Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистика государственных финансов




Источники и направления использования информации СНС-93.

Система, структура и функции государственных финансов (СГФ)

Статистика государственных финансов

Охват СГФ: Сектор государственного управления и государственный сектор

Сектор (органов) государственного управления.

 

Статистика государственных финансов (СГФ) — важный раздел экономической статистики, тесно связанный с СНС. СГФ содержит определения и классификации, необходимые для анализа экономических операций сектора государственного управления и его взаимосвязей с другими секторами экономики. Таким образом, СГФ расширяет и дополняет анализ экономики сектора государственного управления на основе данных СНС. Данные СГФ используются как источник информации для составления счетов сектора государственного управления в СНС.

В настоящей главе рассматриваются основополагающие концепции, определения, классификации, система показателей и другие компоненты международного стандарта по СГФ, которые сформулированы в Руководстве (Основные положения) по статистике государственных финансов МВФ 2001 г.

. Новое Руководство по СГФ, рассматриваемое как современный международный стандарт в этой области статистики, призвано содействовать странам в совершенствовании национальной статистики государственных финансов, которая является основой для принятия решений органов государственного управления по вопросам формирования налоговой и бюджетной политики. Данные этой статистики могут быть использованы для анализа вклада государственного сектора в совокупный спрос, инвестиции и сбережения, влияния налогово-бюджетной политики на экономику, ситуации в денежно-кредитной сфере и определения задолженности государства, налогового бремени, а также системы социальной защиты. Данные СГФ важны для изучения динамики финансовых операций, финансового положения и ликвидности сектора государственного управления и государственного сектора в целом, для анализа операций между различными уровнями государственного управления; они служат важным источником информации для составления национальных счетов.

Охват СГФ: Сектор государственного управления и государственный сектор

Сектор государственного управления включает в себя главным образом бюджетные государственные учреждения, осуществляющие политические и регулирующие функции, на которые возложена функция перераспределения доходов и богатства, а также предоставления нерыночных услуг как обществу в целом, так и отдельным его членам (или группам членов). Эти функции органы государственного управления осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и др.), а также недопущение чрезмерных разрывов в уров­нях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов и частично — за счет доходов от собственности, которой они располагают, и некоторых других неналого­вых поступлений (например, выручка от продажи активов).

Классификация функций органов государственного управления применяется для классифицирования расходов органов государственного управления на конечное потребление и позволяет разграничить коллективное и индивидуальное потребление органов государственного управления (что также является важной группировкой в СНС). Основными подразделениями в этой классификации являются:

• государственные службы общего назначения;

• оборона;

• общественный порядок и безопасность;

• экономические вопросы;

• охрана окружающей среды;

• жилищные и коммунальные услуги;

• здравоохранение;

• отдых, культура и религия;

• образование;

• социальная защита.

Подчеркнем, что в данной классификации группируются не виды деятельности, а функции органов государственного управления, хотя между этими категориями существует тесная взаимосвязь.

 

Система показателей СГФ должна разрабатываться для сектора государственного управления и для государственного сектора, а также для подсекторов сектора государственного управления. Определение охвата этих секторов и подсекторов является важным элементом методологии СГФ.

Определение сектора государственного управления в СГФ полностью совпадает с определением этого сектора в СНС-93, т.е. этот сектор охватывает органы государственного управления, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории.

Основные экономические функции органов государственного управления:

а) обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной
основе для коллективного или индивидуального потребления;

б) перераспределение доходов и богатства для реализации целей социальной политики.

Важная характеристика органов государственного управления — финансирование своей деятельности главным образом за счет налогов и других перераспределительных платежей, хотя в определенные периоды также могут финансировать свою деятельность за счет доходов от собственности и заимствований, сдачи в аренду имущества и др.

Другая важная характеристика сектора государственного управления заключается в том, что он состоит из институциональных единиц, т.е. структур, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, заниматься экономической деятельностью и вести операции с другими единицами; институциональная единица ведет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Институциональные единицы, образующие сектор государственного управления (именуемые в СГФ единицами сектора государственного управления), включают государственные учреждения (единицы), выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности, и нерыночные некоммерческие организации (НКО), которые, являясь с правовой точки зрения негосударственными структурами, контролируются и финансируются государственными единицами и проводят государственную политику; в данном контексте контроль понимается, как способность определять общую стратегию или программу действий НКО с правом назначения руководящих кадров. НКО данного типа могут заниматься научными исследованиями и разработками или установлением нормативов, которыми руководствуются как предприятия, так и население, в таких областях, как здравоохранение, образование, обеспечение безопасности, охрана окружающей среды, финансы и учет.

Особый вид государственных единиц, подлежащих включению в сектор государственного управления, — фонды социального страхования.

Институциональные единицы, включаемые в сектор государственного управления, являются резидентами данной страны. Они могут совершать некоторые операции с нерезидентами. Определения резидентов и нерезидентов, используемые в СГФ, совпадают со стандартными определениями, сформулированными МВФ в Руководстве по составлению платежного баланса и используемыми в СНС-93.

Институциональные единицы, включаемые в сектор государственного управления, в основном заняты предоставлением нерыночных услуг, однако иногда могут иметь в своем составе подразделения, именуемые в СНС и СГФ заведениями, которые продают свою продукцию по экономически значимым ценам (например, городской платный бассейн или государственное издательство, продающее свои публикации по рыночным ценам), т.е. ценам, оказывающим значительное влияние на объем продукции, который производители готовы поставить, и на объем продукции, который покупатели готовы приобрести; цена не считается экономически значимой, если она не является количественно значимой с точки зрения влияния на предложение и спрос.

Институциональная единица, входящая в сектор государственного управления, может состоять из нерыночного и рыночного заведений. Заведения не являются независимыми юридическими лицами, они не составляют баланса активов и пассивов, однако должна существовать информация, позволяющая определить их продукцию, издержки производства и добавленную стоимость.

Нерыночные заведения органов государственного управления могут реализовывать некоторые товары и услуги, не характерные для основной деятельности государственных учреждений. Такие продажи называются «случайными» независимо от того, реализуются ли товары и услуги по экономически значимым ценам или нет; случайные продажи могут быть результатом вторичной деятельности заведений (продажи открыток и репродукций музеями, платежи за билеты в музеи, парки и культурно-просветительские учреждения, если они не рассматриваются как квазикорпорации). «Случайные продажи» трактуются как особая статья доходов, отдельная от статьи, по которой регистрируются продажи товаров и услуг рыночными заведениями.

Когда государственная единица частично или полностью продает свою продукцию, могут возникнуть вопросы об отнесении ее либо к сектору государственного управления, либо к классу государственных корпораций (квазикорпораций). Если государственная единица продает большую часть своей продукции по экономически значимым ценам, она должна быть отнесена к классу государственных корпораций или квазикорпораций.

Сектор государственного управления согласно положениям СГФ должен быть подразделен на следующие подсекторы:

• центральные органы управления;

• органы управления штата, провинции или региона;

• местные органы управления.

Фонды социального страхования могут быть выделены в качестве отдельного подсектора сектора государственного управления. Однако возможно и отнесение фондов социального страхования к соответствующему уровню государственного управления (при условии, что они управляют этими фондами), в этом случае фонды классифицируются в составе упомянутых трех подсекторов.

Государственный сектор — более широкое понятие в СГФ. Он охватывает сектор государственного управления и все государственные корпорации и квазикорпорации. Как было отмечено, государственные корпорации и квазикорпорации классифицируются в СНС в составе сектора нефинансовых корпораций или сектора финансовых корпораций в зависимости от рода деятельности этих структур. В то же время государственные корпорации и квазикорпорации включены в государственный сектор с тем, чтобы учесть влияние их деятельности на налоговую и бюджетную политику. Таким образом, СГФ исходит из целесообразности составления статистики как в отношении сектора государственного управления, так и государственного сектора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.