Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые слова. Прагматические свойства текста




Прагматические свойства текста

Лекция 4

Вопросы

 

1. Как соотносятся высказывание и текст?

2. Что такое текст? (Дайте определение текста).

3. Чем задаётся системность организации текста?

4. Какие функции текст выполняет в человеческой деятельности?

5. Как затекст определяет семантику текста? Какую роль в этом играет образ мира?

6. Чем обусловлена эмотивность текста?

7. Почему в тексте есть ‘скважины’?

8. Почему текст может восприниматься иначе, чем он был задуман автором?

9. Насколько правомерно говорить о ‘сотворчестве’ читателя и автора текста?

 

1. Важность изучения различных аспектов взаимодействия адресата с текстом.

2. Использование термина ‘прагматика’ как категории оценки эффективности текста.

3. Успешное восприятие текста на перцептивном и тезаурсно-концептуальном уровнях как обязательное условие всех видов взаимодействия текста с личностью адресата. Читабельность текста.

4. Необходимость и возможность разграничения языковых и мыслительных категорий текста, С-модель.

5. Прагматические свойства текста (схема О.Л. Каменской)

5.1 Читабельность

5.2 Информативность

5.3 Новизна, ценность

 

 

 

текст, адресат, прагматика текста, речевой акт, перцептивный уровень восприятия текста, интеллектуальный уровень восприятия текста, С-модель, читабельность, информативность, новизна, тезаурус личности, словарный состав, номенклатура внутритекстовых связей, фрейм, итерация

Текст как объект исследования находится в центре внимания таких дисциплин, как коммуникативная лингвистика, психолингвистика, лингвострановедение, семиосоциопсихология. Каждая из этих дисциплин изучает определённые аспекты взаимодействия адресата – индивидуального, коллективного – с текстом, вычленяя при этом свои специфические стороны такого взаимодействия: читабельность*, информативность, новизну, ценность, увлекательность, убедительность.

Все виды ‘взаимоотношений’ адресата с текстом в конечном счёте определяются сочетанием тех или иных свойств текста, и это делает правомерной постановку вопроса о прагматических свойствах текста. Г.В. Колшанский использует термин ‘прагматика’ как категорию оценки эффективности текста, включающий в себя как лингвистические, так и экстралингвистические факторы, способствующие достижению определённой цели, содержащейся в речевом акте.

Прагматические свойства текста выявляются при его взаимодействии с личностью адресата. Восприятие текста является одним из деятельных актов в непрерывной цепи действий, составляющих процесс жизнедеятельности личности, тесно связанный с другими деятельностными актами как предшествующими восприятию текста, так и последующими (О.Л. Каменская). Прагматические свойства текста определяются воздействием текста на основные подструктуры динамической функциональной структуры личности: интеллектуальную, эмоциональную, деятельностную.

Текст, воспринимаемый адресатом, как и любой другой объект окружающего мира, может непосредственно или опосредованно взаимодействовать с каждой из названных выше подструктур. Обязательное условие всех видов взаимодействия текста с личностью адресата – успешное восприятие текста на перцептивном и интеллектуальном (тезаурусно-концептуальном) уровнях, i.e. так называемое поэлементное восприятие и семантическое восприятие на уровне содержательно-фактуальной информации (термин И.Р. Гальперина). В своей совокупности эти факторы определяют такое свойство текста, как его читабельность. Именно читабельность текста является необходимой предпосылкой всех более высоких уровней понимания текста, а также эмоциональной и деятельностной сферы. Текст, имеющий в силу тех или иных причин ‘нулевую’ читабельность, не будет воспринят адресатом и поэтому не окажет воздействия на его личность.

Взаимодействие адресата с текстом определяется как языковыми, так и мыслительными категориями текста. В тексте они неотделимы, однако методически их можно и следует разграничивать. Изучение различных сторон взаимодействия адресата с текстом существенно связано с этим различием.

Как отмечает О.Л. Каменская, наибольшие трудности при таком анализе связаны с семантикой текста, определяемой так называемыми С-моделями как фрагментами концептуальной системы носителя языка, объективируемыми в тексте адресантом, с одной стороны, и ‘извлекаемыми в процессе восприятия текста адресатом’, с другой. Концептуальная система – это непрерывно конструируемая и модифицируемая динамическая система данных (представлений, мнений, знаний), которой располагает индивид о действительном или возможном мире. Элементами концептуальной системы являются идеальные модели в индивидуальном сознании – С-модели. В самом общем виде С-модель есть некоторая мыслительная структура, существующая в сознании личности. Её компоненты – представления и понятия о предметах и явлениях внешнего мира и отношениях между ними, представленные в некоторых случаях вербальными или другими знаками. С-модели разнообразны и определяются всем тем знанием о мире, которое накоплено в данном социуме. Семантика текстов определяется подмножеством С-моделей, передаваемых в данном обществе системами коммуникаций.

О.Л. Каменская предлагает выделить следующие прагматические свойства текста:

1) на уровне языковых и мыслительных категорий – читабельность;

2) на уровне мыслительных категорий – информативность;

3) на уровне деятельностных категорий – новизна, ценность.

В эмоциональной сфере, очевидно, также может быть отмечено различное взаимодействие ‘текст – личность’ (e.g. убедительность, увлекательность, etc.). Можно предположить, что эти виды взаимодействия обусловлены не только содержанием текста, но и другими качествами, влияющими на его эстетическую форму. К сожалению, эти проблемы ещё недостаточно разработаны.

Перейдём к характеристике каждого из перечисленных прагматических свойств текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.