КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к лекции 5
Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление. Общие закономерности динамики работоспособности четко проявляются на протяжении урока, в течение учебного дня и в течение учебного года. Рассмотрим динамику работоспособности во время урока в начальной школе: первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности - и утомление. Если учитель, входя в класс, говорит: «Открыли тетради, быстро начинаем писать контрольную работу (решать примеры, писать изложение)», - результат работы класса может быть низким (отсутствие времени на врабатывание приведет к эмоциональному напряжению, повышению тревожности, что удлинит врабатывание и резко сократит период оптимума). То же самое происходит в ходе урока при быстрой смене видов деятельности - «Закрыли учебники, открыли тетради, начинаем писать (считать)...». Следует помнить и о том, что продолжительность периодов врабатывания, оптимума, утомления зависит от функционального состояния ребенка и его индивидуальных особенностей. Например, у медлительных детей период врабатывания в 1,5-2 раза продолжительнее, удлиняется врабатывание у утомленных и ослабленных после болезни детей. Не менее значим возраст. Так, например, период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5-6 минут, а оптимума - 1 0 минут; у 6-7-летних период врабатывания сокращается до 1,5-3 минут, а оптимума -удлиняется до 15-17 минут. Оптимальная продолжительность урока - 40-45 минут (это продолжительность интенсивной интеллектуальной деятельности и взрослого человека). При этом наименее эффективны первый, пятый и последующие уроки. Планируя любую работу на уроке, необходимо учитывать эти закономерности. Дневная динамика работоспособности также дает достаточно четкую картину. Первый урок - врабатывание, второй и третий - оптимум, на четвертом повышается напряжение и снижается качество, а пятый урок в начальной школе неэффективен. Разумеется, успешная работа возможна и на пятом уроке, но при этом резко возрастает функциональная цена учебной нагрузки. Специальные исследования показали, что к 4-му уроку работоспособность первоклассников снижается в 2 раза и случаи сильного утомления отмечаются у четверти детей. У первоклассников-шестилеток отмечено резкое падение работоспособности уже после первого урока, а утомление в конце дня выявлено почти у 70% детей даже при облегченном режиме дня. Понятно, что пятые и шестые уроки в начальной школе не только нецелесообразны (слишком высоко напряжение и низка эффективность), но просто вредны, т.к. ребенок будет работать на фоне утомления. Следует учесть, что при чрезмерной интенсивной работе у учащихся младших классов снижение работоспособности начинается со 2-го урока, а на 3-м наблюдается резко выраженное утомление. У пятиклассников оптимальный уровень работоспособности также отмечен на 2-м и 3-м уроках, а после 5-го урока отмечается резкое снижение работоспособности. Для старшеклассников максимальное количество уроков - 6, седьмые и восьмые часы малоэффективны и связаны с высоким функциональным напряжением. Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические «стимуляторы»: активная прогулка (часовая после 3-го урока), физкультминутки, холодовые раздражители (обтирание влажной салфеткой лица и шеи), звуковые раздражители. Важно знать и оптимальную продолжительность различных видов деятельности на уроке, например, продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 мин., в 7-8 лет - 10 мин., в 9 лет - 15 минут. Продолжительность непрерывного письма в 7 лет - всего 2 мин. 40 сек. в начале урока и 1 мин. 45 сек. в конце. Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока - главный фактор предохранения от предметного утомления и повышения функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20-25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20-25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше - 30-35 мин., но хорошо сформированные механизмы произвольной регуляции деятельности позволяют в этом возрасте значительно удлинить период высокой работоспособности, при высокой мотивации старшеклассники могут увлеченно заниматься в течение нескольких часов. Рационально организованный урок - это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно, - соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация временного цейтнота, подгонки, дефицита времени. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени - ведущие факторы нарушения функционального состояния и нарушений психического здоровья. В тех случаях, когда они сочетаются с высокой мотивацией, невротизирую- щее действие таких нагрузок усиливается. Таким образом, неправильно организованный урок нарушает состояние здоровья и вызывает комплекс школьных проблем. Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация учебной недели. В недельной динамике работоспособности можно отметить те же периоды: понедельник - врабатывание, вторник, среда - оптимум, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность работы (т.е. растет ее физиологическая «цена»), в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. Трудные задания, новый материал, контрольные работы потребуют значительно большего напряжения в дни врабатывания или накопления утомления. Это можно учитывать, распределяя учебную нагрузку. Есть опыт многих школ, показывающий, что четверг можно сделать днем своеобразной разгрузки (экскурсия, бассейн, прогулки, рисование, музыка), и тогда пятница и суббота становятся днями «высокой и устойчивой работоспособности». «Разгрузочный» четверг в этом случае играет роль «физиологического стимулятора», как физкультминутка на 25-й минуте урока или как прогулка после 3-го урока. В последние годы многие школы работают в режиме пятидневной учебной недели. Два дня отдыха приносят положительный эффект при одном условии: если это действительно рационально организованный отдых в благоприятной социальной обстановке. К сожалению, у значительной части детей выходные становятся днями безнадзорной беготни или, наоборот, жестокого давления и выяснения отношений со взрослыми. В этих случаях положительного социального эффекта нет и остаются негативные эффекты нарушения недельного ритма и динамики работоспособности: удлиняется период врабатывания (понедельник, вторник), сокращается период оптимальной работоспособности (среда), отмечается более сильное утомление (пятница). К тому же увеличивается ежедневное число уроков. Вывод о целесообразности и эффективности пятидневки могут и должны сделать в каждой школе самостоятельно исходя из условий жизни детей, но опираясь не на желания учителей и родителей, а на реальные возможности учеников. Пятидневка рациональна только при сокращении объема общей недельной нагрузки, изменении всей системы работы в школе. Годовая динамика работоспособности очень близка к стандартной кривой. Первые месяцы обучения (адаптация) - врабатывание, причем этот период наиболее длителен (6-8 недель) в 1-м классе, во 2-4-х классах он сокращается до трех-четырех недель, в 5-м классе опять увеличивается до четы- рех-шести недель и в последующие годы обучения составляет две-три недели. Наступление утомления в течение года сдерживается каникулами, играющими роль физиологических «стимуляторов». Наиболее трудными периодами учебного года на протяжении всех лет обучения являются период после 20 декабря и середина февраля. Первый спад работоспособности (в декабре) компенсируется зимними каникулами. Каникулы могли бы дать больший эффект, если бы они начинались 25 декабря. Второй спад работоспособности (в феврале) также рекомендуется компенсировать 7- 1 0-дневными каникулами в середине февраля (для младших школьников) либо снижением нагрузки (для учащихся основной и старшей школы). Желание учителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание учащихся можно реализовать с помощью различных технических средств - компьютера, телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо в меру, и если на одном уроке учитель пытается использовать все сразу или в течение целого урока «крутит» фильм, то ожидаемого эффекта не будет. Применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, поэтому длительное использование этих технических средств, а также частое переключение с одного на другое сильно утомляет детей. Рекомендуются также нормы длительности использования технических средств обучения на уроках: в 1 -2-м классе просмотр диафильмов и диапозитивов - 7-15 мин., кинофильмов - 15-20 мин., телепередач - 5 минут. Особого внимания требует работа учащихся с компьютером (см. лекцию 8). При планировании учебных занятий необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и учебной, есть некий (к сожалению, трудно определяемый) уровень эмоционального напряжения, при котором выполнение деятельности эффективно. Слабые и умеренные эмоции (хотя прогнозировать их воздействие пока тоже невозможно, ведь то, что может быть слабым фактором для одного ребенка, для другого будет чересчур сильным) являются организующими, а сильные - дезорганизующими. И если сказка, рассказанная на уроке математики для разрядки, у детей вызвала чересчур сильные эмоции, то запомнится сказка, а не то, что «проходили» на уроке. Трудность еще и в том, что психоэмоциональное напряжение быстро истощает организм и приводит к падению работоспособности. Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ученика. Хорошо бы, конечно, дать табличку трудности уроков и их утомительности, а к ней приложить еще одну - с готовыми рецептами их ликвидации. Увы, в педагогике, в отличие от медицины, нет готовых рецептов, да и попытки определить степень трудности уроков, оценивая их влияние на организм учащихся, оказались неудачными. На одном и том же уроке разные дети утомляются по-разному (об индивидуальных особенностях динамики работоспособности мы еще расскажем). А значит, понятия «трудность урока» и «утомительность урока» неоднозначны. Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогических критериев оценки трудности урока. В то же время специальные исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование ТСО, интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием. Урок - основная и практически единственная форма учебно-воспита- тельного процесса. «Уроки - основная часть партитуры школьного дня...» (Ш. Амонашвили). Как оценить утомительность урока? И можно ли построить урок так, чтобы он был менее утомительным? Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока. Педагогически и физиологически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению. Для того чтобы оценить утомительность урока, можно использовать результаты специальных исследований, проведенных сотрудниками Института гигиены детей и подростков МЗ СССР. Каждый урок оценивался по следующим параметрам: трудности (в зависимости от характера мыслительной деятельности); насыщенности (по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники); по характеристике эмоционального состояния учащихся (которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.), а также по результатам подробного хронометража учебных занятий и анализа изменений функционального состояния организма учащихся и динамики их работоспособности. Сопоставление всех этих данных выявило, что каждый показатель в отдельности (трудность, насыщенность, эмоциональность) в разной степени влияет на утомительность урока. По результатам этих исследований уроки чтения, русского языка, математики и природоведения оказывали практически одинаковое влияние на функциональное состояние организма учащихся и динамику их работоспособности. Но наиболее трудными оказались уроки природоведения (традиционно считается, что наиболее трудные уроки - русский язык и математика). Но именно на уроках природоведения детям давался большой объем новых знаний, требовались решение логических задач, творческое применение знаний. Это естественно, ведь природоведение - интегрированный курс разных наук, представляющих целостную картину мира. Затем по трудности следовали уроки математики, русского языка и чтения. По насыщенности учебными элементами (или видами учебной деятельности) первое место занимает чтение, а затем математика, русский язык, природоведение. Наиболее высокие эмоциональные реакции вызывали уроки природоведения, за ними - уроки математики, чтения, русского языка. Результаты исследований свидетельствовали, что низкая характеристика одного показателя урока в основном компенсируется высокой характеристикой другого. Например, при высокой трудности уроков природоведения работоспособность поддерживается, по-видимому, наиболее высоким эмоциональным фоном. А анализ функционального состояния организма учащихся и их утомления показал, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а неким сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональностью. При этом оптимальной может быть и высокая, и средняя, и низкая степень каждого из этих показателей. Эти исследования убеждают в том, что не нужно бояться рассчитывать все факторы учебного процесса - радость и удивление, смену видов деятельности и объем учебного материала, интенсивность работы и ее длительность. Наоборот, знание и учет этих закономерностей приведут к тому, что дети не устанут от радости: «От радости можно устать, и тебе захочется задремать, заснуть» (Ш. Амонашвили). Все хорошо в меру, а силы и возможности детского организма далеко не безграничны. Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособности позволяет обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т.е. обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья детей. Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Максимови- ча: «...сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит». 1. Что такое работоспособность? От чего зависит работоспособность ученика в течение урока, учебного дня, недели, года? 2. Охарактеризуйте общие закономерности динамики работоспособности. 3. Что такое утомление? Каковы его признаки? 4. Какие факторы определяют динамику работоспособности и продолжительность ее отдельных фаз в течение учебного дня, недели, года? Лекция 6 Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации Этапы физиологической адаптации к учебным нагрузкам, особенности адаптации на разных этапах возрастного развития. Закономерности адаптации и организация учебного процесса Адаптация к школе - длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро период адаптации протекает в начале обучения в школе. Начало обучения в школе - один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Меняется вся его жизнь. Новые контакты, новые условия, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т. п. Напряженность этого периода обусловлена прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Специальные исследования показали, что самые обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15-30 ударов, к увеличению систолического давления на 15-30 ударов, к изменению биохимических показателей крови и т.п. Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации: • Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели. • Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит ребенок в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать. • Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы нагрузку ни испытывал школьник, будь то умственная по усвоению новых знаний, статическая при вынужденной «сидячей» позе или психологическая при общении в большом и разнородном коллективе, его организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению психического и физического здоровья. Мы рассматриваем физиологические аспекты адаптации, не анализируя ее глубинные физиологические механизмы, для того, чтобы педагог знал и понимал, почему на этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и трудно удержать их внимание. Напряжение организма в процессе адаптации определяет необходимость строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребенка. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным. Продолжительность всех трех фаз адаптации - приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1 -4-я недели. Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечнососудистой системы, симпатоадреналовой системы, а также низкими показателями координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с экстремальными нагрузками на взрослый хорошо тренированный организм. Например, реакция организма первоклассников на уроках по показателям сер- дечно-сосудистой системы сходна с напряжением космонавта в состоянии невесомости. Этот пример убедительно показывает, насколько труден для детей процесс физиологической адаптации к школе. Между тем ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности этого процесса и буквально с первого дня увеличивают учебные нагрузки, что еще больше усложняет и без того непростой период. Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на 5-6-й неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сер- дечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель, т.е. длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6-й неделях обучения, весь первый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале учебного года наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем сильнее выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к учебной деятельности организм вчерашнего дошкольника. Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного). Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние дети», непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения. Одним из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. В свою очередь, выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузками здоровые дети с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала. К сожалению, в настоящее время среди детей, поступающих в школу, здоровы только 20-25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает. У каких детей труднее всего протекает адаптация? Тяжелее всех адаптируются те, у которых неблагоприятно протекал период новорожденнос- ти, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние центральной нервной системы, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, ухудшение здоровья и снижение успешности обучения. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то что желание учиться (школьная мотивация) практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Под готовностью к школьному обучению понимается определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Важно отметить, что готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и др. Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности. На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и произвольная регуляция деятельности еще недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избежания наказания (к сожалению, на практике чаще всего формируются именно эти «ради») должны быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач», - считает В.В. Давыдов. Он убедительно доказал, что учебная деятельность «содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др.», а значит, и механизмы готовности и адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов. Конечно, мы не можем разобрать их все, поэтому более подробно рассматриваем, как проходит физиологическая и психологическая адаптация ребенка к школе.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |