Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы процесса риформинга

Качество сырья. Основными показателями, определяющими каче­ство и пригодность сырья для процесса риформинга, являются: углево­дородный и фракционный состав, а также содержание в нем веществ, вызывающих дезактивацию катализаторов.

Поскольку преобладающей реакцией процесса является дегидриро­вание нафтенов, предпочтительным его сырьем служат бензиновые фрак­ции с их высоким содержанием. Выход риформатов из бензиновых фрак­ций, богатых нафтенами, на 3,5-5%, а иногда на 10-12% больше, чем из парафинистого сырья, при выработке катализата с одним и тем же окта­новым числом.

При риформинге бензиновых фракций из парафинистых нефтей пре­обладающими являются реакции дегидроциклизации алканов и гидро­крекинга, позволяющие даже из низкооктанового парафинистого сырья получать катал изаты, пригодные для выработки автобензина А-76 в сме­си с другими компонентами.

Присутствие в сырье риформинга алифатических непредельных со­единений крайне нежелательно, так как при этом водород циркулирую­щего водородсодержащего газа нерационально расходуется на гидриро­вание непредельных углеводородов. Поэтому для каталитического ри­форминга применяют бензиновые фракции прямогонного происхожде­ния. Риформинг же бензиновых фракций вторичного происхождения (на­пример, термического крекинга) возможен только в смеси с прямогонным сырьем после предварительной глубокой гидроочистки.

Фракционный состав сырья каталитического риформинга определя­ется целевым назначением процесса. Если целью каталитического ри­форминга является получение катализатов для производства высокоок­тановых бензинов, оптимальным сырьем для этого служат фракции, вы­кипающие в пределах 85-180°С. Применение сырья с температурой на­чала кипения ниже 85°С нежелательно, так как при этом будет иметь место повышенное газообразование за счет гидрокрекинга, при этом за­ метного увеличения ароматизации сырья не происходит, так как углево­дороды С6 ароматизируются наиболее трудно. Кроме того, применение такого сырья приведет к непроизводительной загрузке установки балла­стными фракциями.

В связи с этим фракции, выкипающие ниже 85°С и имеющие сравни­тельно высокое октановое число, вовлекаются в товарные бензины, как компоненты в чистом виде, либо направляются на изомеризацию.

Наличие в сырье фракций, выкипающих выше 180°С, также нежела­тельно, так как при этом увеличивается отложение кокса на катализаторе за счет реакций уплотнения тяжелокипящей части сырья, что приводит к потере активности катализатора.

Если риформинг проводится для получения бензола и толуола, сы­рьем служат узкие бензиновые фракции, выкипающие в пределах 62-85 и 85-105°С соответственно. В первой из них бензол образуется из цикло- гексана, метилциклопентана и н-гексана, во второй фракции толуол об­разуется из метилциклогексана, диметилциклопентана и н-гептана.

Для получения суммарных ксилолов используют узкую фракцию, выкипающую в пределах 105-127°С.

Сернистые соединения являются одними из основных дезактиваторов катализаторов риформинга. Содержание серы в сырье этого процесса должно быть минимальным. Особенно чувствительны к сере платино-рениевые катализаторы; допустимое ее содержание в этом случае не дол­жно превышать 0,5 ppm. Ограничивают также содержание азота 0,5 ppm и влаги 10 ppm.

Применительно к платиновому катализатору (АП-64) показано, что для его дезактивирования на 70-80% достаточно 6-7% мае. серы от коли­чества платины, нанесенной на оксид алюминия (т.е. при содержании платины в катализаторе 0,6% мае. для указанной степени дезактивиро­вания достаточно 0,04% мас. серы). В присутствии водорода сернистые соединения сырья превращаются в сероводород, а азотистые — в амми­ак. Поэтому перед риформингом сернистого сырья его обязательно под­вергают предварительной гидроочистке.

При высоком содержании влаги в циркулирующем водородсодержащем газе (ВСГ) из катализатора вымывается активирующий его галоген (в виде НС1 или HF), однако чрезмерно низкое ее содержание отрица­тельно влияет на свойства носителя (оксида алюминия). Поэтому содер­жание влаги в газе поддерживают в пределах (1,0-1,5) • 10-3 % об. Чрезмер­но низкая влажность может снизить продолжительность без регенерационного цикла и выход жидких продуктов даже более, чем завышенная влажность.

Максимально допустимое содержание металлоорганических микро­примесей (мышьяк, свинец) в гидроочищенном сырье риформин­га составляет мышьяк 1 ррb и свинца 20 ррb (1 ррb — 1 мг/тонну).

Температура и объемная скорость подачи сырья. Реакции ароматиза­ции являются высокотемпературными: 470-520°С на платино-рениевом и 480-530°С на платиновом катализаторах.

Объемной скоростью подачи сырья называют объем сырья, проходя­щий через единицу объема катализатора в час, поэтому объемная ско­рость имеет размерность:

Ароматизацию парафинов (дегидроциклизацию) целесообразно про­водить при более высоких температуре и объемной скорости подачи сы­рья. Так, при риформинге практически парафинистого сырья на двух раз­ных режимах были получены катализаты с равным (60% мас.) содержани­ем ароматических углеводородов, но при 500°С и V = 1,5 ч -1 выход катализата составил 80% мас. на сырье, а при 510°С и V = 5 ч-1 — 87% мас., при­чем выход кокса (в % мас. на сырье) во втором случае значительно ниже.

Объемная скорость подачи сырья в промышленных процессах ри­форминга различного назначения может быть в пределах от 1 до 2 ч-1. При постоянной объемной скорости повышение температуры (ужесто­чение режима) увеличивает степень ароматизации сырья, но уменьшает выход катализата за счет усиления реакций гидрокрекинга. Чем больше содер­жание нафтенов в сырье и чем селективнее катализатор, тем больше вы­ход катализата при одном и том же содержании в нем ароматических углеводородов. Ужесточение режима возможно и при постоянной темпе­ратуре за счет снижения объемной скорости, в этом случае степень аро­матизации также возрастает.

Таким образом, факторы температуры и объемной скорости подачи сырья тесно связаны, поэтому умелое использование их сочетания по­зволит на одном и том же катализаторе достичь оптимального результата по выходу риформата и степени его ароматизации.

Основные реакции в процессе риформинга (дегидрирование нафте­нов, дегидроциклизация парафинов) идут с поглощением тепла, реак­ция гидрокрекинга — с его выделением. Поскольку катализатор распреде­ляется при проведении риформинга в 3-х реакторах (ступенях) и в каж­дой ступени преобладают те или иные реакции, возникает температур­ный перепад при прохождении сырья через слой катализатора. Преобла­дающей реакцией в первой ступени является дегидрирование циклогексановых ув., во второй ступени преимущественно протекает дегидроизомеризация циклопентанов, в третьем реакторе протекают реакции ароматизации парафинов. Суммарный перепад температур зависит от соотношения этих реакций в каждой ступени. Температурные перепады, особенно в первой ступени, являются в некоторой степени характерис­тикой активности катализатора. По мере ее снижения уменьшаются тем­пературные перепады по реакторам и суммарный перепад.

Температурный перепад в первом реакторе зависит также от хими­ческого состава сырья: чем больше в сырье нафтенов, тем больше темпе­ратурный перепад.

Давление водорода и кратность циркуляции водородсодержащего газа. Повышение давления водорода в системе риформинга, при прочих рав­ных условиях, препятствует ароматизации сырья. Однако высокое давле­ние водорода необходимо для насыщения непредельных продуктов по­бочных реакций гидрокрекинга. Если давление водорода невысоко, на поверх­ности катализатора протекает глубокое уплотнение ненасыщенных угле­водородов с образованием кокса. Ведение процесса под давлением водо­рода позволяет значительно (в зависимости от селективности катализа­тора) подавить коксообразование.

При увеличении парциального давления* водорода его гидрирующее дей­ствие возрастает. Высокое парциапьноедавление водорода достигается цир­куляцией через зону реакции сухого газа, получаемого в результате процесса и содержащего 80-90% об. водорода (остальное — газообразные углеводороды). Высокая степень (кратность) разбавления паров реакционной смеси водо- родсодержащим газом увеличивает продолжительность работы катализатора. Промышленные кратности циркуляции ВС Г находятся в пределах 900-1500 м1 газа на 1 м1 сырья при указанной концентрации водорода в ВСГ.

При постоянной объемной скорости подачи сырья с увеличением кратности циркуляции ВСГ сокращается длительность пребывания па­ров бензина в зоне реакции, из чего следует, что гидрирующее действие водорода ограничено уменьшением глубины ароматизации. Кроме того, при увеличении кратности циркуляции ВСГ растет расход энергии на компримирование газа и расход топлива в трубчатой печи для его подо­грева — возрастают эксплуатационные расходы.

Таким образом, практически целесообразную величину кратности циркуляции ВСГ устанавливают, исходя из качества сырья, активности катализатора, глубины процесса и экономических соображений.

В реакторах платформинга (риформинга на платиновых катализа­торах) давление ВСГ поддерживают на уровне 3,5-4,0 МПа, что позво­ляет значительно снизить закоксовывание катализатора и соответствен­но увеличить межрегенерационный пробег установок до нескольких месяцев, а в ряде случаев — до 1,5-2 лет. Практически при работе на алюмоплатиновом катализаторе АП-64 на старых установках каталити­ческого риформинга давление поддерживается от 2,5 до 3,0 МПа. На более современных установках с использованием биметаллических ка­тализаторов рабочее давление составляет 1,4 МПа (установка ЛГ-35-8/ 300Б) и 1,8-2,0 МПа (установка ЛЧ-35-11/600 и ЛЧ-35-11/1000). При использовании отечественных катализаторов серии КР на установках периодческого действия минимальная скорость ихдезактивации соот­ветствует давлению 1,4-1,5 МПа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы химизма процесса каталитического риформинга | Катализаторы риформинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.