Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники производства по делу об административном правонарушении




 

Под участником производства по делу об административном правонарушении понимаются лица, заинтересованные в конечном результате дела (лицо, в отношении которого ведется дело, прокурор, защитник, потерпевший, законные представители) и лица, способствующие осуществлению дела (свидетель, понятые, специалист, эксперт, переводчик)

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, лица, в отношении которых ведется де-ло (физические и юридические) вправе:

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться юридической помощью адвоката;

6) пользоваться иными процессуальными правами согласно КоАП РФ. Также они могут обжаловать в суд принятые по делу постановления и решения в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ.

Указанные лица имеют право присутствовать при рассмотрении дела. В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено только в том случае, когда он надлежащим образом извещен о месте и времени и рассмотрения дела, и от него не поступило ходатайство об отложении дела, либо ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел, влекущих административный арест, административное выдворение иностранных граждан и лиц и без гражданства. Присутствие лица, привлекаемого к такому наказанию обязательно в силу закона.

Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которому причинен физический (телесные повреждения), имущественный (уничтожение или повреждение материальных ценностей) или моральный (нравственные страдания или подрыв деловой репутации) вред.

Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу или потерпевшего, если он является несовершеннолетним, либо по своему физическому или психическому состоянию не может самостоятельно реализовать свои права. К ним относятся родители, опекуны и попечители, родственные связи или соответствующие полномочия на такие действия удостоверены предусмотренными в таких случаях документами (ст. 25.3 КоАП РФ).

Законные представители юридического лица имеют те же права и несут те же обязанности, которые предусмотрены в КоАП РФ в отношении представляемых лиц. Полномочия законного представителя, юридического лица подтверждаются документально.

Защитник и представитель, в качества, которых обычно выступает адвокат, призваны оказать юридическую помощь как лицу, в отношении которого ведется производство, так и потерпевшему. Они допускаются к участию в производстве с момента инициирования дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля может участвовать в производстве по делу об административном правонарушении лицо, которому могут быть известны подлежащие установлению обстоятельства по данному делу. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обязан:

1) явиться по вызову для участия в производстве по делу;

2) дать правдивые показания (сообщить все известные ему факты по делу; ответить на поставленные вопросы, удостоверить своей подписью правильность занесения его показаний в протокол).

Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, бабушек, дедушек, внуков);

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения своих показаний в протокол.

При опросе свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста, обязательно присутствие педагога или психолога, а в случае необходимости – законного представителя несовершеннолетнего.

Понятой – любое, не заинтересованное в исходе дела, вменяемое совершеннолетнее лицо, которое привлекается должностным лицом, в производстве которого находится дело, для присутствия при осуществлении процессуальных действий
(ст. 25.7 КоАП РФ). Присутствие двоих понятых обязательно в случае применения определенных мер обеспечения производства по делу (при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, изъятии вещей и документов в других необходимых случаях.). Понятой удостоверяет своей подписью факт осуществления процессуальных действий в его присутствии их результаты. При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

Специалист – любое не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств, которые используются в данном производстве по делу об административном правонарушении.

Специалист обязан:

1) явиться по вызову;

2) участвовать в производстве соответствующих действий и давать по ним объяснения;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты (ст. 25.8 КоАП).

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела, относящимся к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения должностного лица, ведущего производство по делу, задавать вопросы, относящиеся к предмету совершаемых им по делу действий, лицу, в отношении которого ведется дело, потерпевшему и свидетелю;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых действий, которые подлежат занесению в протокол.

Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, ремесле или искусстве, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения, привлекаемое для участия в производстве по делу.

Эксперт обязан:

1) явиться по вызову;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

3) дать требуемые объяснения в связи с содержанием заключения (ст. 25.9
КоАП).

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения должностного лица, ведущего производство, задавать лицу, в отношении которого ведется дело, потерпевшему, свидетелю, вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

3) указывать в своем заключении, имеющие для дела значение, обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предмет экспертизы выходит за пределы его специальных знаний или, если материалов, предоставленных ему, недостаточно для дачи заключения.

Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода. Назначается должностным лицом, ведущим производство по делу.

Переводчик обязан:

1) явиться по вызову;

2) выполнить полно и точно необходимый в производстве перевод;

3) удостоверить своей подписью верность содержания перевода.

Как специалист, эксперт, переводчик также предупреждается об административной ответственности за заведомо ложные действия (ст. 179 КоАП РФ).

Особое место среди участников производства занимает прокурор, так как он осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ.

Прокурор вправе:

1) инициировать производство по делу об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ);

2) участвовать в рассмотрении дела, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (ст. 25. 11 КоАП РФ);

3) приносить протест на вынесенные решения, независимо от участия в деле (ст. 30.10, 30.12, 30.14-30.19).

Важно иметь в виду, что прокурор обязательно извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенным несовершеннолетним или инициированным прокурором (ст. 25.11 КоАП РФ).

 

3. Доказательства по делу и обеспечение производства по делам об
административных правонарушениях

 

Одной из главных задач производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное его рассмотрение. Для этого необходимо исследование всех доказательств по делу, то есть фактических данных, на основании которых можно сделать вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения, либо об отсутствии его вины.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит открытый перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении. Установлению подлежат вопросы о наличии события правонарушения; о лице, совершившим противоправное деяние; виновность лица в совершении данного правонарушения; обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность; характер и величина, причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по делу.

Источниками доказательств являются протокол об административном правонарушении, другие протоколы, связанные с производством по делу (к примеру: об осмотре места административного правонарушения, о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице), объяснение лица, в отношении которого инициировано производство по делу, показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта и др. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ получение доказательств с нарушением закона не допускается.

Выделяют следующие виды доказательств: первоначальные (показания свидетелей – очевидцев события правонарушения); производные (объяснения и показания лица, в отношении которого ведется дело; результаты экспертизы и косвенные (показания) свидетелей о месте и времени совершения правонарушения.

Содержание протокола об административном правонарушении определено в ст. 28.2 КоАП РФ.

Сведения, содержащиеся в других прилагаемых к делу документах также могут быть использованы в качестве доказательств.

Объяснения лица, в отношении которого ведется дело, показания потерпевших, свидетелей имеют прямое отношение к делу и могут быть сообщены ими как в устной, так и письменной форме. Эти сведения отражаются в протоколе об административном правонарушении и о применении меры обеспечения производства по делу, и в протоколе рассмотрения дела. Все эти документы приобщаются к делу об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Должностное лицо, ведущее производство по делу об административном правонарушении, в необходимых случаях может назначить экспертизу (ст. 26.5 КоАП РФ).

В экспертизе, заключение которого дается экспертом в письменной форме, указываются: кем, на каком основании проводились исследования; их содержание; обоснованные ответы на поставленные вопросы и выводы эксперта. Заключение эксперта не является обязательным для должностного лица, ведущего производство по делу, однако, его несогласие с выводами эксперта должны быть мотивировано
(ст. 26. КоАП РФ).

Вещественные доказательства представляют собой орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе сохранившиеся следы (ст. 26.6 КоАП РФ). К орудиям правонарушения относятся независимые средства охоты и рыболовства (к примеру, запрещенные к использованию оружие, сети и др.), к предметам – соответственно незаконно добытые дикие животные или рыба.

В необходимых случаях они фотографируются или фиксируются другим установленным способом и приобщаются к делу. Об этом делается запись в протоколе ведения административного дела.

В качестве документов в соответствии со ст. 26.7 КоАП РФ выступают материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и др. Документы могут служить и вещественными доказательствами (к примеру, поддельный паспорт).

Доказательствами являются показания специальных приборов учета, утвержденных и выпускаемых промышленностью (к примеру, приборы учета электроэнергии, газа, тепла и др.), прошедшие метрологическую проверку. Их показания отражаются в протоколе ведения дела. Должностные лица, ведущие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, которое должно быть основано на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

 

4. Инициирование и рассмотрение дела об административном
правонарушении

 

В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления своевременного и правильного рассмотрения дела использования вынесенного постановления применяются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К таким мерам относятся: освидетельствование на временный запрет деятельности, административное задержание, доставление, привод в полицию, личный досмотр, досмотр вещей и другие меры, относящиеся к обеспечению производства по делу.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается инициированным с момента составления первого протокола о применении каких-либо из этих мер.

Доставление представляет собой принудительное препровождение гражданина в помещение или в другое пригодное место для составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения правонарушения (к примеру, при ловле рыбы электроудочкой из лодки). О доставлении составляется протокол, либо делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы гражданина сроком на не более 3-х часов. Применяется в исключительных случаях (при массовых беспорядках и в других необходимых случаях). При совершении некоторых видов административных правонарушений (к примеру, нарушение установленного режима государственной границы) срок административного задержания может быть увеличен до 48 часов. Аналогичный срок задержания предусмотрен при совершении правонарушения, влекущего арест. Срок задержания исчисляется с момента доставления, а лица находящегося в состоянии опьянения – с момента вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ).

О месте нахождения задержанного лица по его просьбе уведомляются его родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник. Если задерживается несовершеннолетний, то об этом немедленно уведомляются его родители или законные представители. Задержанному объясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при гражданине, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Данные меры применяются должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание.

Личный досмотр проводится лицом одного пола в присутствии двух понятых. При угрозе жизни других граждан данные меры могут осуществляться без присутствия понятых.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.

Осмотр проводится в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и двух понятых с фиксацией, установленными техническими средствами вещественных доказательств. О проведенном осмотре составляется протокол, который подписывается законным представителем юридического лица, индивидуальным представителем.

Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и имеющих значение доказательств по делу, и обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра транспортного средства, осуществляется должностными лицами, уполномоченными применять такие действия, а также составлять протоколы об административных правонарушениях. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых с фиксацией этой процедуры техническими приспособлениями.

При совершении правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, класса, в качестве меры обеспечения производства по делу применяется изъятие у водителя, судоводителя, пилота, машиниста удостоверения на право управления транспортным средством с выдачей взамен временного удостоверения до вынесения постановления по делу.

Изъятые предметы, продукты в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ, реализуются, а при невозможности реализации из-за потери, потребительских качеств, уничтожаются. Об этом делается запись в протоколе, и они подписываются должностными лицами. При этом их образцы хранятся до вступления в законную силу постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 КоАП РФ).

Стоимость изъятых вещей, товаров, продукции определяется на основании государственных регулирующих цен на определенные группы товаров, или, если таковые цены не установлены, на основании их рыночной стоимости (при необходимости – на основании заключения эксперта).

Арест товаров, транспортных средств и иных материалов, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении их описи и объявлением лицу, в отношении которого применяется данная мера о запрете распоряжаться, а при необходимости и пользоваться ими. Арест указанных выше предметов осуществляется в присутствии их владельца и двух понятых уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти.

Привод – это принудительное препровождение человека, к месту рассмотрения дела. В соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ он применяется к следующим участникам производства: гражданину, совершившему правонарушение, законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу; законному представителю несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности и свидетелю. Привод осуществляется органами МВД (полиция) в порядке, установленном МВД.

Временный запрет деятельности – кратковременное, установленное на срок до рассмотрения дела судом прекращение деятельности отдельных структурных подразделений, дочерних предприятий, представительств, филиалов, производственных участков, зданий, сооружений, а также отдельных агрегатов, объектов, технологических линий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и может применяться только в тех случаях, когда за совершенное правонарушение предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. К примеру, отравление детей в детских садах, школах поставленной индивидуальным предпринимателем молочной продукцией. Дальнейшее распространение инфекции в данном случае может быть остановлено только путем временного приостановления его деятельности до полного устранения причин массового заболевания детей.

Возбуждение дела об административном правонарушении регламентируется в главе 28 КоАП РФ, в которой последовательно рассмотрены все процессуальные действия лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях. Согласно ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента;

1) составления протокола осмотра совершения правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения по делу;

3) составление протокола об административном правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела;

4) вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования;

5) оформление предупреждения или взимания штрафа на месте совершения правонарушения;

6) вынесение постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированным работающим в автоматическом режиме специальных технических средств (см. ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ).

При отказе в возбуждении дела выносится мотивированное определение.

Протокол об административном правонарушении составляется по факту его совершения.

Гражданину или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Протокол подписывается перечисленными в КоАП РФ лицами. Копии протокола вручается этим лицам под роспись, а также потерпевшему по его просьбе.

Протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять:

1) должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

2) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, иных федеральных государственных органов, перечисленных

в ч. 2,3 и 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

По некоторым видам дел протоколы вправе составлять должностные лиц государственных органов субъектов РФ.

В ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ указаны группы должностных лиц, некоторых государственных органов и организаций, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных перечисленными в данной части статьями КоАП РФ. Это члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных доходов.

Законами субъектов РФ, Кодексом Республики Башкортостан об административных правонарушениях, принятым 17.6.2011 года также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Исходя из роли прокуратуры, как надзорного органа за исполнением законов, в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ только прокурор управомочен составлять протоколы об административных правонарушениях и возбудить дело по статьям, перечисленных в названной статье. Как лицо, осуществляющее надзор за соблюдением законодательства и в этой сфере, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в предусмотренных этой статьей случаях (нарушения антимонопольного законодательства, в области природопользования и охраны окружающей среды, таможенного дела, налогов и соборов, дорожного движения, пожарной безопасности и других областях) может быть проведено административное расследование (проведение экспертизы, проверка значительного объема грузов и товаров, перемещаемых через таможенную границу и в др. случаях), требующих значительных временных затрат.

Административное расследование проводится по месту выявления правонарушения и не может превышать срока 1 месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на один месяц, а по таможенным делам – шести месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

По общему правилу протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления. В других, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ случаях, он составляется в течение двух суток после совершения правонарушения.

Протокол об административном правонарушении или аналогичное постановление прокурора направляются должностному лицу, уполномоченному рассматривать подведомственные ему дела в течение суток. Если за совершение правонарушения предусмотрено административное наказание в виде ареста или приостановления деятельности, то немедленно.

КоАП предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении в рамках упрощенного производства. К примеру, при нарушении правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) выдается постановление – квитанция о наложении административного штрафа, которая уплачивается через банк (ст. 32.3 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении является главной стадией производства по делу. Именно на этой стадии должны быть тщательно, объективно расследованы обстоятельства данного дела, дана квалифицированная оценка противоправного деяния с учетом всех имеющихся обстоятельств и вынесено справедливое решение. В гл. 29 КоАП РФ перечислены все соответствующие процессуальные действия для достижения целей производства по делу об административном правонарушении.

При подготовке к рассмотрению дела уполномоченное должностное лицо должно выяснить:

1) относится ли данное дело к его компетенции;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность его рассмотрения;

3) правильно ли составлено соответствующие документы по данному делу;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли материалов по делу для его рассмотрения и вынесения решения;

6) имеются ли ходатайства и отводы;

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ принимаются определения и постановления по рассмотрению данного дела:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове участников производства по делу;

3) об истребовании необходимых дополнительных документов и материалов по делу;

4) о назначении экспертизы;

5) об отложении рассмотрения дела при неявке без уважительных причин участников производства, так как это препятствует объективному выяснению обстоятельств дела и его разрешению в соответствии с законом. Одновременно выносится постановление о приводе этих лиц.

6) о возвращении документов и материалов дела, имеющих недостатки, перечисленные в КоАП РФ тому должностному лицу, органу для их устранения;

7) о передаче материалов дела об административном правонарушении по подведомственности в предусмотренных КоАП РФ случаях (к примеру, при отводе судьи, состава коллегиального органа и др.)

Согласно ст. 29.5 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело, по которому проведено административное расследование, проводится по месту нахождения такого органа. Дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, или о правонарушениях, совершенных в отношении них, проводятся по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности.

По общему правилу, дело рассматривается в течение 15 дней со дня поступления всех необходимых материалов уполномоченному лицу или органу. В предусмотренных законом случаях (получение обоснованного ходатайства участников производства, дополнительном выяснении обстоятельств дела) срок может быть продлен до 1 месяца.

Порядок рассмотрения дела определен ст. 29.7 КоАП РФ. Согласно ст. 29.9 КоАП РФ решение принимается в форме постановления:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях:

1) наличие хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;

2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия и дознания, если в правонарушении есть признаки преступления.

В постановлении должностного лица или органа, рассматривавшего дело, одновременно с назначением административного наказания решается вопрос о возмещении имущественного ущерба в соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ. В нем указываются размер ущерба, сроки и порядок его возмещения. В постановлении по делу об административном правонарушении должны бать отражены действия об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении таких вещей не применены возмездное изъятие или конфискация. Если эти вещи и документы не изъяты из оборота, то они возвращаются законному владельцу, а если онне установлен, то передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; а вещи, изъятые с оборота передаются в соответствующие организации для дальнейшей реализации или уничтожения.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Оно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку, потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности высылается должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении в течение трех дней со дня его вынесения.

 

5. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных
правонарушениях

 

Пересмотр вынесенных постановлений и последующих решений по делам об административных правонарушениях является альтернативной стадией производства и применяется лишь в случае их обжалования или опротестования.

Правом на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено заинтересованным в исходе дела участникам производства, указанных в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ. В ст. 30.1 КоАП РФ установлен следующий инстанционный порядок обжалования постановлений: 1) вынесенных судьей – в вышестоящий суд; 2)вынесенных коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту их нахождения; 3) вынесенных должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 4) вынесенных иным органом, созданным в соответствии законом субъекта РФ – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, касающиеся экономической сферы, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством, котроне значительно отличается от процессуальных норм КоАП РФ.

В ст. 30.5 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные сроки рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении. По общему правилу, жалоба подлежит рассмотрению в течение 10 суток со дня его поступления в управомоченный рассматривать орган или должностному лицу. Специальный (сокращенный) срок применяется в отношении постановлений по делу об административном правонарушении, влекущих административный арест и его отбывающих и административного приостановления деятельности.

Процедура обжалования (ст. 30.6 КоАП РФ) по сути, идентична процедура рассмотрения дела (ст. 29.7 КоАП РФ).

Судья, вышестоящее должностное лицо принимают по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления без ужесточения наказания или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено;

3) об отмене постановления и прекращения производства по делу, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ);

4) об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение органу, должностному лицу, правомочному рассмотреть данное дело, а также в случаях существенного нарушения процессуальных норм КоАП РФ, если это привело к необъективному рассмотрению дела по существу, а также в связи с необходимостью применения более сторого наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость наказания.

Статья 30.10 КоАП РФ предусматривает порядок принесения протеста на не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и последующее решение путем отсылки к правилам, установленным в
ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу направляется прокурору и участники производства по делу, указанным в ст. 25.1 – 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов рассматривается в качестве надзорного производства. Согласно ст. 30.12 КоАП РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, перечисленными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ и опротестовано Генеральным прокурором РФ и его заместителями, прокурором субъекта РФ и его заместителями.

Жалобы и протесты подаются в суды субъектов РФ и рассматриваются председателями этих судов и их заместителями, а после рассмотрения в указанных судах могут быть поданы в Верховный Суд РФ и рассматриваются его председателем и его заместителем.

Требования к содержанию жалобы или протеста в порядке надзора установлены в ст. 30.1 КоАП РФ.

Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления в суд материалов дела в форме постановления. Постановление вступает в законную силу со дня принятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.