КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иды цен, различающиеся степенью и способами регулирования
По степени и способу регулирования цены разделяются на: жесткофиксированные (назначаемые), регулируемые, договорные (контрактные, свободные (рыночные). есткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производитель, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованной экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или понижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в СССР. Регулируемые цены называется так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. Например, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства. Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, а следовательно, желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок со всеми вытекающими от сюда последствиями. Регулирование цен по величине может также производится путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности, что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что означает, что отношение прибыли к себестоимости не должно превышать заданного уровня, скажем 50%. Ограничения по уровню рентабе5льности обычно вводятся для предприятий - монополистов. Необходимо отметить, что жесткое воздействие государственных органов на цены осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Вы знаете, что в условиях рыночной экономики регулирование распространяется на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, товары перовой необходимости). Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договорах фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс - мажорных обстоятельств, принятия новых законов. Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удаётся избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. В соответствии с масштабами рынка и его территориальными границами различают местные, национальные (внутренние), мировые (внешние). Местные цены обслуживают местные рынки. В РФ местными являются цены, действующие на территориях автономных республик, краев и областей. Внутренние цены - это цены, функционирующие внутри страны и обслуживающие национальный рынок. Внутренние цены подразделяются на единые, зональные, бассейновые, поясные. Мировые цены - цены представляющие собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. Особые виды цен характерны для обращения новой продукции, а также продукции серийного и массового производства. Так на новую технику устанавливаются лимитные цены. Они рассчитываются в целях ограничения неоправданного роста затрат и выражают предельно допустимый (верхний) их уровень. На новую продукцию утверждаются также ступенчатые цены, т.е. цены, которые снижаются в заранее определенные сроки и по заранее определенной шкале. На продукцию серийного и массового производства, как правило. устанавливаются прейскурантные цены, т.е. цены, включаемые в специальные сборники-прейскуранты. Прейскурантными бывают и тарифы на услуги. В зависимости от времени действия цены разделяются на плановые, фактические (текущие) и сопоставимые. Плановыми называются цены, используемые для разработки плановых документов. Фактические - цены, реально действующие в настоящий момент времени. Сопоставимыми являются цены, фиксированные на определенную дату. По сроку действия цены классифицируются на постоянные, временные, сезонные и разовые. Постоянные цены характеризуются тем, что на них определен только срок вступления в действие, а конечный срок не установлен. Временные цены - это цены, на которые заранее определен срок действия.Сезонные цены характеризуются тем, что изменяются в течение года. Сезонными ценами являются розничные цены на некоторые продовольственные товары и закупочные цены на некоторые виды сельхозпродукции Разовые цены - это цены на продукцию разовых заказов. Разовыми ценами могут быть только оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения. В зависимости от того, где происходит окончательное формирование цен: в местах производства или потребления цены разделяются на: · франко-станция (порт) отправления; · франко-станция (порт) назначения. По стадиям продажи. Цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения -единственный источник информации об уровнях цен на рынке. Цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар. Цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |