Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. 3. Досократовский период античной философии




 

Цели изучения темы ознакомиться с основными этапами истории античной философии, с жизнью и деятельностью наиболее известных философов того времени; развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и другими источниками, раскрывающими данную тему; пробудить интерес к культуре Древней Греции. В результате изучения материала студент должен иметь представление о философии античности, ее школах, направлениях и авторах. Студент должен уметь: кратко характеризовать основные периоды античной философии, а также представлять жизнь и творчество мудрецов этой эпохи; пользоваться необходимой литературой и источниками; делать выводы и обобщения, связывать материал с задачами современности.

Первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы, была МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, которая возникла в Ионии, на западном побережье Малой Азии. Представители милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основополагающим в милетской школе были поиски начала, из которого все возникло. Новая парадигма мышления, предложенная милетцами, заключалась в том, что они стали исходить не из богов, а из природы как самодостаточной в своем существовании и все объясняли, прибегая лишь к природным основаниям и силам. Анаксимандр и Анаксимен ввели в философию понятие вечного движения. Воздух всегда находится в движении (превращении), утверждал Анаксимен. Благодаря движению одни вещи рождаются, другие уничтожаются. Но изменяются только части, целое же остается неизменным, полагал Анаксимандр. Антропология и этика милетцев не менее, чем их космология, показывают разрыв с мифологическим мышлением. Происхождение человека они вели уже не от богов, а от естественных начал. Анаксимандр, например, полагал, что люди произошли от рыб.

Милетские философы монисты (монизм учение, согласно которому все возникло из одного начала). На вопрос о материальной основе всех вещей они стремились дать рациональный ответ без ссылок на мифы и мистические предания.

Гераклит, оригинальный греческий философ, первый диалектик античного мира жил ок.530-470 до н.э. Язык Гераклита не отличался простотой и ясностью. Темнота его речи была отмечена еще древними, за что и закрепилось за ним прозвище Темный. Придерживаясь милетского направления мысли, Гераклит объявил началом всего огонь.

В отличие от милетских философов, которые ввели в философию идею вечного движения и изменения, Гераклит более ясно выразил мысль о всеобщности, универсальности изменения. Вместе с огнем движется, изменяется, обновляется и все в мире. Солнце ежедневно новое, считает эфесский мудрец. «Все течет» («панта реи»), как река, в которую невозможно войти дважды: на входящих в ту же реку набегают все новые и новые воды. Мы те и уже не те.

Пифагор (576 496 г. до н.э.) человек легенда, ученый, философ и мистик, создатель научно-философской школы, воплотившей идеи истины, добра и красоты. Традиция приписывает именно Пифагору изобретение самого термина «философия». Пифагор утверждал, что он не есть мудрец, а лишь любитель мудрости (философ). «Все есть число» - исходная позиция пифагорейцев. Они видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. «Числу все вещи подобны», - утверждал Пифагор.

Развитие философских идей в трудах философов ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ. (Элеи (Илеи) город-колония Греции на территории Сев.-Африканского побережья). Философию элейцев можно назвать философией непрерывности континуума. Специфичным является у элейцев учение о едином бытии, непрерывном, нераздельном, бесконечном, совершенно одинаково присутствующем в каждом мельчайшем элементе действительности. Именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т.е. основной вопрос философии. Основоположник – Ксенофан. Сфера деятельности Ксенофана довольно разнообразна: он и философ, и поэт, и проповедник. Писал элегии и силлы. Много критиковал современную ему религию и впервые аргументировано излагал учение о едином и единственном боге. Центральная фигура элейской школы Парменид. Наиважнейший принцип Парменида: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть. Зенон, ученик Парменида, показал, что допущение небытия, а значит, пустоты, множества и движения, при попытке это доказать приводит к разного рода логическим противоречиям и парадоксам. Из чего вытекает истинность прямо противоположных утверждений о существовании только бытия, сплошного (непрерывного), единого и неподвижного. Рассуждения Зенона о пустоте, множестве и движении получили названия апорий (апория затруднение, недоумение). Зенон, например, доказывал, что пройденный путь, разбитый на отдельные, ничем не связанные между собой расстояния, вовсе не есть пройденный путь такого пути вообще нельзя пройти.

Атомизм Демокрита как ответ апориям Зенона. Древнегреческий философ Демокрит (460-360 до н.э.) - самый яркий представитель античной атомистики. Демокрит отличался широчайшими научными интересами от космологии до сельского хозяйства. Демокрит всесторонне разработал атомистическую философию. Впервые же выдвинул атомистическое учение Левкипп, учитель Демокрита, сведения о котором крайне скудны.

Основной принцип греческого атомизма сводится к тому, что мир, как единое целое, состоит из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Мир возник из вихря атомов. Само понятие неделимости (атом переводится как «неделимое») было введено атомистами именно ради того, чтобы возможность бесконечного деления тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж. Неделимый, неразрушимый плотный атом был пределом деления вещества. Неделимость атомов означает то, что они не способны ни испытывать воздействия, ни изменяться. Атомистика это учение о микроструктуре мира. Современная наука, безусловно, иначе представляет себе эти мельчайшие частицы, но идея микроструктуры мира, впервые высказанная древнегреческими философами, сохраняет свое значение.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте краткую характеристику основных периодов философии Древней Греции.

2. Кратко охарактеризуйте основные философские школы античности.

3. Объясните следующие термины: "космоцентризм", "материализм", "идеализм", "диалектика".

 

ЛЕКЦИЯ 2.4. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ.

Цель лекции дать слушателям основные представления о научных концепциях древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Показать значение их идей. Раскрыть научно-философские понятия данных мыслителей, оказавших огромное влияние не только на развитие греческой философии, но и на общемировую науку. В данной теме раскрываются основополагающие идеи, касающиеся вечного спора материалистических и идеалистических представлений о Бытии природы, Человека и государства.

Жизнь, этика и философия Сократа. Сократ – как основатель антропоцентризма. (антропоцентризм – учение, ставящее в центр философии ЧЕЛОВЕКА). Целью всего в мире, по Сократу, является человек, а мораль сливается со знанием. Истинная нравственность, по Сократу,- знание того, что есть благо и Прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". С иронией (сомнением) тесно связана маевтика (повивальное искусство). – искусство исследования понятий с целью постижения истины. Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Дефиниция, в Сократовом понимании, служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.

Значение сократовской философии - изменение парадигм философского знания. «Очеловечивание» философии. Развитие основных философских методов. Развитие нового направления философского знания – этики.

Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле "систематизатором" воззрений Сократа был Платон. Именно он поднял наследие Сократа на качественно новый уровень. «Платон» (широкоплечий) Аристокл 427 – 347 г. г до н. э. Главные положения учения Платона: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса); любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони, например, рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна; весь мир является отображением чистых идей (эйдосы) – но откуда они взялись? предметом познания должен стать, прежде всего, чистые идеи; чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание; только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи». Проблема государства. Понятие государства делится на 3 сословия: Философы; Воины; Работники. Не существует брака — все дети и жены общие. Допускается труд рабов. Оптимальная форма государства — аристократия и монархия.

Академия Платона – религиозно-философская, школа созданная Платоном в 387 г и просуществовала 100 лет. В академии учились — Аристотель, Филон, Ксенокрит и многие другие.

Основа платонизма – идеализм.

Аристотель (384 — 322 г.г. до н. э) древнегреческий философ, ученик Платона воспитатель А.Македонского. Наиболее известные произведения «Органон», «Физика», Механика, Метафизика, «О Душе», История животных и другие. Родоначальник психологии. Аристотель разделял философию на виды: Теоретическая, изучающая проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений; Практическая — о деятельности человека, устройство государства; Поэтическая; Логика, как часть философии.

Историческое значение философии Аристотеля:

- внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «Чистых идеях».

- дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека.

- выделил 10 философских категорий.

- дал определение Бытия через категории.

- определил сущность материи.

- выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии.

- внёс существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода (от частного к общему).

Категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности без которых немыслимо само бытие. Бытие — это сущность, обладающая свойствами количества, качества — страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.

Философия завершает объективиско — онтологическую традицию. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы существующей в античности. Аристотель - мыслитель - энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знаний. Ему принадлежит заслуга, впервые провести разграничения наук, выделив для каждой из них специальные области исследований и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические науки:

- метафизика, изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

- физика, изучает состояние тел и определенные материи;

- математика, изучает абстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки:

- этика-наука о норме поведения людей;

- экономика;

- политика;

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов:

- поэтика, теория стихосложения;

- риторика- теория ораторского искусства;

- искусство ремесел.

Аристотель дает иное толкование понятию бытиё, чем Платон. Он не отожествляет бытиё с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя не определена ни одной из категории, которыми мы определим реальные состояниям сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, её нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи является, по Аристотелю, четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Они представляют промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Эти четыре элемента — основа реальных вещей. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, земля — холодного и сухого.

Позднее Аристотель вводит пятый элемент — эфир. В это время Аристотель допускает возможность замены одного элемента другим, это становится возможным, потому что все элементы являются конкретной модификацией одной и той же материи.

Мир есть совокупность субстанций, каждая из них некоторое единичное бытие. Но что такое единичное бытие? Каждая единичная вещь есть сочетание единства материи и формы. Материя это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Форма образует из потенциального бытия действительное материальное бытие. Форма это актуальное начало, начало жизни и деятельности. Форма не материальна. Материя по Аристотелю, так же как и у Платона, это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма. Согласно Аристотелю в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к форме. И наоборот.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность это единое, обладающее самостоятельностью бытия. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познавательным бытием. Вторые сущности производные от первых. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а является видовым определением (стул, стол — первичные; мебель — вторичные).

Категории и сущности являются основным средством познания мира.

В соответствии с этим Аристотель выделяет четыре вида причин бытия:

- материальные, то из чего состоят вещи, их субстрат;

- формальные, в которых форма проявляет себя, образует сущность субстанцию бытия.

- действующие или производящие — рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей.

- целевая или конечная причины, отвечающая на вопрос «почему?» и «для чего?».

Движение по Аристотелю, тесно связано с конкретными формами бытия. Движения помимо вещей не существует. Оно вечно. Источник движения, с одной стороны, движение присуще самим вещам. И с другой стороны при помощи неподвижного первого двигателя — чистой лишенной формы материи — Бог, источник жизни и движения всего космоса. Он различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места.

В эпоху эллинизма обоснованы новые модели космоса. Важнейшие философские течения данной эпохи — эпикуреизм, кинизм, стоицизм.

Эпикур (341 — 270 г до н.э.). Он разделял свое ученье на три части: теория познания (каноника), ученье о природе (физика), и этика. Эпикур не признавал самостоятельной ценности знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха, смерти и природных влечений. Основу знаний составляют чувственные восприятия, заблуждения же являются результатом ошибок человеческой мысли. Эпикур разделял основные положения атомистического учения Демокрита. Но он ввел так же идею о случайных отклонениях атомов от траектории их движения. Поэтому допущение о случайных отклонениях позволяло ему говорить о свободе воли. Душа, поскольку она, как и тело атомарна, гибнет и разлагается в месте с ним, поэтому, считал философ, нет смысла, боятся смерти, ибо «смерть не имеет к нам ни какого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Единственное благо для человека — наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страданий. Для того, что бы обрести такое наслаждение, надо устраниться от всех тревог, государственной деятельности, опасностей.

Школа киников. Эти мыслители пытались не только разработать собственный взгляд на мир, но и испытать на себе, те же взгляды, которые они проповедовали. Для киников главная цель — жить в соответствии со своими убеждениями. Человек может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы.

Взгляды киников унаследовали стоики (портик, стоя в Афинах, где была основана школа основатель Зенон). Ведущее место занимала — этика — учение о нравственности поведении. Они учили мужественно противостоять трагизму жизни. Человек должен жить морально. Это внутренний выбор. Если такой возможности нет, то можно добровольно уйти из жизни.

Добродетель в системе рассуждений стоиков выступает как единственное благо. Стоическая философия оказала огромное воздействие на философскую мысль. Идеи стоиков многократно получали признание: их признавали, критиковали. Идея нравственного поведения актуальна во все времена, вопрос лишь в том, находит ли она массовое признание в ту или иную эпоху.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается теория познания Платона?

2. Почему Аристотель критикует Платона?

3. Важнейшие философские течения эпохи эллинизма?

4. В чем заключалось учения Сократа?

5. Основные этапы развития античной философии?

 

Рекомендуемая литература:

1. Введение в философию 2-е изд. 2009 г.

2. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 2010.

3. Звиревич В. Т. Философия древнего мираи средних веков. М., 2002

4. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999

5. Лосев А. Ф. Платон. Аристотель. Жизнеописание. М., 1993


Категориальный анализ понятий:

Античность — Древний греко-римский мир и его культура.

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. Или недостоверный рассказ выдумка.

Космология - учения о Вселенной.

Киники - последователи философской школы, основанной в 4в. до н. э. Антисфеном и названной по месту в Афинах, где происходило обучение (kynosagres): киники отвергали нравственные общественные нормы и призывали к аскетизму, простоте и возврату к природе, считая это средством достижения духовной свободы.

Эпикуреизм - появилось в древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17веке: учение, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой (по имени древнегреческого философа — материалист Эпикура).

Стоицизм — появилось в Древней Греции и Риме: рацинолистическое философское учение, которое в своем объяснении законов движения мира, человеческого познания, общественных отношений и этических норм соединяло материалистическую основу с идеалистическим толкованием явлений.

Этика — учение о нравственности поведении. Они учили мужественно противостоять трагизму жизни.

Айперон — некое вещество (смесь земли, воды, воздуха и огня). Айперон находиться в постоянном движении и порождает противоположности: сухое — влажное, теплое — холодное (зарождение диалектики).

Онтология — философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующие в единстве с теорией познания логикой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.