КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пережитки крепостного права
Среди проблем, которые хотели решить царь и правительство во время Великих реформ, одно из первых мест занимало достижение стабильности валюты и бюджета. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина (министр финансов России 1823-1844гг.) установила в России серебряный монометаллизм с обменом кредитного рубля на квоту, т.е. серебряную наличность. Успеху этой реформы способствовал выпуск платиновых монет. Канкрин узнал о том, что в далёкой республике Колумбии, где открыли платину, из неё стали чеканить монеты (позднее платину открыли и на Урале), и министр финансов уговорил царя выпустить платиновые рубли, чтобы собрать серебряный фонд, необходимый для перевода бумажного рубля на серебряный стандарт. Но после отставки Канкрина новый министр финансов Ф.П. Вронченко прекратил выпуск платиновых монет, а уральскую платину отдал английской фирме. Серебряный рубль не выдержал испытание Крымской войной. После неё размен бумажных денег был прекращён, и восстановить его не сумели и не хотели министры финансов двух последующих царствований. Не смогли они долгое время решить и проблему бездефицитного бюджета, хотя Великие реформы затронули и финансовую сферу, в частности, в 60-е годы русский бюджет стал единым и публичным. Из-за того, что бюджет и рубль остались нестабильными, реформаторы не решились отметить главное наследие петровского крепостничества – подушную подать. Она осталась пережитком крепостного права так же, как и выкупные платежи, недоимки, сохранение общины как фискального института, а вместе с общиной сохранились также принудительный севооборот и чересполосица, и мелкополосица. Принудительный севооборот означал, что крестьянин мог использовать только ту систему земледелия, которую дозволяла ему община – в российских условиях это означало систему трёхполья. Чересполосица означала, что владения, а точнее наделы крестьянской земли были поделены на несколько полос в разных удалённых друг от друга местах. Преимущество такого деления состояло в том, что в случае плохой погоды, ущерб на одной полосе мог быть компенсировать тем, что другая полоса избежала неблагоприятных условий. Но неудобства заключались в том, что более эффективный, т.е. интенсивный способ земледелия в условиях чересполосицы внедрить было невозможно. Наконец пережитком, а точнее пережитками, крепостничества после Великих реформ стали отрезки и отработки. Отрезки – это были участки земельных угодий, которые по обмеру были признаны избыточными для крестьян и переданы помещикам, причём отрезки усугубили мелкополосицу, так как они вклинивались между крестьянскими наделами, а принадлежали помещикам. Причём помещики, во-первых, старались забрать себе в виде отрезков пастбищные угодия, т.е. необходимые для корма скота, что было ещё одной помехой на пути к внедрению лучших способов земледелия. Не имея кормовых угодий, крестьянин не имел и навозного удобрения. И, во-вторых, помещики хотели, чтобы крестьяне из-за недостатка земли обращались к помещикам за арендой дополнительных участков, а за аренду помещики требовали отработок своих угодий на началах издольщины (отработка за долю урожая) и испольщины (отработка за половину урожая). Привыкшие к даровому крестьянскому труду, помещики часто не могли перейти к эффективному хозяйствованию с использованием вольнонаёмного труда. Неспособные к агротехническим улучшениям в своих имениях, помещики проматывали свои имения, закладывали их, впадали в долги и т.д. И поэтому, особенно после того, как мировые хлебные цены после 1873 года упали, и хлеб приходилось продавать за границу, в центральной чернозёмной и в центральной нечернозёмной областях происходило оскудение деревни, затрагивающее как помещиков, так и крестьян. Великий Н.А. Некрасов писал: «одним концом по барину, другим по мужику». Потребовалась смена поколений, чтобы появились новые помещики, иногда это были интеллигенты, купившие имения. Они внедряли более совершенные методы, добивались высокой урожайности. Среди таких помещиков были знаменитые химики Д.И. Менделеев и Эндельгарт, но они не принадлежали к самым крупным. В хозяйстве таких помещиков урожайность была в 2 раза выше, чем в крестьянских. Для крестьян это выступало дополнительным ослабляющим фактором, т.к. они приписывали большую урожайность тому факту, что им [крестьянам] не хватает земли. Зато теперь крестьянам хватало возможности размножаться. При крепостном праве помещик налагал ограничения на численность крестьянского потомства. Ему лишние рты были не нужны. Крестьянство же раскрепостилось в этом отношении, и численность населения российских деревень (там проживало подавляющее большинство населения империи) стала расти, и численность населения страны в целом увеличилась. Земельные наделы, передаваемые теперь по наследству, дробились, и возникла проблема малоземелья. После отмены крепостного права средний размер подушевого надела уменьшился почти в 2 раза. Министр финансов М.Х. Рейтерн к середине 70-х гг. почти добился бездефицитного российского бюджета, но как раз тогда, когда хлебные цены на мировых рынках пошли вниз, а бездефицитный бюджет мог быть обеспечен только за счёт доходов от экспорта хлеба. Однако новый удар по бюджету нанесло участие России в Балканской войне (1912-1913гг.) с турками. Эта война вызвала в стране патриотический подъём, поскольку речь шла об освобождении братьев-славян от Османского ига, и даже многие революционеры приняли участие в боевых действиях. Но для бюджета эта война означала невозможность достижения стабильности. Государь Александр II, снискавший ещё раз славу освободителя (первый раз после отмены крепостного права) болгар, сербов, черногорцев от османского ига знал, что бюджет не выдержит, но соображения более высокого порядка толкнули его к участию в этой войне. Довольно успешные действия русских войск, которые могли перейти в осаду и взятие Стамбулом Константинополя были однако обесценены нажимом западных держав на Берлинском конгрессе, и в результате Россия не только отказалась от похода на Константинополь, но и территориальные приобретения страны были невелики: 3 крепости на Чёрном море, среди них Батум или Батуми. Приобретение этой крепости-порта имело наибольшее экономическое значение. Потому что через несколько лет от Баку на Каспийском море до Батуми на Чёрном море был построен керосинопровод (1906г.) или нефтепродуктопровод. Железная дорога Баку – Батуми была построена в 1883 году. Для перевозки нефтепродуктов по железным дорогам представители парижских Ротшильдов внедрили специальные вагоны-цистерны, а фирма братьев Нобель, которая так и называлась «Товарищество братьев Нобель» построила нефтеналивное судно, т.е. фактически танкер по-современному для перевозки нефти по Чёрному морю. Назвали это судно «Зороастр». Братья Нобель вместе с представителями Ротшильдов и армянскими купцами объединились, чтобы разделить керосиновые рынки и образовали синдикат Бакинских керосинозаводчиков в 1884 году. Часть русских предпринимателей и экспертов, а именно предприниматель Рогозин и химик Менделеев считали, что бакинскую нефть целесообразно перерабатывать в смазочные масла – более дорогой продукт, чем нефть, которые находили в Европе хороший сбыт. Рогозин устроил 2 завода по выработки этих масел на Волге. Но когда был приобретён Батуми и построена железная дорога, выгоднее стало экспортировать керосин – более дешёвый продукт, на который был массовый спрос. Соответственно экспорт керосина дал импульс бакинской нефтедобыче, и в 1900 году российская промышленность вышла на первое место. Товарищество «Бр. Нобель» после танкера спустило на воду первый теплоход на двигателе внутреннего сгорания под названием «Вандал». Нефтяная промышленность развивалась быстро. Но для экономики империи большее значение имела угледобыча, которая обеспечивала топливом чёрную металлургию и ж/д транспорт. Начало чёрной металлургии на минеральном топливе в России положил британский предприниматель Джон Юз. Но в дальнейшем в каменноугольную и металлургическую промышленность юга России средства стали вкладывать главным образом французские и бельгийские капиталисты. Когда между Кривым Рогом – центром добычи железной руды и Екатеринославом – центром добычи угля построили железную дорогу, её назвали «Екатерининской», эта небольшая железная дорога стала дорóгой с наибольшим грузооборотом, потому что угол ввозили для обеспечения металлургических, а точнее железоделательных предприятий. И если Джон Юз основал первый металлургический комбинат и вокруг вырос посёлок Юзовка, то города Екатеринослав и Харьков стали крупнейшими металлургическими центрами юга России, а этот регион на основе углей из Донецкого бассейна превратился в главный металлургический регион страны, оттеснив Урал. Однако поначалу привлечение капиталов для разработки ресурсов юга России шло медленно, поскольку заграничные предприниматели, а в первую очередь англичане, предпочитали ввозить рельсы, чугун и даже уголь в Российскую Империю, им это было выгоднее. А министры финансов по-прежнему пытались в первую очередь решить проблему сбалансированности бюджета и перевода на металлическую основу русского рубля. После того, как император Александр II был убит революционерами-бомбистами, престол занял его сын – Александр III – человек ограниченный, который стал наследником престола, когда ему было за 20, после смерти своего старшего брата и считал, что его отец слишком много нареформировал. Александр III заявил, что никаких скотам он не даст ограничивать волю самодержца. В ответ на это заявление он стал правителем российского государства, которого как никого другого не сравнивали с животными. Например, знаменитый писатель-сатирик Салтыков-Щедрин назвал царя Топтыгиным Третьим, а не менее знаменитый юрист Кони – бегемотом в эполетах. Когда Александр III умер, решили увековечить его память, и изваять скульптуру поручили скульптору Павлу Трубецкому. Он изваял гениальный памятник – изобразил грузного царя, осаживающего коня. По замыслу это должно было означать попытку сдержать рвения страны, проявившиеся в контрреформах Александра III. Александр III не только приостановил либерализацию страны, но и отменил прежний университетский устав, ввёл институт земских начальников из дворян, который фактически подавил земскую самостоятельность. Но, тем не менее, у Александра III были и свои положительные принципы. Один из них – это таможенное покровительство российской промышленности. Этому его успел научить профессор политэкономии И.К. Бабст. Александр III поддерживал курс своих министров финансов на поворот России к протекционизму – ограничение ввоза импортной (заграничной) промышленной продукции. Первым такую политику стал проводить профессор Н.Х. Бунге. Эта политика находилась в русле того поворота к протекционизму, который совершила вся Европа, за исключением Англии и под влиянием Германии. Канцлер Отто фон Бисмарк первым повернул от общеевропейского фритрейдерства к протекционизму. Франция, Италия, Австрия поступили так же, и так же поступила и Российская империя. Бунге хотел сблизить Россию и Европу и в других отношениях. Он ввёл начало фабричного законодательства, учредил должность инспектора Московского фабричного округа, и наконец-то, отменил подушную подать в 1886 году. Однако ему не удалось решить главную задачу: будучи чиновником очень честным, он не допускал никаких подтасовок, а годы его пребывания на посту были в основном неурожайными. Хлеба было вывезено сравнительно немного, бюджет доходов не получал, а без стабильного бюджета нельзя было перевести рубль на металлическую основу. Русский рубль в Европе прозвали деревянным, а всё тот же сатирик Салтыков-Щедрин шутил, что сейчас в Европе не дают ничего, а потом будут давать в морду. Принципиальный шаг, который, однако, удалось сделать Бунге под влиянием общеевропейской тенденции: он решил, что восстанавливать металлический рубль надо не на серебряной, а на золотой основе. Для того чтобы подготовить перевод русского рубля на золотой стандарт, следующий министр финансов И.А. Вышнеградский – академик, научное светило в области механики, во-первых, увеличил акцизы, во-вторых, добивался максимизации хлебного экспорта. Акцизы – это налоги на предметы широкого потребления. Наряду с таможенными пошлинами и казенными монополиями, они являются главной разновидностью косвенных налогов. Поскольку реформа налоговой системы России двигалась как минимум к отмене главного прямого налога – подушной подати, то министры финансов стали делать упор на косвенные налоги. При Александре II существовал налог на соль. В последний год своего правления государь этот налог отменил. Но оставались акцизы на спички, керосин, водку, табак и сахар. Вышнеградский увеличил эти акцизы, а для некоторых продуктов ввёл их заново. Что касается хлебного экспорта, то Вышнеградский прославился следующей фразой: «Сами не доедим, а вывезем». И действительно, ему удалось обеспечить бездефицитность бюджета, благодаря стимулированию хлебного вывоза. Но неурожайный 1891 год нанёс по этой системе жестокий удар, в стране разразился массовый голод, умерло около полумиллиона человек. Вышнеградскому пришлось уйти в отставку, и кресло министра финансов занял С.Ю. Витте. С.Ю. Витте начинал как инженер-путеец и железные дороги считал первостепенным орудием государства. Особое значение железным дорогам России Витте связывал с тем, что огромная страна является континентальной и главные месторождения угля и железа были рассредоточены. Строительство ж/д сети при Витте получило новый импульс, причём правительство занималось выкупом частных железных дорог в казну. Были построены величайший ж/д путь – Транссиб или Транссибирская магистраль от Челябинска до Владивостока. А поскольку к Челябинску были проведены ж/д линии от Петербурга, то образовалась гигантская трасса протяжённостью через всю империю. Кроме того, была построена среднеазиатская железная дорога Ташкент – Москва. Она считалась важной с точки зрения подвоза к Москве хлеба и среднеазиатского хлопка, который стали выращивать в Туркестанском крае в довольно больших количествах так, что почти сравнялось количество хлопка, которое ввозили из Туркестана и которое ввозили из Америки. Но кроме ж/д строительства Витте считал необходимым привлечение иностранных инвестиций для разработки минеральных ресурсов страны. И для этого он, с одной стороны, продолжал политику протекционизма, а с другой стороны, сумел провести денежную реформу. В 1891 году кроме голода в России было ещё принятие запретительного таможенного тарифа. Что значит запретительный: ввозные пошлины на промышленные товары стали настолько высокими, что сделали невыгодным их ввоз. Выгоднее стало помещение капиталов в российскую промышленность, особенно в промышленность юга России для того, чтобы, используя дешёвую рабочую силу, извлекать высокие прибыли, гораздо выше, чем в Европе. Но пока прибыли исчислялись в деревянных рублях, они особо не прельщали западных капиталистов. И вот Витте, проведя денежную реформу по переводу российской валюты на золотой стандарт, обеспечил конвертируемый рубль и вместе с ним привлечение иностранных капиталов. Теперь сверхвысокие прибыли в южнорусской промышленности могли быть вывезены в золотых рублях, которые можно было обменять хоть на фунты стерлингов, хоть на любые другие европейские валюты. И в Российскую империю устремился иностранный капитал. Таким образом, система Витте предполагала ограничение ввоза торговых товаров из-за границы через запретительный тариф и стимулирование инвестиций из-за границы через золотой рубль. Протекционизм и иностранные инвестиции, однако, ложились тяжёлым бременем н-а российского потребителя, потому что цены повышались и создавали долговую зависимость от западных стран. Витте, однако, расчёл, что проценты, выплачиваемые на западный капитал, которые способствовали индустриализации России, можно будет покрывать доходами от продажи российских промышленных товаров на востоке. Витте не только направлял строительство Транссиба и других железных дорог в восточной части Российской империи, но и основал русско-китайский и русско-корейский банки. Хотя русско-корейский банк быстро накрылся, а вот русско-китайский стал крупнейшим банком в Европе после английского гонконг-шанхайского банка. Кроме того, были основаны ещё учётный и ссудный банк для Персии и монгольский банк. Россия стремилась завоевать рынки для промышленной продукции на востоке. Если в начале XIX века в страну ввозилось довольно много китайской хлопчатобумажной ткани – китайки, то к началу XX века китайки остались только в словаре Даля. Потому что российская хлобчатобумажная промышленность не только удовлетворяла внутренний рынок, но и давала продукцию для вывоза в Иран, Среднюю Азию, и в далёкие Китай и Монголию. Как выразился один генерал, участник завоевания Самарканда: вслед за русским щитом в Азию торжественно вступает наш шестнадцативершковый аршин. Чтобы аршин двигался быстрее решено было создать Желтороссию – область на границе России с Китаем, точнее на границе с Манчжурией. И через Манчжурию провести ветвь Транссиба – КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога, 1895-1898гг). КВЖД должна была доходить до порта Далянь или Дальний на берегу Жёлтого моря. Во время восстания боксёров в Китае, Россия понесла наибольший ущерб, потому что боксёры, выступавшие под лозунгом «кулак во имя добра и справедливости» разрушили 2/3 КВЖД. Но Россия приняла участие в подавлении восстания, обеспечив тем самым себе зону интересов в Китае. Но интересы России столкнулись с интересами Японии, которая после военных побед над Китаем не только перешла на золотой стандарт, но и очень быстро развивала свою промышленность и флот, а также больше всего тратила на укрепление своей армий. И в Японии Англия увидела противовес России, а англо-русское соперничество в Азии в то время занимало ведущее место в мировой геополитике. Англичане очень болезненно воспринимали продвижение России в Среднюю Азию, сами пытались туда же проникнуть через Афганистан, но понесли большие потери. И англичане решили натравливать японцев на Россию. Они заключили с императором Мэйдзи военный договор. У нового русского царя Николая II отношения с Японией не сложились, потому что, когда он ещё был наследником и совершил визит в Японию, какой-то самурай там запустил ему в висок камушком. Травма весьма сильно сказалась на умственных способностях Николая II, он старался как можно меньше читать и думать. Поэтому у него не было оснований для хороших отношений с Японией. Этим воспользовалась группа царедворцев, которые внушили царю мысль о том, что пора этих макаков (японцев) закидать русскими шапками. Это привело к развязыванию войны с Японией (1904-1905гг). Несмотря на то, что японцы потеряли больше в живой силе, они одержали ряд впечатляющий военно-морских побед. Военный воспитатель Николая II генерал Драгомиров изрёк фразу, ставшую крылатой: «В этой войне макаки показали себя лучше, чем кое-каки, т.е. русские». По итогам войны макаков в кое-каками был заключён Портсмутский мирный договор (подписан 23 августа 1905 года в городе Портсмут, США), который стал первым активным вмешательством США в большую политику Евразии. Президент Теодор «Тедди» Рузвельт получил Нобелевскую премию мира за то, что посадил за стол переговоров Россию и Японию. Представителем со стороны России был Витте, который после подписания договора был удостоен графского титула. По итогам Портсмутского мира Япония получила Манчжурию, Курильскую гряду и половину острова Сахалин, после чего Витте прозвали графом Полусахалинским. Русско-японская война разразилась сразу после мирового экономического кризиса и если западные державы стали из этого кризиса выходить, то в России последовала неудачная русско-японская война. Во время неё началась революция, которая была подавлена. Но, во-первых, Витте, назначенный главой кабинета министров, уговорил упрямого Николая II издать Манифест о либеральных свободах, о разрешении политических партий и созыве Государственной Думы 17 октября 1905 года. Условием подписания манифеста была отставка Витте. Во-вторых, для того чтобы справиться с революцией, русское правительство в лице нового министра финансов В.Н. Коковцева заключило крупный заём во Франции, и зависимость от французских финансистов стала роковой для царского правительства. Наконец, в-третьих, во время революции произошли волнения на бакинских нефтяных промыслах. Как я уже говорил, Баку стал самым космополитичным городом Российской империи. Среди крупных нефтепромышленников были шведы, евреи, московские старообрядцы. Среди рабочих тоже было много всякого сброда, а ещё больше сброда было среди революционеров. Два грузина Иосиф Джугашвили, по прозвищу Коба, и Прокопий Джапаридзе, по прозвищу Алёша, организовали стачку бакинских рабочих и предприниматели согласились ограничить рабочий день. Приняли так называемую Мазутную конституцию. Предприниматели были довольно странные, потому что электрификацией всех бакинских нефтепромыслов руководил инженер Классон из Петербурга, который сам не принимал участия в революционном движении. Но в молодости посещал марксистские кружки, и у него на квартире состоялось знакомство Ульянова с Крупской. Ближайший соратник Ульянова инженер Классон играл большую роль в нефтепромыслах. Но самым страшным оказалось то, что неграмотные персы устроили массовые поджоги. Кто их надоумил, осталось неизвестным. Но российская нефтяная промышленность навсегда утратила мировое первенство. В 1913 году нефти добывалось существенно меньше, чем в 1900. И если в 1900 году 51% мировой добычи нефти падало на Российскую империю, а 39% – на США, то в 1913 году на долю России приходилось 15% мировой добычи нефти, а на долю США – 65%. Тем не менее, был построен первый керосинопровод Баку – Батум. Его проектировал самый великий русский инженер Шухов. Он же изобрёл крекинг-процесс. Товарищество «Бр. Нобель» осталось ведущим нефтепроизводителем России. А вот парижские Ротшильды уступили свою долю бакинской добычи нефти международной компании – тресту «Роял Датч Шелл». Что касается армян, то они организовали русскую генеральную нефтяную компанию «Ойл» со штаб-квартирой в Лондоне. Но, тем не менее, европейский рынок керосина после бакинских поджогов захватил трест Рокфеллера. Российские промышленники эти нефтяные вышки потеряли. В целом кризис 1900-1903гг. дал России импульс процессу, который назывался монополизацией отраслевых рынков. Стали возникать монополистические объединения в форме синдикатов. Промышленность юга России привела к созданию таких синдикатов, как «Продвагон», «Продпаровоз», «Продуголь», «Продомед», «Продоруд» и др. Как зло сказал писатель Максим Горький – «Продорусь». Надо сказать, что горнопромышленники юга России первыми стали проводить отраслевые съезды, и синдикаты возникали благодаря опыту, накопленному на этих самых съездах. Возникают всероссийские организации – Совет съездов представителей промышленности и торговли, Совет съездов представителей биржевой и с/х торговли. Это были по существу представители организаций деловых кругов, которые возглавляли тогдашние финансовые олигархи. В заключение, перечислим крупнейшие города Российской империи, согласно переписи 1897 года – первая всероссийская перепись населения. По её итогам выяснилось, что в стране 2 города-миллионера – Петербург и Москва. В пригороде Петербурга располагались канторы всех пяти крупнейших российских банков. Единственным исключением некоторое время был Азовско-донской банк, у которого главная контора располагался в Таганроге, но потом и она была перенесена в Петербург. Москва была центром российского ситцевого капитализма. Крупные предприниматели были выходцами из числа хлопчатобумажных фабрикантов. Однако в 1884 году Витте установил казённую монополию на водку, государство стало извлекать главные доходы от продажи водки, и русский бюджет снискал прозвище «пьяный». А вот следующие пять городов по численности населения после Петербурга и Москвы: Варшава (третья столица), Одесса, Лойц, Рига и Киев. Дальше среди крупных городов были Харьков, Екатеринослав, Тифлис, Баку, Ташкент, Вильна (Вильнюс). Почему именно эти города были самыми большими по численности населения? Это становится ясным исходя из той роли, которую они играли в промышленности и торговле империи. Варшава – третья столица и тут всё понятно. Одесса – главный черноморский порт. Рига – главный балтийский хлебный порт. Вильна имела то же самое значение, только в меньшей степени. Киев – центр свеклосахарной промышленности, поскольку Киевская губерния была центром сахароварения в помещичьих латифундиях. Лойц – единственный город, где не было биржи, но зато там была хлопчатобумажная промышленность. Причём эта промышленность возникла благодаря поддержке царского правительства, а фабрикантами были немцы. Немцев петербургский двор поддерживал потому, что хотел видеть противовес в богатых фабрикантах польскому национализму. Поддержали лойценских фабрикантов настолько, что они стали серьёзными конкурентами московским текстильным фабрикантам. Но московские купцы ещё и сами помогли лойценским немцам-предпринимателям, т.к. они натравили губернатора Сергея Александровича – одного из сыновей Александра II на евреев, чтобы он выселил их из страны. Губернатор евреев то выселил, но, во-первых, его убил русский – Иван Каляев, а, во-вторых, выселенные из Москвы евреи переехали в Лойц, где они пригодились местным фабрикантам. Екатеринослав и Харьков – центры металлургической промышленности юга России. Ташкент – главный город Туркестана, место, откуда в Москву вывозили хлопок и хлеб. Баку – нефтепромышленный центр. Тифлис – место проживания самых богатых армянских купцов. Армяне – самая богатая после евреев предпринимательская диаспора.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |