рынки. Если цена на товар формиру­ется только участниками рынка, говорят о свободном рынке. Если же государство вторгается в процесс рыночного ценообразо­вания, говорят о регулируемом рынке.

Аграрные рынки в развитых странах в значительной степени регулируются государством. Им можно дать следующие характе­ристики: полиполия, несовершенные, неорганизованные, с огра­ниченным доступом, регулируемые. Аграрные рынки стран с пе­реходной экономикой, в том числе и России, в целом подчиняясь общим закономерностям, имеют свои отличия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.