Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над орфографическим правилом

Понятие орфограммы, работа над ней.

Работу по орфографии следует начинать с формирования умения нахождения в словах орфограмм. Под орфограммой понимается выбор написания (буквы, пробелы, слитного/раздельного написания, дефиса), определяемый правилом. Умение обнаружить орфограмму следует формировать, работая первоначально над словами с орфограммой в корне, т.к. выделение корня не требует от детей сформированных навыков грамматического анализа, как, например, при выделении окончания (для этого необходимо знание частей речи). Дети должны уметь устно и письменно выделить и обозначить орфограмму. Например, в слове лесной есть орфограмма, т.к. безударный гласный в первом слоге может быть передан двумя буквами: е/и. Правильной является буква е, которой передается ударный звук в проверочном слове лес.

Письменно: лесной е/и - лес.

Обозначение орфограммы: лесной.

Орфограмма – это выбор написания, определяемый правилом. Но чтобы воспользоваться правилом, нужно определить вид орфограммы, т.к. каждому виду орфограмм соответствует свое правило.

Основные виды орфограмм:

· проверяемые гласные;

· непроверяемые гласные;

· гласные после шипящих;

· глухие и звонкие согласные (в конце слова и перед глухими согласными);

· удвоенные согласные в корне.

Названия видов орфограмм также являются и заглавиями орфографических правил (т.е. выполняют две функции).

Орфографическое правило – это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. В зависимости от способа перечислений условий выбора бывают формулировки орфографических правил двух видов: констатирующие и регулирующие.

В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора написания или условия запрета на какое-либо написание.

Например: в приставках на з/сперед звонкими согласными и гласными пишется з (разлить, разыскать), перед глухими - с (рассердить); в сочетаниях ч,щ, с другими согласными мягкий знак для обозначения мягкости не пишется (лучник, хищник).

Большинство орфографических правил констатирующие.

В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний:

- чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить его или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная (гриб - грибы).

Работа над орфографическим правилом проходит в несколько этапов:

1. подготовку к изучению правила, т.е. мотивацию - предпосылку к усвоению;

2. объяснение орфографического правила на специально подобранном материале;

а) знакомство с опознавательными признаками, сигналами по которым учащиеся определяют орфограмму;

б) определение морфемы, в которой находится орфограмма;

в) графическое выделение орфограммы и определение условия выбора правильного написания;

г) формулировка орфографического правила;

д) выполнение упражнений, формирующих орфографические умения и навыки.

Например, необходимо изучить правило "Гласные после шипящих" в окончаниях имен существительных.

Это правило можно расчленить на следующие составляющие:

1) окончание существительного;

2) после шипящего;

3) гласная о или е в окончании (под ударением/без ударения).

1) Прежде чем изучать данное правило, учитель должен повторить тот языковой материал, который будет способствовать усвоению нового материала. Так, учащиеся должны знать шипящие согласные, уметь находить имена существительные в тексте, в существительных выделять окончания, определять ударение в слове. Т.е. на этапе актуализации необходимо вспомнить фонетические и морфологические умения, способствующие усвоению орфографического правила.

Далее учащимся предлагается вставить буквы о или е в словах, написанных на доске: плащом, грачом, задачей, тучей. При затруднении учитель ставит задачу: определить, от чего зависит выбор о-е? Это мотивация - предпосылка к усвоению правила.

2) Наблюдая языковой материал, учащиеся отвечают на вопросы: После каких согласных употреблены буквы о или е? В какой части слова пишутся о или е? К какой части речи относятся данные слова? Правило является выводом, полученным в результате анализа языкового материала: "В окончаниях существительных под ударением после шипящих пишется о, без ударения - е.

Учащиеся определяют орфограмму по опознавательным признакам, сигналам. Приметами или опознавательными признаками орфограмм являются следующие особенности слов: фонетические (безударность гласной, шипящие, ц и др.), лексико-грамматические (собственные наименования), лексические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие приставок, суффиксов, сложные слова). (Баранов М.Т., РЯШ, 1970, № 4). Приметы или опознавательные признаки позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфограммы, а тот или иной тип орфограмм. Так, в нашем случае наличие шипящих перед окончанием существительных - это опознавательный признак, который сигнализирует о том, о или е писать в окончании существительного. Этот признак (примета) находится вне орфограммы (левее ее). Приметы орфограмм в учебном процессе выполняют одновременно 2 функции: сигнала орфограммы и одного из условий выбора конкретной орфограммы.

Знание учеником опознавательных признаков обеспечивает нахождение орфограмм в словах и уверенное применение орфографических правил. Умение видеть такие опознавательные признаки называется орфографической зоркостью.

Орфографическую зоркость помогут развить такие виды работы как орфографический разбор, диктант "Проверяю себя". Орфографическая зоркость формируется постепенно. Ее развитие начинается с различения написаний по произношению и написаний по правилам (Для этого можно предложить подчеркнуть написания этих типов, например: колосок, разбег, лесник, розыск и т.д. После знакомства с понятиями орфограмма и опознавательные признаки орфограмм можно выполнить следующие упражнения:

- назвать в словах опознавательные признаки "точек" применения правил;

- назвать (подчеркнуть) орфограммы в слове, в частях слова, во всех словах предложения и т.д.

3) После формулировки орфографического правила происходит отработка его на конкретном языковом материале. Эта работа формирует орфографические умения и навыки: плющом, плюшем, калачом, партой, тучей и т.д.

Для закрепления орфографического правила учитель подбирает слова с трудными для учащихся случаями применения правила, использует данные учетных листов ошибок учащихся.

3. Методы и приемы обучения проверяемым, непроверяемым, фонетическим написаниям.

Если орфограмма регулируется правилом, то работа состоит из следующих элементов: восприятие слов с изучаемой орфограммой, ознакомление с условиями выбора орфографической нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминание и воспроизведение учащимися нового орфографического правила; обучение применению на практика нового правила.

Восприятие новой орфограммы происходит в заранее написанном на доске одном слове (если орфограмма не имеет варианта) или 2-3 словах (если орфограмма вариантная). Орфограмма при этом подчеркивается и обозначается часть слова, в которой она находится, или обозначаются части слов, между которыми она находится:

лежать, в книге; куда-либо.

Для ознакомления учащихся с условиями выбора орфограммы используются эвристические метода (беседа, анализ языкового материала по образцу) и дедуктивные (сообщение учителя, самостоятельный анализ языкового материала учащимися).

После формирования орфографического правила следует обучение школьников умению применять правила на практике.

Существенное значение вработа по формированию орфографических умений имеет дидактический материал, на котором отрабатывается правило: в нем должны быть представлены все трудные случаи; если орфограмма вариантная - все варианты.

Для формирования умения писать слова с изученными видами орфограмм используются специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным относятся списывание и диктанты разных типов.

Списывание опирается прежде всего на такие виды орфографической памяти, как зрительная и моторная. (! Виды памяти, участвующие в формировании орфографических умений и навыков: слуховая - запоминание на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма. На этот вид памяти опираются различные диктанты;

- зрительная (проявляется в процессе письма по слуху и при списывании);

- речедвигательная (кинестетическая) - опирается на послоговое орфографические проговаривание слов, используется в основном при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами;

- моторная - заключается в многократной записи одного и того же слова).

Списывание может быть неосложненным (без пропуска орфограмм) и осложненным (с пропуском орфограмм). Первое используется для обучения: 1) находить орфограммы; 2) графически обозначать ее и условия выбора правильного написания.

Осложненное списывание учит выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые являются ошибочными. Т.е. здесь уже решается орфографическая задача, для получения правильного ответа в которой необходимы следующие мыслительные действия: найти и указать морфему, содержащую орфограмму, вспомнить условия выбора, решить, какой вариант выбрать в соответствии с правилом.

Списывание может быть осложнено разного рода задачами, например: Из данных словосочетаний выберите те, которые включают слова с о-е в корне после шипящих под ударением, запишите их. К каждому слову, где можно, в скобках пишите однокоренное. Списывание может быть дословным. Дословное списывание с правильного образца уместно в У-УП классах, т.к. в этом возрасте особенно развита непроизвольная память.

Письмо по памяти - метод формирования правописных умений и навыков, рассчитанный на развитие орфографической зоркости.

Комментированное письмо - во время записи текста один из учащихся проговаривает слова по слогам и комментирует написание слов с орфограммами. Этот метод развивает способность самоконтроля.

Орфографический разбор предполагает: 1) выделение орфограммы; 2) определение морфемы с орфограммой; 3) обозначение условия выбора правильного написания; 4) определение орфографического правила.

Например, в слове голодный в корне есть орфограмма, выбор букв а/о, т.к. гласная корня без ударения. Нужно писать букву о, т.к. под ударением в однокоренных словах пишется о: голод.

Графическая запись орфографического разбора: голодный - голод.

4. Диктант как метод обучения русскому языку прочно вошел в практику школы. Классификации диктантов предлагались различными учеными-методистами: М.В. Ушаковым, А.В. Текучевым, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым и др.

В зависимости от цели диктанты делятся на обучающие и контрольные (деление условно,т.к. каждый вид диктанта и обучает и контролирует).

К обучающим диктантам относят: предупредительный, комментированный, объяснительный, комбинированный, "Проверяю себя", самодиктант, выборочный, творческий, графический, свободный.

Предупредительный диктант ставит целью предупреждение неверного написания. Правописание изучаемой орфограммы разбирается, а затем записывается. Степень самостоятельности повышается от класса к классу. Используется на начальном этапе формирования навыка.

Объяснительный диктант предполагает не предупреждение ошибочного написания, а исправление написания по окончании диктанта. Перед записью диктанта проводится повторение необходимых правил. Это отличает объяснительный диктант от контрольного. Этот диктант является методом проверки знаний, обобщения и систематизации. Развивает навык самоконтроля.

Комбинированный диктант содержит элементы

предупредительного (3-4 предложения), объяснительного (3-4) и контрольного (3-4). Проводится на обобщающих уроках.

Диктант «Проверяю себя» развивает навык самоконтроля, т.к. ученик комментирует написание "про себя". В случае затруднения он либо пропуска написание, в которых сомневается, а затем заполняет пропуски со словарем, либо обращается к учителю.

Самодиктант (диктант по памяти). Уместен при отработке непроверяемых безударных гласных, традиционных написаний. Рассчитан на зрительное запоминание буквенного состава слова. Позволяет обогащать словарь учащихся, тренироваться в правильном произношении и запоминать (зрительно) написания.

Разученный диктант - разновидность самодиктанта. Проводится после тщательной самоподготовки учащихся. В течение 7-10 минут учащиеся пишут текст, заранее подготовленный ими. Во время самоподготовки развивается умение видеть орфограмму, систематизировать правила и выбрать необходимое для данного написания.

Выборочный диктант - записываются слова на определенное правило. Проводятся в течение 5-10 минут в начале или конце урока. Лучше, если он носит не контрольный, а обучающий характер, т.е. после написания слова проверяются по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием сигнальных карточек с необходимыми буквами, что позволяет учителю сразу же проверить, насколько усвоено правило.

Не должен включить более 10-20 слов.

Графический диктант - предполагает полную или частичную запись диктуемого условными обозначениями.

Творческий диктант - собирательное название разнообразных по характеру заданий, активирующих самостоятельную работу (изменить, заменить, расширить, сократить и т.д.)

Свободный диктант - объединяет задачи формирования грамотного письма и развития речи. Учитель диктует текст (поэтому диктант), но учащиеся при прочтении текста по абзацам излагают его свободно, как запомнили (поэтому свободный). Размер абзаца не должен позволять учащимся запоминать текст наизусть.

См. Баранов М.Т. О видах диктантов по русскому языку в IV-VIIIкл.//РЯШ.01975, № 2.

Обязательное требование к любому обучающему диктанту - готовность учащихся пользоваться справочными и словарными материалами, а для этого он должны научиться видеть "ошибкоопасные" места и уметь быстро и правильно найти в словаре дополнительную информацию. Работа со словарем: см. Л.А. Мурина, с. 185-188.

Большое значение имеет работа по карточкам. Могут быть предназначены для индивидуальной и групповой работы, в классе они могут предлагаться отдельным учащимся для выполнения задания на доске и в тетради при уплотненном опросе; группе учащихся, когда остальные выполняют задание по учебнику; всем учащимся (по вариантам) в качестве дополнительного задания к упражнениям учебника.

Для домашней работы карточки могут предлагаться для совершенствования орфографической зоркости, формирования навыков самоконтроля. Основное методическое требование: учитель должен вести учет ошибок, допускаемых учащимися, анализировать и классифицировать ошибки, искать пути их ликвидации.

Данный метод позволяет осуществлять индивидуальный подход и дифференцированно подходить к учащимся.

К неспециальным орфографическим упражнениям относят: конструирование, подбор слов определенной структуры (с определенной приставкой, корнем, суффиксом), творческий и свободный диктанты.

Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами:

Для обучения школьников умению писать слова, не определяемые существующими орфографическими правилами, существуют следующие методы:

1) Послоговое орфографическое проговаривание (включается речедвигательная память). Сначала слово орфографически четко проговаривает учитель, затем учащиеся хором по слогам несколько раз повторяют это слово;

2) Многократная запись слова с непроверяемой орфограммой использует возможности моторной орфографической памяти. Слово пишется 4-5 раз.

3) Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой увеличивает количество усваиваемых слов. Лучше записывать их столбиком, чтобы корни слов располагались друг над другом;

4) Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами.

5) В таблицу помещают слова с тождественными непроверяемыми орфограммами: сорока, воробей, ворона. Таблицы пополняются новыми словами. Вывешиваются в классе на 2-3 недели.

6) Этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами (если он прост и доступен учащимся: палисадник - пал - кол (ср.палка).

7) Существуют специфические психологические предпосылки, влияющие на овладение орфографией.

Овладение орфографическими умениями - процесс длительный и неравномерный. Почему одни орфограммы легко усваиваются учащимися, а написание других вызывают трудность? Этот вопрос не раз задавали себе ученые-методисты. Так, в начале 70-х гг. XX в. М.М. Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети не видят в словах), а еще не усвоенные (их учащиеся видят в словах) - фактическими.

Орфограммы, вызывающие длительное затруднение называют актуальными, а орфограммы, переставшие вызывать затруднение, - неактуальными. Для совершенствования работы по орфографии огромное значение имеет знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы (требующей усилий для формирования навыка) в неактуальную (не требующую уже методических усилий для формирования навыка, т.к. он уже сформирован). Уловив указанный момент в работе детей, учитель сможет правильно распределить усилия для обучения орфографии.

Учеными установлен тот факт, что учащиеся, зная правило, не умеют применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Это объясняется тем, что лексика каждого вида орфограммы включает в себя слова, к которым ученики свободно применяют правила, и слова, к которым они затрудняются применить соответствующее правило. М.В. Ушаков назвал их трудными случаями в применении правил. Затруднения учащихся имеют фонетическую, морфологическую, словообразовательную, синтаксическую и семантическую природу.

Трудности фонетического характера связаны с наличием в слове ассимилятивных явлений - озвончения и оглушения (косьба, подбирать); мягких согласных (сучок, пирожок).

Словообразовательные трудности определяются сложностями структуры слова, наличием морфологических чередований (роса, орошение) и утратой структурных связей с исходными словами (поглощать).

Морфологические трудности определяются: 1) омонимией частей речи, 2) с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий.

Синтаксические трудности связаны с обратным порядком слов и дистантным расположением их в предложении.

Семантические трудности определяются переносностью значения слова, утратой семантических связей с однокоренными словами и т.д.

Затрудняют учащихся также исключения из правил. Эти трудности необходимо учитывать при изучении орфограммы, но в первую очередь - при подборе языкового материала.

Чтобы преодолеть эти трудности, учащиеся должны научиться контролировать себя во время письма, уметь видеть орфограмму и правильно применить необходимое правило.

Учитель в работе над каждым видом орфограмм должен уметь найти необходимую последовательность упражнений с использованием всех видов памяти (слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы русской орфографии | Введение. Лекция №6. Показатели анализа изменений структуры, концентрации и дифференциации признаков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 12817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.