Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метаболизм

Лекция № 22.

Вопросы для повторения.

1. Что понимается под загрязнением окружающей среды.

2. Что означает эколого-экономический ущерб, предотвращенный экологический ущерб от загрязнения водных ресурсов.

3. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий и показатель общей экономической эффективности.

4. Определение общей экономической эффективности капитальных вложений.

5. Срок окупаемости, сравнительная экономическая эффективность и ее критерии.

6. Предотвращенный экологический ущерб и его определение.

7. Виды ущербов, их назначение и определение комплексного ущерба.

8. Оценка предотвращенного ущерба.

 

 

Тема «Обмен веществ и энергии».

 

План:

1. Метаболизм.

2. Пищевой рацион.

3. Обмен белков.

4. Обмен жиров.

5. Обмен углеводов.

6. Водно –солевой обмен

7. Минеральные вещества.

8. Витамины.

(ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ)

Совокупность химических и физических превращений ве­ществ и энергии, происходящих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность: формирование структур живого тела, восстановление изнашивающихся элементов, совершение рабо­ты и функции всех клеточных элементов. В основе обмена ве­ществ лежат два ферментативных процесса: анаболизм и катаболизм. Анаболизм (ассимиляция) — процесс усвоения организ­мом веществ и синтез более сложных веществ, который сопро­вождается потреблением энергии. Катаболизм (диссимиляция) — процесс распада сложных органических соединений, протека­ющий с выделением энергии. Эти процессы взаимосвязаны. В период роста или выздоровления преобладает анаболизм; при голодании, в разгар заболевания, в старости — катаболизм, у взрослого устанавливается относительное равновесие. В орга­низме есть вещества, в которых накапливается энергия. Это так называемые макроэргические соединения.

Наиболее эффективный способ получения свободной энер­гии в организме связан с биологическим окислением в присут­ствии кислорода (аэробный обмен); анаэробный путь отлича­ется меньшей экономичностью, но большей срочностью. Ос­вобождение энергии происходит в три этапа. На первом этапе крупные органические молекулы путем гидролиза распадают­ся на более мелкие, специфические для разных веществ (белки до аминокислот, липиды — до жирных кислот и глицерина), при этом освобождается небольшое количество (1%) энергии. На втором этапе образуются еще более простые продукты, ко­торые являются общими для разных веществ. Например, ацетилкофермент А, щавелевоуксусная кислота и др. Они вступа­ют в третью стадию катаболизма — цикл лимонной кислоты, в ходе которой все продукты окисляются в конечном итоге до С02 и Н2О. Практически вся энергия освобождается на второй и третьей стадиях катаболизма.

Основной путь утилизации энергии — накопление ее в мат роэргических соединениях (в основном АТФ), при распаде кото­рых выделяется большое количество энергии. Эта энергия пре­вращается в механическую, электрическую, тепловую, исполь­зуется в процессах биосинтеза, роста и развития организма. При любой деятельности происходит распад АТФ. Восстановление молекул АТФ происходит за счет энергии, освобождающейся при распаде углеводов и других веществ.

Преобладающим результатом энергетических процессов в организме является образование тепла. Величина теплообра­зования находится в тесной связи с уровнем метаболической активности организма. Поэтому всю энергию, которая выделя­ется в организме, можно выразить в единицах тепла — калори­ях и джоулях. Наиболее усиленное теплообразование происхо­дит в мышцах при их сокращении и в печени, где усилен обмен веществ. Кровь, протекая через ткани, нагревается. Общее ко­личество тепла, получаемое кровью, равно суммарному коли­честву тепла, выделяемому всеми тканями.

Энергетический обмен живого организма состоит из основ­ного обмена и рабочей прибавки к основному обмену.

 

ОБМЕН ЭНЕРГИИ
рабочая прибавка
основной обмен

 


расход энергии при приеме пищи и высокой температуре воздуха, мышечной работе
расход энергии в состоянии полного мышечного покоя, натощак, при t -воздуха 18-220С

 

В клинике интенсивность основного обмена определяют с помощью специальной аппаратуры и таблиц. В норме основной обмен составляет 4,2 кДж/кс (1 ккал) а 1 час на 1 кг массы. Основными питательными веществами, которые обеспечива­ют организм энергией и теплом, являются углеводы и жиры. Белки выполняют эту функцию при определенных условиях.
зависит от пола, возраста, роста, массы тела, функции нервной и эндокринной систем, физиологического состояния внутренних органов, внешних воздействий; у женщин он ниже, чем у мужчин; весной повышается, зимой снижается; у детей выше, чем у взрослых; у пожилых снижается; при гипертиреозе - повышен, при гипотиреозе — снижен
зависит от профессии и характера отдыха

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение величины предотвращенного экологического ущерба и антропогенного воздействия на водные ресурсы | Общая часть. Оценка эффективности мероприятий по восстановлению водных экосистем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.