КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия. Проблема человека в древнегреческой философии
Лекция 3 Проблема человека в древнегреческой философии. Философия Софистов. Философия Сократа. Философия Сократических школ. В пятом веке в Греции политический деятель Салом установил в Афинах демократию. Любой свободный человек, являющийся гражданином Афин, мог занять любую должность. Салом ввел образовательный ценз, это значило что тек кто притендует на должность должены обладать знаниями в науках. Софист - мудрец, учитель мудрости. Софисты дискредитировали натурфилософские концепции. Главный аргумент: все натур философы претендуют на истинность своих знаний, но истина есть полное знание, следовательно истина может быть только одна. Следовательно истинна не существует вообще либо она субъективна и у каждого своя. Если каждый человек является носителем истенны надо заниматься ни проблемами космоса а проблемам человека, а это значит не человек является частью мироздания, а наоборот мир такой каким он его видит и ощущает. Протогор - принцип "человеко-меры"-"человек есть мера всех вещей, в том что они существуют и в том что они не существуют". Такой подход меняет отношение к познанию. Натур философы счетали истинным "episteme" (рациональные знание), а эмпирическое знание ("doxa") они счетали мнением, потому что с помощью ощущений мы не можем прознать субстанцию. Софисты рациональные знание отвергают, т.к. представление о субстанции у всех разное, и наоборот ощущения передают нам знания о тех вещах которые нас окружают. Отсюда следует что знание- это мнение (Протогор). Если мнения по своей значимости равны, следовательно люди тоже равны. Горгий, исходя из аргументов Парменида, сделал вывод что истинного знания не существует, потому что: 1) нет возможности доказать истинность наших ощущений, 2) то что человек ощущает он не может адекватно передать, т.к. слова истинную суть вещей не отражают, 3) даже если удалось отобразить свои знания на словах, каждый будет понимать их по своему. Если истина не достижима, то важным становиться не достич её, а убедить людей в истинности своего мнения. Горгий считается основателем риторики. Протогор говорил, что критерием истинности является убежденость человека в своей правоте. Философия Сократа. Сократ изначально относился к софистам, и от софистов он перенял убежденость в невозможности постигнуть первоначальное бытие. "Я знаю только то что ничего не знаю"- Сократ. Сократ был первым философом который действительно поставил проблему человека. По мнению Сократа, человек есть единство двух сущностей: тела и разума (=душа). Эти две сущности необходимы для существования человека, поэтому он сам выбирает какая из них важна и развитию чего он посещает свою жизнь. Тело человека не свободно, оно подчиняется законам природы. Те кто развивают тело, ошибаются. Природа управляет телом через инстинкты. Оно в любом случае стареет и умирает. Разум свободен, законам природы он не подчиняется. Поэтому разума с возрастом становиться лучше. Поэтому человек который посветил свою жизнь развитию разума к старости становиться мудрым, и он начинает понимать причины того что с ним происходит. Он понимает что старость и смерть, то что происходит со всеми. Отсюда понимание свободы. Сократ определяет свободу как власть разум над телом. Он говорит что у животных свободы нет и быть не может, т.к. они подчиняться инстинктам. Для того чтобы быть свободным человек должен быть самодостаточным (автаркия-с греч.-самовластие). Человек должен быть самому себе хозяином и не от кого не зависить. Для этого человек не должен не в чем нуждаться. Всякое наше желание делает нас зависимыми, поэтому чем меньше мы желаем тем больше мы свободны. Самым умеренным и свободным является Бог. Люди представляют бога неправильно, т.к. видят внем воплощение своих мечтаний, делать все что захочешь. Человек должен научиться как можно больше усмерять свои желания. Сократ считал, что высшей добродетелью является знание знание= arete (добродетель) Сократ говорит, несмотря на то что человек может прознать только то что находиться вокруг него и то что он способен ощущать, тем не мение у большинства людей существует одинаковое представление о таких вещах и явления которые сами по себе в нашем мире не существуют. Например цвета, никто не видел их но может различать. Точно так же и с нравственными понятиями. Никто не видел ни доброты не зла, но может отличить плохой поступок от хорошего. Сократ говорит что в душе каждого человека с самого его рождения существуют морально-этические и эстетические идеи. Если люди изначально знают что значит поступать хорошо, почему они поступают плохо? Сократ отвечает что многие люди не могут их вспомнить. Они беременны этими идеями но сами их родить не могут. Сократ говорил: Задача акушерки ни в том чтобы рожать детей а в том чтобы помогать при родах женчинам, точно также и философ должен не излагать свои идеи, с целью показаться умным, а помочь людям вспомнить то, что заложено в них с рождения и тем самым помочь им стать добродетельными. Из философии Сократа возникла два направления: • Практическая философия, или философия как образ жизни. В основе этого направления лежат представления Сократа о свободе, самодостаточности и умеренности. Философия Сократических школ. Эйдологическая философия. Эйдос- идея или образ вещи. Философские системы Платона и Аристотеля. Сократически школы Основаны учениками Сократа. Киническая школа. Kinos- собака Школа киренаиков. Кириены- город Мегарская школа. Мегары- город 4. Элидо-эритрейская школа. Основатель школы киников- Антисфен. Основе учения киников лежат представления о свободе как следствие разумности человека. Только свободный человек является человеком. Свобода- это прежде всего свобода от всех желаний. Общество и государство хотят подчинить человека себе, и действуют они где силой, а где соблазнами. С точки зрения киников любая потребность, зло. Киники ввели понятие, Космополитизм - гражданин мира. Человек не подданый государства. Человек есть высшее существо. Естественные права- права не зависящие от государства. Школа киринаиков В основе жизни человека лежат удовольствия. Основатель школы- Аристипп. Умеренность необходима для того чтобы наше удовольствие не перешло в страдание.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |