Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы марксизма




ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

 

В середине XVIII века во Франции сформировалась группа мыслителей, сплотившихся вокруг Франсуа Кенэ: Виктор Мирабо, Дюпон де Мур, Венсан де Гурнэ и стоящий особняком Тюрго. Эти ученые впервые назвали себя экономистами, а Дюпон придумал термин физиократия (переводится как «власть природы»), выражающий суть их взглядов, и впоследствии их стали называть физиократами. Физиократическая теория представляет собой специфическую форму классической политической экономии. Основой экономики Франции в тот период было сельское хозяйство, находящееся в кризисе в результате проводимой политики меркантилизма, что и породило попытку его теоретического разрешения, предпринятую физиократами.

Франсуа Кенэ (1694-1774) был знаменитым врачом, занимался философией. В 1756 г. Дидро привлек его к работе над экономическими статьями для «Энциклопедии», и Кенэ увлекся экономикой. В статьях «Фермеры», «Зерно», он на большом фактическом материале показал необходимость изменения методов ведения сельскохозяйственного производства, предлагая организовывать крупные фермерские хозяйства, основанные на современной технике, агрокультуре и наемном труде. В статье «Зерно» Кенэ, используя метод аналогии (с кровообращением в живом организме) и абстрагирования (от усложняющих исследование явлений) свел в таблицу поток продуктов, доходов и расходов, то есть впервые рассмотрел экономику страны как единый механизм, в котором все взаимосвязано. В «Экономической таблице» Кенэ попытался выявить основные пропорции, которые обеспечивают развитие экономики страны, дать схему реализации годового продукта общества и формирования предпосылок для воспроизводства.

Ф. Кенэ выделяет издержки и продукцию за вычетом износа (чистый продукт) и выдвигает идею подоходного налога с тех классов, которые присваивают чистый продукт. Чистый продукт он считает источником богатства общества и приходит к выводу, что богатство создается только в сфере сельскохозяйственного производства благодаря естественным свойствам земли. Промышленность он считал бесплодной отраслью, утверждая, что там только придается новая форма сырому материалу, а стоимость произведенной продукции равняется издержкам ее производства. Сферу обращения Кенэ рассматривает как вторичный момент воспроизводства, реализующий его результаты и формирующий предпосылки для его возобновления. Кенэ не подошел к анализу сущности стоимости товара, но полагал обмен эквивалентным и критиковал меркантилистов за идею рождения богатства из обмена. Деньги считал средством, облегчающим обмен.

Большое значение имеет анализ физиократами капитала. Ф. Кенэ впервые ввел понятие воспроизводство капитала, разделил капитал на основной и оборотный. Затраты на несколько лет (постройки, инвентарь, скот) он называл первоначальными авансами (основной капитал), а ежегодные затраты (семена, рабочая сила) -- ежегодными авансами. Сейчас их называют единовременными или текущими затратами.

Значение экономической теории физиократов состоит в перенесении экономических исследований из сферы обращения в сферы производства, что заложило основу для дальнейшего анализа экономических систем.

К середине XVII века в экономике Англии, Голландии и Франции укрепляется капитализм: увеличивается количество мануфактур во многих отраслях ремесленного производства; в сельском хозяйстве преобладающими становятся отношения аренды. Богатство формируется не только в торговой, но и в промышленной сфере, и изучение экономических закономерностей переносится из сферы обращения в сферу производства. В этих условиях Адам Смит (1723--1790) в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) систематизировал накопленные ранее знания об экономических закономерностях общества и изложил свои взгляды. А. Смит был одним из образованнейших людей своего времени, изучал философию, историю, математику, физику, был профессором кафедры нравственной философии в университете Глазго, занимал административные посты. В основу своей методологии Смит положил идею естественного порядка и рассматривал общество как совокупность индивидов, от природы наделенных определенными свойствами. Например, человеку присущ эгоизм, и люди, обмениваясь трудом и его продуктами, всегда думают о своей выгоде. Опираясь на идею естественного порядка, Смит полагает, что хозяйственной жизнью общества управляет «невидимая рука», т. е. объективные закономерности, не зависящие от стремлений человека. Смит развил абстрактный метод в политэкономии: выделение закономерных, определяющих процессов и отвлечение от случайных, преходящих.

Исходным пунктом исследования Смита является проблема разделения труда. В эпоху Смита всякий труд был ручным, что ограничивало возможность снижать издержки. Но Смит указал, что такой возможностью является разделение труда, и привел пример с булавочной мастерской, который стал хрестоматийным. Смит описывает работу 10-ти рабочих, каждый из которых выполняет только одну операцию. Если бы каждый из них делал все операции, он бы за день сделал не больше 20 булавок, а все вместе они сделали 4800 штук. Производительность их труда возросла в 240 раз. На примере этой мастерской Смит рассмотрел работу всего общества, показав универсальный характер разделения труда -- от простых операций до профессий, степени этого разделения и связав разделение труда со снижением издержек. Разделение труда, считает Смит, повышает производительность труда тремя способами: за счет увеличения ловкости и искусства отдельного рабочего, за счет экономии времени при смене видов работ и способствуя изобретению машин.

Разделение труда и обмен находятся во взаимосвязи, их развитие идет одновременно, и большая роль в этом отводится деньгам. Смит рассматривал возникновение денег как стихийный процесс и считал их техническим средством («великим колесом обращения»), облегчающим обмен, призывал заменить золото и серебро бумажными деньгами. Обмен товаров Смит связывал с заключенным в товаре количеством труда. Он установил зависимость между рабочим временем и величиной стоимости и отмечал, что квалифицированный труд создает в единицу времени больше стоимости, то есть выдвинул идею редукции труда -- сведения более сложного труда к простому через коэффициенты. Смит различал естественную стоимость товара (как бы центральную цену, к которой тяготеют цены всех товаров) и его рыночную цену, и положил начало исследованию факторов, воздействующих на цену.

Огромный резонанс имело толкование Смитом производительного и непроизводительного труда. Пытаясь определить, какие виды труда способствуют богатству нации, а какие нет, Смит выдвинул два критерия: стоимость и материальность созданного продукта. Он считал, что производительным является тот труд, который создает стоимость и на покупку которого затрачивается капитал, а непроизводительным -- труд, который оплачивается из дохода. «Производительный труд закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать», а услуги непроизводительного труда «исчезают в момент их оказания». Следуя своей логике, Смит разделил общество на производительных и непроизводительных работников, к последним отнеся «государя со чиновниками», армию, флот, священников, врачей, юристов и проч. и утверждал, что чем меньше в обществе доля непроизводительных работников, тем быстрее растет его богатство.

По мнению историка Макса Блауга, разграничение производительного и непроизводительного труда, введенное Смитом, -- одна из самых пагубных концепций в истории экономической мысли. Оно было принято всеми экономистами классической школы, перешло к Марксу и стало основным критерием исчисления национального дохода в Советском Союзе.

 

Последователь А. Смита Давид Рикардо (1772--1823) свои идеи сформулировал на рубеже XVIII--XIX веков, в начальный период промышленного переворота (переход от мануфактурного производства к машинному) в работах, основной из которых является «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817).

Предметом политической экономии Д. Рикардо считает сферу распределения, а главной задачей -- «определить законы, которые управляют этим распределением». Объективно это обусловлено обострением противоречий между трудом и капиталом, порожденным промышленной революцией, и внешне проявляющимся в борьбе классов за увеличение своей доли национального дохода. Поэтому Д. Рикардо инстинктивно исходил из анализа распределения как точного выражения фиксации факторов производства в современном ему обществе.

Д. Рикардо впервые в истории экономической мысли в основу своей теории сознательно положил теорию стоимости, считая определение стоимости рабочим временем абсолютным законом. Это позволило ему утверждать, что капитал, затраченный на средства производства, не создает новой стоимости, что стоимость средств производства переносится на вновь создаваемый продукт, и сводит тем самым стоимость лишь к труду, затраченному на производство товара. Рикардо критиковал взгляды, согласно которым источником стоимости выступала полезность товара. «Полезность, -- говорил он -- не является мерой меновой стоимости, хотя она существенно необходима для этой последней». При этом Рикардо указывал на то, что истинная стоимость товаров, обладающих полезностью, зависит не только от количества труда, затраченного на их производство, но и от редкости предметов. Редкость как источник стоимости применима к товарам, которые не могут быть свободно воспроизведены, -- предметы искусства, древности.

Рикардо показал, что в механизме ценообразования доминирует производство: цены могут расти и снижаться под влиянием спроса, но они должны возмещать издержки производства и трудовые затраты. До применения капитала издержки сводились лишь к затратам труда, но с использованием сложных средств производства затраты труда на их производство также участвуют в образовании стоимости. Рикардо рассматривает связи между ростом производительности труда и величиной стоимости, сведение сложного труда к простому, зависимость стоимости товаров от сложности труда.

Много внимания Рикардо уделил проблеме денег и денежного обращения. Деньги он считал особым товаром, выполняющим функции меры стоимости и средства обращения, имеющим собственную стоимость, соответствующую количеству труда, затраченного на их производство. Позднее Рикардо встал на позиции количественной теории денег, полагая стоимость денег зависящей от количества их в обращении.

Обращение денег и колебание иен обеспечивается свободной торговлей, приводящей к экономическому равновесию.

Впервые в экономической мысли Рикардо, используя теорию стоимости, смог объяснить сущность земельной ренты. Он исходит из того, что стоимость сельскохозяйственных товаров, определяется затратами труда при худших условиях производства, а фермеры, использующие более плодородные и лучше расположенные земли, получают добавочный доход. Этот добавочный доход присваивается собственниками земли в виде ренты. Тем самым Рикардо положил конец представлению о земле как источнике ренты. У него рента является социальным феноменом, связанным с частной собственностью на землю.

В период творчества Рикардо в Британии существовали «хлебные законы», устанавливающие высокие пошлины на ввозимое зерно --наследие политики меркантилизма. Идеи Рикардо помогли превратить свободную торговлю (free trade -- фритредерство) в цель британской политики: в XIX веке Британия стала «мастерской мира», а большую часть продовольствия закупала за рубежом. Вообще учение Рикардо оказало огромное воздействие на экономическую мысль. Дж. Гэлбрейт считает его самой сложной и противоречивой фигурой в череде ученых-экономистов, до конца не оцененной. Он был одновременно теоретиком и практиком, авторитетом в финансовых кругах, совсем молодым нажил миллионное состояние игрой на бирже. Вокруг него сформировался кружок почитателей, превозносивших его, особенно после преждевременной смерти. Высказанные им идеи широко трактовались как его последователями, так и противниками. С концом творчества Д. Рикардо прекращает свое развитие классическая школа политической экономии.

 

 

 

В XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали систему экономических взглядов, получивших обобщенное название марксизм. Они обогатили науку социальным анализом экономических отношений, исследовали законы движения капиталистического общества с позиций рабочего класса. Марксу принадлежит характеристика капитализма той эпохи, в которой он жил (эпохи свободной конкуренции), раскрытие противоречий и некоторых тенденций его развития. Маркс сделал вывод об историчности социально-экономических процессов в обществе. В отличие от других экономических течений, марксизм -- это учение о революционном преобразовании капиталистической системы. Ученый сформулировал концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. В самом упрошенном виде эта концепция сводится к следующим положениям: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, централизованное планирование, всеобщая и полная занятость, распределение по труду. В нынешних условиях разрабатываются современные варианты марксизма.

Марксова теория формировалась постепенно. Начало ее связано с разработкой трудовой теории стоимости, теории прибавочной стоимости, анализом капитализма, экономических кризисов. Для Маркса трудовая теория стоимости была фактически ключом к пониманию капитализма. Он считал, что труд может создавать стоимость, однако наемный рабочий не может получить всю созданную стоимость, так как капиталист изымает прибавочную стоимость, вкладывая ее затем в капитал. Опираясь на проведенные исследования, Маркс и Энгельс пришли к выводу о неизбежности социалистической революции и завоевания власти пролетариатом.

В последующем углубляются основные положения марксистской экономической теории. В частности, это находит свое отражение в работе «К критике политической экономии». В ней исследуются основные экономические категории капиталистической системы: товар, деньги, труд, капитал, прибыль и др. Диалектический и исторический процесс развития товарной формы продукта у Маркса находится в необходимой внутренней связи с деньгами, с их возникновением и развитием.

Если прежде Маркс придерживался рикардинских взглядов на теорию денег, то в названной работе он стремится ответить на вопрос, почему вообще возникает необходимость в деньгах как всеобщем эквиваленте, обосновывая связь между деньгами и стоимостью.

Основным произведением Маркса, сделавшим его одним из великих экономистов мира, является «Капитал» (I том опубликован в 1867 г.). Именно в нем выявилось главное качество политэкономии Маркса -- системность. «Капитал» фактически стал примером всесторонней реализации системного подхода в экономических исследованиях. В нем в наиболее развернутом виде раскрывается марксистская политэкономия; анализируются экономический строй капитализма и законы его движения. Структура «Капитала» представлена четырьмя томами. В первом томе рассматриваются процессы производства капитала; во втором -- процесс обращения капитала; в третьем - процесс капиталистического производства, взятый в целом; в четвертом - теории прибавочной стоимости.

Поскольку в капиталистическом обществе господствует товарное производство, постольку Маркс в первом томе начинает свой анализ с рассмотрения товара как «экономической клеточки» буржуазного общества. Противоречивая сущность товара раскрывается им с помощью двойственного характера труда, воплощенного в товаре. Учение о двойственном характере труда позволило Марксу разделить капитал на постоянный и переменный и тем самым выявить механизм производства прибавочной стоимости путем эксплуатации живого труда. При этом делался акцент на раскрытии законов развития капитализма, его внутреннем источнике самодвижения -- противоречиях. По Марксу, присвоение прибавочной стоимости является основой возникновения антагонизма между капиталистами и трудящимися - движущей силой классовой борьбы.

Во втором томе Маркс исследует процесс движения капитала, его кругооборот и оборот, затем дает анализ воспроизводства общественного капитала, взятого в целом.

В третьем томе рассматривается механизм распределения прибавочной стоимости между отдельными группами эксплуататоров, описываются ее конкретные формы, возникающие из процесса движения капитала.

Последний том содержит критический обзор экономических теорий с точки зрения трактовки сущности и форм распределения прибавочной стоимости.

В рамках марксизма изначально была заложена идея распространения экономического учения за исторические границы товарно-капиталистического хозяйства. Опираясь на разработанный Марксом закон тенденции нормы прибыли к понижению, марксисты делают вывод об исторической ограниченности капитализма, преходящем его характере как формации и неизбежности перехода к социализму (коммунизму). В теоретическом наследии марксизма получило наиболее развернутое обоснование содержание предмета экономической теории как науки о системе производственных отношений.

Отдавая дань теоретическому наследию марксизма, следует подчеркнуть, что история лишь частично подтвердила справедливость его положений и выводов. Многие из них не нашли своего подтверждения общественной практикой. Так, мысли Маркса об абсолютном обнищании пролетариата в условиях капитализма, о капиталистическом обществе как сугубо эксплуататорском оказались ошибочными. Наблюдая острые, конфликтные противоречия между рабочим классом и буржуазией, Маркс полагал, что буржуазное общество будет развиваться посредством революционных преобразований. Однако многие страны сумели достичь социально-экономического прогресса без революционных потрясений, путем эволюционных изменений в экономике и политике. Как видим, Маркс абсолютизировал способы разрешения противоречий и недооценивал эволюционные формы их преодоления.

Кризис экономического учения Маркса применительно к социализму состоял прежде всего в том, что практика показала нереализуемость принципа «общенародной собственности». Чтобы каждое конкретное предприятие принадлежало «всему народу», оно должно действовать строго в рамках единого плана, выражающего интересы «всего народа». Но если ответить на вопрос, кто и как составлял планы, станет ясно, что реальный план всегда выражал компромисс между интересами данного правительства, его отдельных ведомств, регионов и самих предприятий, с перемещением «центра тяжести» в ту или иную сторону. Интересы населения находили в планах лишь частичное выражение. С этой точки зрения, «социалистическое» предприятие являлось объектом некоего неопределенного «кооператива собственников», куда входили и плановики, и ведомственные чиновники, и местная власть, и верхушка «трудового коллектива».

 

Расхожденье между «моделью» социализма Маркса и «реальным социализмом» достаточно велико. Крушение последнего имело много причин, не связанных с учением Маркса. Однако из перечня этих причин невозможно вычеркнуть господство общественной собственности и централизованное планирование, связанное с ядром марксистской теории.

В настоящее время наблюдается критическое переосмысление основных положений марксистской экономической теории. Мировая наука признает метод исследования и теорию Маркса для анализа экономики своего времени, но считает, что нельзя догматически переносить его на анализ современной экономики, рыночную систему. Марксистская теория во многом страдала абстрактностью изложения. И все же, нельзя не согласиться с высказыванием Й. Шумпетера, который в своей «Истории экономического анализа» (1954) писал, что экономическая интерпретация истории Марксом, исторический материализм представляет собой «мощный аналитический инструмент» и что его «всеобъемлющая система» и «видение неизбежности эволюции экономического прогресса дают Марксу право претендовать на звание великого экономиста». Маркс не смог предсказать будущее капитализма. Однако капитализм трансформировался под воздействием социализма, при влиянии марксистской теории. И это бесспорный факт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.