КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация изучения результативности оздоровительной работы
Концептуальные подходы к организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей Концептуальные подходы к обеспечению здоровья личности воспитанников дошкольного учреждения Существуют общие концептуальные подходы к созданию в дошкольном учреждении среды жизнедеятельности и построении воспитательной системы, оптимизирующей здоровье личности воспитанников. Их реализация не требует финансовых вложений, она требует любящих детей профессионалов, заинтересованных в будущем своей страны. Перечислим эти подходы: Педагогическая система, направленная на формирование здоровья личности воспитанников дошкольного учреждения, должна базироваться на его тщательном анализе, а также учитывать результаты социометрических исследований. Среда обитания детей в дошкольном учреждении должна отвечать требованиям цивилизованного микросоциума и способствовать развитию межличностного взаимодействия детей, а также создавать условия для постижении ими (в доступном для их возраста понимании) сути социальных отношений людей. В педагогическом процессе должна быть предусмотрена система мер, позволяющая детям наращивать потенциал психологической устойчивости личности. В образовательном процессе и режиме жизнедеятельности детей должно быть исключено напряжение самореализации, превышающее этот потенциал, поскольку в этом случае меняется направленность адаптационных процессов с обеспечения самораскрытия на обеспечение выживания. В дошкольном учреждении должна быть отрегулирована система контроля психологического климата. Хорошие условия дошкольного учреждения не оказывают непосредственного влияния на удовлетворенность жизнью воспитанников, на переживание ими эмоционального комфорта, благополучия, полноты жизни как главных факторов формирования здоровья личности. Здесь важно то, как воспитанник воспринимает свой статус в коллективе, созданы ли конкретно для него условия демонстрации растущих возможностей, востребован ли его индивидный, личностный и субъектно-деятельностный потенциал. Другими словами, чувствует ли он себя востребованным и нужным в том социальном пространстве, в котором проходит бо льшая часть его дошкольной жизни, удовлетворен ли он предоставляемым ему набором социальных ролей. Образовательная система дошкольного учреждения должна включать специальные психологические практикумы, на которых дети могли бы получать знания и упражняться в реагировании на встречающиеся в жизни негативные ситуации и отношения, а также учиться рефлексии своего поведения и психического состояния. Обязательной составляющей среды обитания детей в дошкольном учреждении должно стать создание творческого пространства как особого психологического состояния детей. Благодаря наличию такого пространства поддерживается высокий уровень активности детей, направленной в первую очередь на созидание себя, своего здоровья, отношений, предметов и т.п., а в конечном счете — на самореализацию и саморазвитие.
Лекция 7. Формы и содержание совместной работы дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей
В раннем и дошкольном детстве здоровье ребенка (при отсутствии органических нарушений) формируется в двух основных средах: семье и дошкольном учреждении. Обе среды являются микросоциальными системами (или микросоциумами), на фоне которых формируется здоровье дошкольника в самом широком смысле этого понятия (от физического до нравственного). Об этом говорится и в концепции дошкольного воспитания: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Анализ педагогической практики убедительно доказывает, что без помощи родителей невозможно получить значимые результаты даже при реализации хорошо зарекомендовавших себя оздоровительных технологий. Разработка концепции совместной деятельности позволяет педагогам дошкольного учреждения и его руководителю осмыслить ее сущность, специфику, структуру построения деятельности и распределение обязанностей, добровольно принятых на себя как родителями, так и членами педагогического коллектива. В основе концепции совместной работы дошкольного учреждения и семьи обязательны две составляющие: 1. Наличие в дошкольном учреждении совместной программы здоровьесбережения воспитанников. Причем эта программа должна быть ориентирована на обеспечение не только физического, но и социального, духовного и психического здоровья. 2. Добровольное принятие родителями ответственности за реализацию соответствующих разделов или блоков подобной программы. Основными принципами, на которых должна строиться совместная работа дошкольного учреждения и семьи в направлении здоровьесбережения воспитанников, являются: Принцип целостности подходов к обеспечению здоровья детей, реализация которого возможна на основе разработки программы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, а также согласовании с родителями оздоровительной программы, которая должна включать и раздел об обязанностях семьи. Семья должна использовать элементы оздоровительных технологий дошкольного учреждения, а дошкольное учреждение — внедрять в практику работы принципы семейного воспитания, способствующие формированию у детей привычки к здоровому образу жизни и потребности в нем. Принцип целенаправленности и последовательности работы на основе программы, которая должна быть рассчитана на весь период пребывания воспитанника в дошкольном учреждении и предусматривать расширение степени включенности родителей в совместную оздоровительную деятельность от раннего возраста детей к старшему. Принцип индивидуализации и дифференциации совместной работы дошкольного учреждения и родителей на основании классификации семей, анализа культуры их здоровья и позиции в отношении здоровья своих детей. Выше мы говорили о доверии родителей. Социально- психологические исследования показывают, что уровень их доверия организации может быть разным: низкий, средний, высокий. Основные показатели доверия родителей дошкольному учреждению были определены нами с помощью метода экспертных оценок. В обобщенном виде эти показатели представлены ниже: Родители доверяют коллективу и руководителю детского сада, если ребенок посещает его охотно, имеет много друзей, полон впечатлений от прожитого дня, сыт и не утомлен. Родители доверяют дошкольному учреждению в том случае, когда убеждены, что при каких-либо нестандартных ситуациях общения со сверстниками их ребенок и семья не станут «крайними» и персонал будет искать ошибки и недостатки в своих профессиональных действиях, а не перекладывать ответственность за поведение воспитанника на него самого или его родителей. Родители доверяют учреждению в том случае, когда убеждены, что сотрудники сразу же сообщат им о болезни или несчастном случае. Они немедленно обратятся за медицинской помощью, а также поставят в известность руководство, и все их дальнейшие действия будут направлены на оказание помощи воспитаннику. Кроме того, руководство и персонал не станут препятствовать служебному расследованию по инициативе родителей или управления, искажать факты, чтобы как-то выгородить себя. Родители доверяют руководителю детского сада, если он оперативно реагирует на возникающие у них вопросы в отношении деятельности сотрудников или условий содержания детей. Они доверяют учреждению, если знают, что в любой момент лично или по установленным каналам связи могут обратиться к администрации и им при этом будет гарантирована обратная связь. Родители доверяют дошкольному учреждению, если считают, что в нем работают профессионалы, способные обеспечить динамичное развитие детей, которые периодически отчитываются о проделанной ими работе, демонстрируя успехи каждого воспитанника. Определение уровня доверия родителей дошкольному учреждению позволит определить их потенциальную активность в совместной работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Но родители будут поддерживать деятельность дошкольного учреждения в том случае, если они не только доверяют персоналу и руководителю, но и хорошо информированы о целях деятельности и актуальной возможности ее реализации. Имеет значение и то, насколько затратной (в финансовом плане) будет их помощь. Активность родителей стимулируется и предоставлением им достоверной информации об уровне актуального развития воспитанников (физического, интеллектуального, личностного и т.д.). Повышению мотивации родителей способствует их привлечение к обсуждению программы и технологий здоровьесбережения воспитанников. Необходимо предложить родителям их различные варианты, разумеется, с учетом возможностей дошкольного учреждения и степени родительской помощи. В зависимости от используемого варианта следует обозначить и ожидаемые результаты, которые могут быть либо достаточно скромными, либо оптимальными. Родители должны убедиться в том, что от их помощи зависит эффективность оздоровительной деятельности детей. В каждом случае необходимо обозначить ожидаемые результаты. Изучение практики работы дошкольного учреждения с семьей показывает, что эффективным средством мотивации родителей к совместной деятельности является демонстрация положительного опыта совместной деятельности в других дошкольных учреждениях. Мотивацию родителей к совместной деятельности можно повысить и за счет их качественного педагогического просвещения. Самым перспективным подходом в оптимизации педагогического просвещения родителей (особенно в отношении здоровья детей) является консультирование, построенное на основе диагностических данных здоровья и развития их собственных детей. Просвещение родителей должно рассматриваться как повышение их родительской квалификации, как опережающая подготовка. Оно должно базироваться не только на актуальном состоянии, но и на перспективах развития ребенка, прогностическом анализе тенденций формирования его здоровья. Родители должны быть практически подготовлены к «завтрашнему» своего малыша. Формы педагогического просвещения должны быть разнообразными, а его содержание — ярким и запоминающимся. Большое значение в определении концептуальных подходов к организации совместной работы имеет определение потенциальных возможностей семьи и дошкольного учреждения в здоровьесбережении детей. Здесь следует прежде всего ориентироваться на данные мониторинга физического развития и здоровья воспитанников с установлением прямых и косвенных воздействий на этот процесс как родителей, так и дошкольного учреждения. Кроме того, необходимо составить обобщенный портрет культуры здоровья семьи и воспитателей дошкольного учреждения. Несомненно, что потенциальные возможности родителей и педагогического коллектива в обеспечении здоровья детей напрямую зависят от уровня сформированности этой культуры. Необходимо также изучить акты проверок учреждения внешними органами на предмет выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, оценить степень добросовестности персонала и руководителя в отношении своих прямых обязанностей по содержанию детей. Определенную направленность разработке концептуальных подходов к организации совместной работы с родителями придаст качественный сравнительный анализ заболеваемости и динамики физического развития детей в различных возрастных группах дошкольного учреждения, а также группы дошкольных учреждений, расположенных в данной местности. Разрабатывая концепцию совместной работы дошкольного учреждения и семьи, необходимо самое серьезное внимание уделить выбору направлений работы. Правильный выбор направлений совместной с семьей оздоровительной деятельности возможен при реализации программного подхода. Этот вопрос подробно освещается в следующей части нашей лекции. Программный подход в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Программа совместной работы с семьей по здоровьесбережению воспитанников может быть частью общей программы развития дошкольного учреждения, частью работы по формированию преемственности с семьей (парциальной программой), а может иметь статус самостоятельной. Но в любом случае она должна быть сопряжена с оздоровительной программой или планом лечебно-профилактической работы или с программой физического воспитания. Если в учреждении имеются группы раннего возраста, то эта система (программа) рассчитывается как минимум на четыре года. Разработке программы обязательно предшествуют анализ и диагностика. Их главная цель — обеспечить научно обоснованные подходы к организации совместной с родителями оздоровительной деятельности и определить ее ведущие направления. В процессе анализа и диагностики актуального состояния оздоровительной деятельности необходимо: выявить факторы семейного воспитания, которые могут негативно сказаться на здоровье воспитанников; выявить факторы условий и воспитания в дошкольном учреждении, которые могут негативно сказаться на здоровье воспитанников; выявить лучший опыт семьи в отношении обеспечения здоровья детей; определить базовые методы и средства физического воспитания в дошкольном учреждении, которые могут успешно применяться в семье и не быть для нее обременительными; составить совокупный семейный портрет, а также совокупный профессиоально-личностный портрет персонала, осуществляющего основные функции по обеспечению здоровья детей; получить исходные данные физического развития, всесторонние характеристики индивидного здоровья и здоровья личности воспитанников; определить социально-гигиенический фон, на котором формируется здоровье ребенка в семье и дошкольном учреждении. Традиционно структура подобной программы включает: Пояснительную записку, в которой обосновывается актуальность совместной работы с родителями по здоровьесбережению воспитанников непосредственно в этом дошкольном учреждении, определяются базовая цель и задачи программы; указываются основные принципы совместной работы с родителями; кратко характеризуются основные методы; перечисляются основные разделы программы и дается их краткая характеристика. Другими словами, пояснительная записка формирует у воспитателей и родителей представление о характере и объеме совместной работы, основных ее направлениях. Она должна быть краткой (не более двух страниц текста) и изложена простым и понятным для неподготовленного читателя (а это будут родители) языком. Разделы программы, которые могут структурироваться по направлениям работы с воспитанниками, например, «Обеспечение физического благополучия детей», или по поставленным программным задачам. Каждый раздел может иметь свои подразделы и приложения. Но мы рекомендуем сделать содержание разделов коротким, но емким. Дело в том, что на основе программы должен быть разработан стратегический план ее реализации. В нем содержание программы будет более конкретизировано и получит развернутую детализацию в тематических и календарных планах руководителя, воспитателей и специалистов. Методические указания к управлению реализацией программы, в которых определяются разнообразные уровни взаимодействия семьи и дошкольного учреждения и характеризуются формы совместной работы. Перечень нормативно-инструктивных документов, регламентирующих порядок осуществления оздоровительной деятельности в условиях дошкольного учреждения. Приложения, в которые в обязательном порядке должны войти: перечень диагностических методик с указанием их источников; формы протоколов обследования; оценочные таблицы, спецификация материалов и оборудования, необходимых для реализации программы и т.д. Программа совместной работы дошкольного учреждения и семьи может включать раздел работы с родителями будущих воспитанников дошкольного учреждения. Задачи этого раздела могут быть сформулированы следующим образом: Просвещение будущих родителей по вопросам жизнедеятельности ребенка в период беременности и формирования его здоровья. Организация занятий, направленных на поддержание здоровья матери и развитие способностей младенца. Обучение родителей различным методикам оздоровительной деятельности (массаж, физические упражнения с новорожденными и грудными детьми). Осуществление контроля развития ребенка, оказание необходимой психолого-педагогической поддержки до поступления в дошкольное учреждение. Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста и поступлению их в дошкольное учреждение. Организация Дня открытых дверей. Анализ потенциальных возможностей семьи в реализации оздоровительной программы Анализ потенциальных возможностей семьи следует начинать с классификации семей воспитанников. В научной социально-психологической литературе приведены различные типы классификации семей. Они могут классифицироваться по размерам, общей культуре, материальной обеспеченности, степени проблемности и т.д. По размерам семьи классифицируют как большие, средние и маленькие, неполные. Средняя семья состоит из двух родителей, двух детей. Кроме того, с ними могут проживать родители мужа или жены. Неполная семья — это такая семья, в которой один родитель воспитывает одного или двух детей. Остальные типы семей соответственно классифицируются как большие и маленькие. По общей культуре семьи классифицируются как высокого уровня культуры, среднего уровня культуры, низкого уровня культуры и некультурные семьи. Подобным образом классифицируются семьи и по уровню культуры здоровья. Культура здоровья понимается как интегральное социально значимое качество личности, включающее взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие здоровьесберегающую жизнедеятельность семьи и способствующие формированию здорового образа жизни детей. По уровню доходов семьи классифицируются как богатые, обеспеченные, среднего уровня достатка, низкого уровня достатка и малообеспеченные (бедные). По уровню проблемности семьи классифицируют как нормальные, асоциальные, антисоциальные, нездоровые и больные. В отношении последних следует сказать следуюшее: Члены нездоровых семей имею много вредных привычек (сквернословят, курят в присутствии детей, скандалят и т.п.). К нездоровым семьям относят сектантов, а также семьи, в которых практикуются физические наказания. Нездоровой является семья с плохо организованным бытом и несоблюдением элементарных правил гигиены. Больными считаются семьи, часть членов которых имеют различные формы тяжелой наследственной патологии здоровья. Семьи, в которых родители больны СПИДом или туберкулезом, также относятся к этой категории. Классификация семей по указанным признакам позволит выделить ту группу родителей, на чью активную помощь при правильном походе может рассчитывать дошкольное учреждение. Вряд ли, например, дождешься активного содействия от семьи асоциальной, проблемной или семьи, находящейся на грани бедности. Следует учесть и тот факт, что из группы остальных родителей не все захотят участвовать в совместной работе (хотя бы потому, что не доверяют учреждению), а часть просто не сможет по каким-либо объективным причинам. Поэтому крайне важно знать, на какое количество семей может рассчитывать дошкольное учреждение, организуя совместную работу. Практика показывает, что настойчивость педагогического коллектива в этом вопросе, целенаправленность его действий, наличие результатов приводят к тому, что постепенно круг семей, вовлеченных в совместную работу, начинает расширяться. На этой основе складываются традиции, нормы, правила совместной деятельности как внутренние законы дошкольного учреждения, которым следует уже большинство семей и которые находят отражение теперь и в родительском договоре. Ограничиваться расчетом потенциальных возможностей семей воспитанников только на основании их классификации недостаточно: необходимо провести социально-гигиенический скрининг семей воспитанников. Сущность социально-гигиенического скрининга заключается в том, что на основе анализа ответов родителей можно составить обобщенное представление о культуре здоровья семей, а также о тех неблагоприятных факторах наследственного и социального фона, на котором конкретно в каждой семье формируется здоровье ребенка. Взаимодействие родителей и коллектива дошкольного учреждения может быть организовано в процессе: медицинского и психолого-педагогического просвещения родителей; физкультурно-оздоровительной работы; мониторинга здоровья и физического воспитания; распространения лучшего семейного опыта в отношении здорового образа жизни семьи; разработки оздоровительной программы; создания условий, оптимизирующих жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, и их качественной оценки; коррекции семейного воспитания и образа жизни семей, составляющих группу риска, и т.д. Характеристика форм и содержания совместной работы дошкольного учреждения и семьи в обеспечении физического развития и здоровья детей Организация совместной работы дошкольного учреждения и семьи предусматривает разнообразие форм и содержания этой деятельности. В первую очередь следует использовать хорошо зарекомендовавшие себя в практике традиционные формы работы: общие родительские собрания; групповые родительские собрания; санитарно-гигиеническое и психолого-педагогическое просвещение, которое может быть организовано в непосредственных формах общения специалистов и родителей (лекции, семинары, практические занятия и т.п.), а также посредством использования тематических стендов, созданием «библиотеки здоровья» и т.д.; организация совместных спортивных досугов и праздников; организация Дней открытых дверей. В практике последних лет в дошкольных учреждениях широко используют такие формы совместной работы с родителями, как: организация семейных клубов; организация консультаций по запросу родителей; организация оздоровительных «фитнес-центров» и спортивных секций, в которых сами родители могут заниматься вместе с детьми; организация совместных Дней здоровья. Общие родительские собрания проводятся не реже одного-двух раз в год. На них рассматриваются важнейшие вопросы жизнеобеспечения воспитанников, к которым, в первую очередь, относятся вопросы оздоровления. На общем собрании согласуется план или программа оздоровительной деятельности, предоставляется качественная информация об уровне заболеваемости детей, их физическом развитии и подготовленности, дается сравнительный анализ здоровья и развития детей по возрастным группам, анализируется потенциал семейного воспитания в вопросах обеспечения здорового образа жизни воспитанников. Групповые родительские собрания проводятся ежеквартально. Первый вопрос, который необходимо ставить в повестку дня, — это вопрос о здоровье и физическом развитии воспитанников. Можно дать анализ заболеваемости детей или заслушать отчет о результатах лечебно-профилактической работы, осуществляемой медико-педагогическим персоналом; информировать родителей о результатах мониторинговых исследований; обсудить значение роли родителей в повышении результативности оздоровительной деятельности; провести согласование оздоровительных мероприятий и планов совместной работы, рассмотреть вопросы организации питания и т.п. Так или иначе, вопросы, связанные с обеспечением сохранения и укрепления здоровья детей, должны рассматриваться на каждом групповом собрании, причем соотношение выступлений персонала учреждения и родителей на групповых собраниях должно быть равным. На групповом собрании по каждому рассматриваемому вопросу необходимо принять конкретное решение, касающееся как дошкольного учреждения, так и семьи. К контролю исполнения решений группового родительского собрания нужно привлекать родителей. Медико-психолого-педагогическое просвещение родителей организуется как в активных, так и пассивных формах. Содержанием этих форм должны стать элементарные медицинские и психолого-педагогические знания. Основные группы вопросов, которые рассматриваются в процессе просветительской работы — это: вопросы физического и психического здоровья и развития детей (сущность, возрастные показатели, способы оценки и т.д.); вопросы обеспечения ментального и духовного здоровья; вопросы личностного и социального здоровья; вопросы культуры здоровья семьи; вопросы профилактики заболеваний детей; вопросы оказания первой медицинской помощи и ухода за больным ребенком; вопросы профилактики детского травматизма и поведения в экстремальных ситуациях. К проведению тематических лекций и семинаров должны быть привлечены специалисты: врач, медсестра, психолог, социальный педагог, сотрудники МЧС и другие (соответственно тематике курса). Программа курса согласовывается с родителями и оформляется как социальный заказ. Родительский лекторий может быть организован и на платной основе. Но в этом случае необходимо обеспечить соответствующий уровень лекторского состава, качественную наглядность, а главное — на каждом занятии знакомить родителей с результатами диагностического обследования их собственных детей. Это мотивирует родителей к посещению занятий подобного лектория, и у них не возникает вопросов по поводу оплаты. Тематические стенды, посвященные вопросам оздоровления, должны быть в каждой возрастной группе. Разумно оформить сразу 10-12 стендов разной тематики, но одинаковых по размеру и использовать их по принципу выставки-передвижки (каждый месяц воспитатели меняются стендами). В «Уголке родителей» должна постоянно находиться информация, посвященная проблемам здоровья воспитанников. К ней относится: перечень специалистов поликлиник, за которыми закреплены воспитанники, с указанием телефонов и расписанием приема; расписание работы медсестры и педиатра, закрепленных за данным дошкольным учреждением; номера телефонов экстренной помощи по данному району или городу; режим дня воспитанников; экран заболеваемости воспитанников группы; Извлечения из программы оздоровления, касающиеся конкретно данной возрастной группы; график работы родительского лектория и консультационного пункта; график проведения Дней здоровья и других совместных мероприятий с родителями и детьми. Организация совместной работы с родителями в форме семейного клуба достаточно сложна. Но, как показывает практика, семейный клуб — это одно из наиболее действенных средств мотивации семьи к активному взаимодействию с дошкольным учреждением. Членами семейного клуба могут быть не только родители, но и дети, их бабушки и дедушки. Участие в семейном клубе сотрудников дошкольного учреждения и членов их семей приветствуется. Смысл деятельности семейного клуба — сближение позиций дошкольного учреждения и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, расширение родительского кругозора и компетентности в вопросах здоровья, мотивация здорового образа жизни. Программа работы семейного клуба выстраивается в соответствии с принципами социально-психологического обучения, которое осуществляется в обстановке неформального общения. Лекции-диалоги и лекции-панорамы, встречи со специалистами, ролевые и деловые игры, психологические тренинги — вот неполный перечень форм работы, реализующих интерактивные методы обучения. В соответствии с законами клубных отношений в семейном клубе нет формального деления на «учеников» и «учителей»: в нем все учатся у всех. В программе работы клуба предусматривается просмотр видеофильмов, рассказывающих об интересных семейных традициях, здесь рассказывают интересные семейные истории, обучают друг друга любимым семейным играм или делятся проверенными домашними способами борьбы с различными недугами. Могут быть организованы раздельные встречи мужчин и женщин со специалистами по вопросам женского и мужского здоровья. Если в заседаниях клуба участвуют дети, то в их программу включаются театрализованные представления соответствующей оздоровительной тематики и т.п. Библиотека здоровья — это не только подбор брошюр соответствующей тематики. Это диски с тематическими фильмами, а также с фильмами, демонстрирующими деятельность дошкольного учреждения или интересный родительский опыт. Библиотека может работать как в режиме мини-читального зала, так и в режиме абонемента. Библиотека здоровья должна иметь и детский раздел, поскольку родители не всегда могут позволить себе приобрести дорогие, богато иллюстрированные детские книги. Такие книги родители могут взять на короткое время домой. Кроме того, именно библиотека оформляет фото и видеоальбомы, иллюстрирующие лучший опыт семейного воспитания родителей дошкольного учреждения. Так же, как и в настоящей библиотеке, для ее постоянных читателей проводятся детские и взрослые викторины и другие конкурсы физкультурно-оздоровительной тематики, и их победители получают призы. Совместные досуги и спортивные праздники организуются для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей навыки здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях, продемонстрировать уровень развития физических качеств и элементарных знаний по уходу за больным и т.д. Согласно типовому сценарию подобных досугов сначала взрослые (родители и педагоги) в роли персонажей сказок или животных демонстрируют детям соответствующие образцы нужных действий в ходе импровизированного соревнования. Дети выполняют роль судей и «начисляют» им баллы и штрафные очки за правильные или неправильные действия, ошибки. С помощью «главного судьи» под- считывается сумма баллов, набранная обеими командами взрослых. Затем в ходе веселого соревнования дети выполняют те же действия и отвечают на подобные вопросы (например, отгадывают загадки). Судьями теперь становятся взрослые, которые подсчитывают, сколько всего баллов набрали обе команды детей. Результаты сравнивают и называют победителей. Естественно, что взрослые «подыгрывают» детям, но каждый раз делать этого не следует. Следует отметить, что дети очнь любят такие досуги и очень серьезно к ним готовятся, желая продемонстрировать свои возможности и победить. Мы представили всего лишь одну модель совместных досугов, но их может быть множество в соответствии с потенциалом творчества педагогов и родителей. Организация Дней открытых дверей предусматривает демонстрацию родителям возможностей дошкольного учреждения в осуществлении оздоровительной деятельности, а также уровень профессионализма его персонала. Обычно они проводятся для родителей воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста и родителей будущих воспитанников. Старшие дети демонстрируют свои навыки здорового образа жизни, физическую подготовленность и уровень развития физических качеств. Их родители рассказывают о том, как они помогают педагогическому коллективу в реализации оздоровительной программы, дают оценку результативности этой работы на примере своих детей. Сотрудники рассказывают о сути оздоровительных технологий. Другими словами, Дни открытых дверей, организованные подобным образом, являются своеобразной «эстафетой» для родителей младших воспитанников. Проведение консультаций оздоровительной тематики организуется в соответствии с планом работы с родителями, но тематика консультаций предварительно согласовывается с родителями. Это означает, что тем должно быть предложено несколько больше, чем планируется консультаций. Если, например, запланировано в течение года 4 консультации, то родителям нужно предложить выбрать 4 интересующих их темы из шести-восьми, затем включить в план те темы, которые интересуют родителей больше всего. Другими словами, следует изучить родительский спрос. К консультациям необходимо привлекать соответствующих специалистов. Кроме того, в учреждении могут быть организованы внеплановые индивидуальные консультации по индивидуальному запросу родителей. В этом случае обязательна предварительная запись на консультацию с заполнением соответствующей анкеты. Это дает возможность специалисту качественно подготовиться к подобной консультации. Поскольку консультация проводится в рабочее время специалистов, руководителю дошкольного учреждения следует выделить в их рабочем графике время на подобную работу. Приказом по учреждению должен быть назначен сотрудник, ответственный за организацию консультационной работы, в обязанности которого входит изучение родительского спроса, подготовка помещения, обеспечение деятельности консультантов, различные формы учета и т.п. Если дошкольное учреждение имеет статус автономного, то оно в соответствии с законом может открыть свое представительство, на базе которого организовать консультационный пункт на платной основе. Родители воспитанников, а также родители детей, не посещающих дошкольное учреждение, могут получить в нем за умеренную плату квалифицированную консультативную помощь различных специалистов. Организация спортивных секций или фитнес-центров, в которых одновременно могут заниматься родители и дети является одной из перспективных форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Дошкольное учреждение создает необходимые условия для организации этой деятельности (помещение, оборудование), а родительский актив организует саму деятельность секции или фитнес-центра (договаривается со специалистами, согласует время занятий, обеспечивает соответсвенное санитарно-гигиеническое содержание помещений, помогает с приобретением инвентаря и т.д.). При соответствующей помощи родителей занятия для них и их детей, а также сотрудников дошкольного учреждения могут быть бесплатными, а «внешние» клиенты могут вносить соответствующую плату. Разумеется, организация подобной деятельности в дошкольном учреждении требует соответствующих согласований для обеспечения безопасности потребителей этих услуг. Организация совместных Дней здоровья предусматривает организацию оздоровительно-физкультурной работы сотрудников дошкольного учреждения и семей в выходные и праздничные дни. Программы этих дней могут быть самыми разнообразными в зависимости от места проведения и времени года: зимние развлечения на территории дошкольного учреждения, лыжные прогулки в парке, мини-туризм и др. Главное в них — правильный расчет эмоциональной и физической нагрузки воспитанников и развлекательный характер. Кроме того, должны быть продуманы такие моменты, как отправление естественных нужд, возможность переодеться в сухую одежду и возможность перекусить, а также условия оказания в случае необходимости первой медицинской помощи. Организация Дней здоровья требует тщательной подготовки и большой помощи родителей. Все обязанности по их проведению должны быть равномерно распределены между ответственными лицами из числа родителей и сотрудников. Руководитель дошкольного учреждения должен проконтролировать соответствующую готовность к организации Дня здоровья и только убедившись в том, что все условия безопасности соблюдены, необходимые атрибутика и инвентарь подготовлены, а сотрудники готовы к исполнению своих обязанностей, должен издать приказ об их проведении. Планирование совместной работы с родителями Качественное планирование совместной работы с семьей по вопросам здоровьесбережения детей возможно при соблюдении следующих условий: определение потенциальных возможностей семьи; классификация семей воспитанников; наличие обобщенных данных социально-гигиенического скрининга; анализ актуальных возможностей дошкольного учреждения в профессиональном и материально-техническом плане; достаточно высокий уровень доверия родителей дошкольному учреждению; наличие оздоровительной программы, включающей совместную работу с родителями по ее реализации. План совместной работы с родителями разрабатывается на год и является исходным документом, согласно которому администрация, специалисты, медперсонал и воспитатели организуют работу с родителями в пределах своей профессиональной и должностной компетенции. План совместной работы дошкольного учреждения с семьей может включать следующие разделы: Общие организационные мероприятия. Медико-психолого-педагогическое просвещение родителей. Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания. Коррекция культуры здоровья проблемных семей. Организация помощи дошкольному учреждению в создании условий оздоровительной деятельности. Организация работы родительского актива по вопросам оздоровления воспитанников. Основные формы совместной физкультурно-оздоровительной работы с семьей. Организация контроля. Вопросы и задания для самостоятельной работы Назовите базовые составляющие концептуальных подходов к организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи в направлении здоровьесбережения воспитанников. Каким образом можно мотивировать родителей к активной совместной деятельности? В чём заключается сущность программного подхода в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников? Как определить потенциальные возможности семьи в реализации оздоровительной программы? По каким основаниям классифицируются семьи воспитанников, для чего необходима их классификация?
Лекция 8. Контроль эффективности системы оздоровительной работы в дошкольном учреждении Сказать о том, что существует единая методика изучения эффективности деятельности дошкольного учреждения, в том числе и оздоровительной, было бы неверно. Различия в целях и объектах деятельности, естественно, требуют и разных подходов к ее изучению и оценке. Если, например, главной целью является контроль деятельности, то в этом случае действия руководителя дошкольного учреждения должны быть направлены на выявление степени разрыва между требуемой нормой и ее фактическим состоянием. Если же целью является изучение педагогических воздействий на динамику психического или физического развития ребенка, то основной задачей руководителя должна стать организация психодиагностики в сочетании с целенаправленным наблюдением педагогической деятельности, стимулирующей это развитие. Но, тем не менее, несмотря на определенные различия в подходах к оценке результативности оздоровительной работы, смысл этой деятельности неизменен и заключается в своевременном выявлении существующих в оздоровительной практике проблем, характерных для конкретного дошкольного учреждения или возрастной группы. Соответственно этому существуют и общие подходы к организации изучения эффективности оздоровительной деятельности. К ним можно отнести: Определение характера изучения оздоровительной деятельности: комплексное (все направления) или узкоспециализированное (одно направление). Определение цели исследования, его объекта и предмета. Постановку задач исследования. Указание основных этапов изучения эффективности оздоровительной деятельности. Выбор методов оценивания. Оформление результатов исследования и формулирование психолого-педагогических, организационно-педагогических и управленческих выводов. Определенные затруднения при анализе эффективности у педагогов вызывает определение объекта и предмета оздоровительной деятельности. Необходимо уточнить, что объектом изучения в деятельности является ее определенное направление или область. Предмет изучения — это то, что конкретно в этой области исследуется. Например, если объектом изучения является психоэмоциональное состояние детей, то предметом изучения в данном случае может быть профессиональная деятельность воспитателей, обеспечивающая позитивный характер этого состояния. Другими словами, объект изучения всегда шире, чем его предмет. Изучение практики оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении показывает, что у педагогического коллектива возникают затруднения с постановкой целей, что закономерно приводит к нелогичной постановке задач. Задачи, поставленные в исследовании должны соответствовать его цели, объекту и предмету. Например, цель исследования — определение уровня результативности системы физического воспитания, выявление внутренних резервов повышения ее качества. Объектом исследования в этом случае становится физическое развитие и здоровье детей, а предметом изучения — условия обеспечения позитивной динамики развития физических качеств и физической подготовленности, способствующие также снижению заболеваемости детей. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, могут быть следующими: определение показателей и методики оценки системы физического воспитания; изучение актуального уровня физического и психомоторного развития детей, состояния их здоровья в сравнении с возрастными нормативными показателями; установление характера взаимосвязи между состоянием здоровья воспитанников и состоянием физкультурно-оздоровительной работы; установление степени отклонения физкультурно-оздоровительной деятельности от ее нормы (как в негативном, так и в позитивном плане); оценка эффективности системы физкультурно-оздоровительной работы; разработка рекомендаций по ее совершенствованию и системы контроля. Задачи должны быть не только соотнесены с целью исследования, но и выстроены в определенной последовательности таким образом, чтобы решение одной являлось подготовительным этапом к решению следующей. Например, изучение практического опыта или соответствующей методической литературы позволяет выстроить методику изучения оздоровительной деятельности по каждому ее направлению. Наличие конкретной методики позволяет перейти к решению задачи анализа и диагностики существующей оздоровительной практики. Анализ и оценка существующей практики позволяют провести сравнительный анализ результативности оздоровительной деятельности за несколько предыдущих лет, а затем, если имеется такая возможность, сравнить ее эффективность с другими дошкольными учреждениями. Изучение результативности оздоровительной работы включает три этапа: На первом этапе определяются цель, объект и предмет исследования. На этом же этапе следует познакомиться с нормативно-инструктивными документами, регулирующими исследуемую деятельность, а также изучить соответствующую психолого-педагогическую литературу. Это поможет определить методы изучения оздоровительной деятельности и разработать соответствующую методику. Затем подготавливаются необходимые учетно-отчетные формы документов (протоколы и т.п.) и проводится вводный инструктаж для персонала. На втором этапе реализуется методика оценки оздоровительной работы. Обычно она предусматривает: наблюдение деятельности персонала, психолого-педагогическую диагностику, оценку физического развития и функционального состояния организма воспитанников, оценку физической подготовленности, анализ и обобщение данных о заболеваемости детей и т.д. На третьем этапе вся собранная информация обобщается, и в соответствии с принятыми критериями оценивается результативность оздоровительной работы и проводится прогностический анализ возможного негативного влияния отклонений от нормы в физкультурно-оздоровительной работы на здоровье и физическое развитие детей. На этой основе формулируются общие организационные, педагогические и управленческие выводы, разрабатывается система мероприятий по коррекции деятельности. При организации изучения результативности оздоровительной деятельности следует пользоваться только проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя методами оценки, причем эти методы должны быть понятны и доступны в применении обычному воспитателю. Предпочтение необходимо отдавать тем методам оценки, которые предусматривают математическую обработку информации, поскольку она позволяет исключить субъективизм в оценке деятельности персонала и, следовательно, сделать объективные выводы. Необходимо отметить, что психологический климат при проведении оценки результативности оздоровительной деятельности должен быть предметом особой заботы руководителя дошкольного учреждения. Здоровье человека по мановению волшебной палочки не изменится — для этого нужны годы. Практика показывает, что при хорошо организованной, целенаправленной и контролируемой оздоровительной деятельности в первый год ощутимых результатов ждать не приходится. Но если не прекращать усилий в этом направлении деятельности дошкольного учреждения, а, наоборот, наращивать их, то второй год дает поразительные результаты: заболеваемость детей снижается практически вдвое, наблюдается высокий темп прироста физических качеств, результаты физической подготовленности соответствуют уровню физического развития детей. На третий год снижение заболеваемости и развитие физических качеств не будут столь стремительными, но определится тот фон здоровья и физического развития детей, который является для данного учреждения оптимальным. Необходимо учитывать, что состояние здоровья детей зависит не только от профессионализма персонала дошкольного учреждения или заботы родителей. На состояние здоровья воспитанников оказывают влияние: месторасположение учреждения по отношению к «розе ветров»; степень загазованности и запыленности микрорайона; количество и качество зеленых насаждений; особенности климата данной местности и др. Наследственный и социально-гигиенический фон семей, специфика родительского контингента также имеют в формировании здоровья немаловажное значение. Оценить совокупность всех факторов по силам только специалистам. Поэтому руководитель при организации изучения результативности оздоровительной работы должен заботиться не о поиске виноватых, а о поиске внутренних и внешних резервов совершенствования оздоровительной практики. Основными показатели эффективности оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются: положительная динамика физического развития детей; уровень зрелости нервных процессов воспитанников; уровень сформированности у них навыков ухода за своим телом; преобладающее позитивное психоэмоциональное состояние воспитанников; динамика и характер заболеваемости воспитанников. Критерии оценки этих показателей в научных и методических источниках могут существенно отличаться. Одни исследователи предлагают оценивать их в баллах, предлагая при этом разную градацию шкал, другие — делать расчеты по разработанным коэффициентам, третьи — в конкретных числовых выражениях: минутах, метрах, килограммах и т.д. В большинстве случаев это зависит от характера исследуемых показателей. Использование различных критериев оценивания при соответствующей математической обработке позволяет свести их, что называется, к единому знаменателю и создать целостную картину эффективности оздоровительной деятельности. В следующей части лекции мы рассмотрим технологию обобщения оценок более подробно, но прежде считаем необходимым дать характеристику значения каждого показателя оздоровительной деятельности и раскрыть технологию ее оценки. Оценка динамики физического развития детей Физическое развитие — важный показатель состояния здоровья детей, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды. К наследственным факторам относят: тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и некоторые другие. Эти факторы оказывают большое влияние на темп физического развития. К неблагоприятным факторам внешней среды можно отнести: особенности жилищно-бытовых условий, недостаток кислорода, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности и др. В связи с этим уровень физического развития детей принято считать не только ярким показателем их здоровья, но и показателем условий их жизни и воспитания. Оценивают физическое развитие по следующим показателям: длины и массы тела, окружности головы и грудной клетки; пропорциональности развития тела; выносливости и физической работоспособности; степени развития подкожно-жирового слоя, развития мускулатуры, тургора ткани и мышечного тонуса. Физическое развитие человека закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. У детей более интенсивное нарастание массы тела наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени — весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темп увеличения длины тела более выражен весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии детей, а также оценивать динамику их физического развития. Использование стандартизированных нормативов дает возможность провести также групповую оценку физического развития детей. Для этого на основе индивидуальных показателей рассчитываются средние значения физического развития возрастной группы. Используя эти показатели, можно провести сравнительный анализ физического развития воспитанников параллельных групп, а также сравнить физическое развитие воспитанников данного дошкольного учреждения с развитием воспитанников других дошкольных учреждений. Большое значение метод групповой оценки имеет при определении степени эффективности различных физкультурных технологий, используемых в дошкольном учреждении. Методов оценки физического развития в медицинской практике несколько. Это, например, оценка физического развития методом сигмальных отклонений,регрессионным методом, центильным методом и методом номограмм, методом определения биологического возраста детей. Остановимся кратко на каждом методе. Метод сигмальных отклонений заключается в сравнении индивидуальных показателей физического развития детей со средней арифметической взвешенной каждого признака, представленной в специальных таблицах. Регрессионный метод позволяет определить уровень физического развития с помощью шкал регрессии, составленных по возрастно- половым признакам. Наиболее точным в современной медицинской практике считается центильный метод, сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Методом номограмм физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям: длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношение обеспечивают совершенное функционирование опорно- двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С соотношением длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Метод номограмм хорошо зарекомендовал себя в массовых скрининг-обследованиях детей. Все перечисленные методы чаще всего используются в медицинской практике. Использование их в дошкольном учреждении оправданно, но требует наличия хорошо подготовленных специалистов-медиков. В обычной практике дошкольных образовательных учреждений используются стандартные таблицы физического развития детей. В них указываются возрастные показатели массы и длины тела и допустимые отклонения. Длина, масса тела и их допустимые отклонения у детей 2-8 лет По массе тела ребенка мы можем судить о степени развития костной и мышечной систем. Она также обусловлена генетически, но и зависит от факторов внешней среды (например, от физической нагрузки, характера питания). Ориентироваться на нормативные показатели массы тела можно по представленной выше таблице или рассчитывать ее по формулам: для детей от 2 до 5 лет — 2 х возраст + 9; для детей от 5 до 12 лет — 3 х возраст + 4. Превышение массы тела на 10% считается ожирением и требует коррекции. Данные физического развития необходимы воспитателю для того, чтобы определить количество гармонично развивающихся детей в группе, темпы физического развития которых соответствуют норме. Например, в группе могут быть дети, соответствующие по длине тела возрастным нормам, но с превышением его массы. Это квалифицируется как ожирение, и физическое развитие такого ребенка нельзя считать гармоничным. Задержка или отсутствие соматических размеров тела и особенно отрицательные сдвиги в массе тела, утверждают исследователи, свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации двигательного режима. При грамотно построенном процессе физического воспитания подобные искажения (если они не связаны с эндокринными и другими заболеваниями) легко нивелируются. Учитывая сезонную динамику увеличения длины и массы тела, можно судить о том, как гармонично развиваются воспитанники, а также и о том, каким образом это связано с осуществляемой в дошкольном учреждении оздоровительной деятельностью. Например, если динамика прироста соматических показателей незначительна, то можно говорить о том, что в дошкольном учреждении не придается значения организации двигательной деятельности детей, а также требует серьезной коррекции качество питания. Разумеется, такие выводы можно делать только на основании изучения групповой динамики физического развития, о чём уже говорилось выше. Другим важным показателем физического развития является пропорциональность развития тела. Для ее определения в практике дошкольного учреждения используют индекс Пинье. О степени физического развития свидетельствует функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности. Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является коэффициент выносливости, который рассчитывается по формуле: КВ = П х 10/ ПД, где П — пульс, ПД — пульсовое давление (разница между верхним и нижним порогом артериального давления). Максимальное артериальное давление можно рассчитать по формуле: 100 + Н, где Н — возраст в годах. При этом допустимы колебания 15 мм рт. ст. в ту или другую сторону. Минимальное артериальное давление составляет 1/2-1/3 от максимального. Повышение уровня артериального давления выше установленных норм может свидетельствовать о пограничной артериальной гипертонии, нефритах, некоторых пороках сердца, эндокринных заболеваниях. Кроме того, это может свидетельствовать о неправильном двигательном режиме, а также быть следствием избыточной массы тела. Снижение артериального давления может говорить о хронической недостаточности кровообращения, острой сосудистой недостаточности и других заболеваниях. К сожалению, в практике имеют место случаи, когда дети пришли в дошкольное учреждение с отличными показателями коэффициента выносливости, но через некоторое время наблюдается его повышение. Это свидетельствует об отсутствии в учреждении целенаправленной системы физического воспитания, неадекватном двигательном режиме либо о чрезмерных физических нагрузкох. Развитие дыхательной мускулатуры можно измерить с помощью различных медицинских приборов, простейшим из которых является пневмотонометр. По мере тренированности показатели силы вдоха будут увеличиваться. Показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Она измеряется с помощью прибора спирометра. Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс ребенка (ЖИ). Он определяется по формуле: ЖИ = ЖЕЛ/ Р, где ЖЕЛ — жизненная емкость легких в мл; Р - масса тела в кг. Возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг будет свидетельствовать о результативности физкультурно-оздоровительной работы. Для оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы можно использовать функциональные пробы, характеризующие реакцию организма на физические нагрузки. Для детей 4-7 лет доступна такая проба: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов пробы проводят по степени учащения пульса и дыхания, а также по времени возвращения показателей к исходным величинам. В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25-50% по отношению к исходной величине, а дыхание — на 4-6 единиц в минуту. При этом данные показатели должны вернуться к исходным величинам через 2-3 минуты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50% и более значительное учащение дыхания. В настоящее время разработаны различные тренажеры, снабженные электронными датчиками для измерения пульса, а также оценки физической работоспособности человека, в том числе и ребенка дошкольного возраста. Но можно воспользоваться и таким распространенным тестом, как, например, степ-тест, — это подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой до 35 см. Детям предлагают две нагрузки: подъем на скамейку с частотой восхождения 22 раза в минуту и подъем с частотой восхождения 30 раз в минуту. Длительность каждой нагрузки 2 минуты, а отдых между ними 3 минуты. Увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню соответствует норме. Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле: W = Pхnхh где W — объем работы; P — масса тела ребенка в кг; n — число подъемов на ступеньку в минуту; h — высота ступеньки в м. Величина физической работоспособности у детей дошкольного возраста, указывают исследователи, имеет значительные индивидуальные колебания и зависит от многих факторов, в первую очередь от физической подготовленности детей, физического развития и двигательного режима. При результативности физкультурно- оздоровительной работы динамика физической работоспособности детей конкретной возрастной группы будет положительной. Показателем физического развития и физического благополучия детей дошкольного возраста является уровень развития у них физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости. Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 30 м. Сила рук и ног измеряется с помощью специальных приборов (ручного и станового динамометров). Сила плечевого пояса измеряется расстоянием, на которое ребенок бросает мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей по прыжкам в длину с места. Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м или по времени преодоления полосы препятствий. Гибкость оценивается при помощи специального упражнения (наклон вперед). Выносливость оценивают по результату непрерывного бега. Ниже приводится методика оценивания физических качеств детей дошкольного возраста. Для оценивания быстроты намечается дистанция 35-37 м. На 1 м проводится стартовая черта, а на расстоянии 30 м — финишная. «Лишние метры» необходимы для того, чтобы ребенок не останавливался резко на финише. Детям дается три попытки. Лучший результат заносится в протокол. Бросание мяча массой 1 кг для измерения силы плечевого пояса проводится способом из-за головы двумя руками. Детям предлагается сделать три попытки. В протокол заносится лучший результат. Прыжки в длину с места проводятся в соответствии с методикой физического воспитания для детей дошкольного возраста. Замеряется длина от носков ног в начале прыжка до пяток в его конце. Из результатов трех попыток фиксируется лучший. После пяти лет в качестве теста можно использовать прыжок в длину с разбега. При измерении ловкости ребенок должен сначала пробежать 10 м, а затем пробежать 5 м, повернуть назад и пробежать до стартовой черты. Ловкость оценивается как разница во времени, за которое ребенок пробегает 10 м и 10 м с поворотом (5+5). При определении степени гибкости ребенок должен встать на гимнастическую скамейку высотой примерно 20-25 см. К краю скамейки вертикально прикрепляют линейку. Ребенок должен наклониться вперед, не сгибая коленей, и дотянуться до плоскости опоры. Это будет нулевая отметка, а результат оценивается как норма. Если ребенок способен опустить кончики пальцев ниже, зафиксировать это положение в течение 5 секунд, то результат оценивается как +1, +2 и т.д. и считается оптимальным. Если ребенок не способен дотянуться до нулевой отметки или же не способен зафиксировать это положение в течение 5 секунд, то результат оценивается как пессимальный (неудовлетворительный). Для определения выносливости детям 4 лет предлагается пробежать непрерывно 100 м; детям 5 лет — 200 м; детям 6 лет — 300 м; детям 7 лет — 100 м. Важно, чтобы ребенок пробежал всю дистанцию без остановки. В этом случае считается, что тест на выносливость выполнен. Но принуждать ребенка бежать без остановки запрещается: он должен бежать, как бежится. Можно оценить степень выносливости по частоте сердечных сокращений — для этого измеряют исходную частоту пульса и в конце дистанции. У физически крепкого тренированного ребенка учащение пульса не будет превышать 15-20%. Данные, полученные в процессе оценивания уровня развития физических качеств, заносятся в протокол, затем сравниваются со стандартными показателями, и в последней графе протокола ставится оценка. Возрастно-половые показатели физических качеств детей имеются в различных пособиях по физическому воспитанию дошкольников. Контрольные срезы уровня развития физических качеств детей должны проводиться в учебном году как минимум три раза. При целенаправленной работе по физическому воспитанию, рациональном двигательном режиме показатели улучшатся (хотя могут и остаться в границе половозрастной нормы). Используя математические методы обработки данных, можно вычислить позитивную динамику изменений в процентах. Но следует учесть, что в конце года дети станут старше. Соответственно и показатели, которые, казалось бы, можно оценить как оптимальные, по существу являются в данный период нормой. Но это не должно сказаться на расчетах результатов, поскольку результатом является в данном случае уровень позитивной динамики развития физических качеств. Приведем пример подобных расчетов: Средний балл по тесту № 1 в конце года составил — 2,86. В сентябре было 2,12 балла. Рассуждаем следующим образом: 2,12 — 100%; 2,28 — x%. Производим расчеты и устанавливаем, что x = 100х2,28: 2,12 и соответственно X = 107,544%. Производим дальнейшие расчеты и устанавливаем, что позитивная динамика по тесту № 1 составила 7,54% (107,54% в конце года минус 100% в начале года). Подобным образом можно рассчитать позитивную динамику по каждому тесту и получить средний показатель по всей группе тестов. Но подобный расчет не дает ответа на важный вопрос — за счет чего был достигнут прирост физических качеств? Возможно только за счет того, что дети просто выросли и соответственно возросли их физические возможности и к деятельности дошкольного учреждения эта динамика никакого отношения не имеет. Используя шкалу оценки темпа прироста физических качеств детей В.И. Усакова, следует измерить темп прироста каждого качества в отдельности у каждого ребенка, рассчитать средний показатель темпа прироста по группе детей, сложить показатели по всем физическим качествам и разделить полученный результат на их количество. Затем, сверяясь со шкалой, дать оценку системе физкультурно-оздоровительной работы и на ее основе сделать соответствующие организационно-педагогические выводы. Ценную информацию о качестве и результативности физкультурно-оздоровительной работы дает анализ двигательного режима детей и их двигательной активности. В первом случае следует провести хронометраж двигательной деятельности под руководством взрослых (физкультурные занятия, организованные подвижные игры, музыкальные и музыкально- ритмические занятия, а также время их свободной двигательной деятельности (прогулки, игры в утренние и вечерние часы, самостоятельные занятия на спортивных комплексах и т.д.) в течение недели. Время двигательной деятельности рассчитывается по каждому дню недели, затем суммируется, и эта сумма делится на пять. В результате мы получим средний показатель фактического двиг
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |