Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История вопроса. В XIX веке в социологии утвердились взгляды на социальный прогресс как систему взглядов, признающих объективный характер социального развития




В XIX веке в социологии утвердились взгляды на социальный прогресс как систему взглядов, признающих объективный характер социального развития. Если развитие общества – это естественно-исторический процесс, то задача ученого найти то решающее звено, модификация которого ведет за собой изменение всего общества.

О. Конт таким фактором считал прогресс знания. Развитие знания обусловливает переход человечества от военного общества (основанного на подчинении и обожествлении героя и вождя) к индустриальному обществу (осуществляемому благодаря человеческому разуму социальный прогресс).

У Спенсера сущность эволюции состоит в усилении внутренней дифференциации общества, сопровождающегося ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма. Движение общества от гомогенного к гетерогенному осуществляется посредством роста свободы индивидов. Общество перестает жестко контролировать своих граждан и начинает все более удовлетворять их интересы. Усложнение общества, ведущее к самостоятельности граждан - таково по Спенсеру понимание социального прогресса.

У Дюркгейма содержание эволюции сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости сходстве индивидов, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.

Марксизм определяющим фактором социального развития считает производительные силы, рост которых ведет к смене способа производства, которое ведет к изменениям в обществе в целом и обеспечивает смену общественно-экономических формаций. Марксизм настойчиво стремился объединить эволюцию с революцией. Революция имеет крайне важное значение для поступательного развития общества. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинально обновленного способа производства. Без революции общество не может избавиться от причин, вызывающих его гниение. Следовательно, согласно марксистской концепции, революции - локомотивы истории, обеспечивающие обновленное и ускоренное развитие общества. Для других ученых революция - это лишь эпизод, скорее случайно возникающий под воздействием экстремальных факторов. В рамках этого направления можно выделить тенденции социальной эволюции, кода общество движется от простого состояния к сложному, т.е. более структурированному и более дифференцированному. Усложнение социальной структуры одновременно является условием и следствием растущего многообразия запросов, убеждений индивидов, творческая личность становится основным творцом истории.

В рамках конфликтологической социологии утверждалось, что всякое общество не только содержит в себе возможность конфликтов, но, более того, общество может осуществлять само себя только посредством конфликтов, которые устанавливают принципы социального взаимодействия между группами людей. Один из сторонников этой концепции Р. Дарендорф считал, что снять конфликты невозможно, необходимо их направить по определенному руслу. Для этого стоит максимально формализовать конфликты и вывести их на поверхность общественной жизни. Наличие открытых демократически разрешаемых конфликтов - свидетельство жизнеспособности общества.

2. Концепция социального прогресса

Социальный прогресс - поступательное развитие человечества и

его отдельных отрядов (обществ, народов) от низших и менее совершенных форм организации производства, распределения, потребления, а также ступеней развития человеческой личности, к более высоким и совершенным.

Социальное развитие происходит как:

Эволюционный процесс. Естественное развитие без искусственных препятствий и сопротивления со стороны общества и его составляющих, постепенный переход от одного качественного состояния к другому.

Революционный процесс. Развитие, связанное с конфликтами, насилием, ожесточённым противостоянием между сторонниками и противниками тех или иных социальных изменений.

В качестве «категорического императива» социального процесса могут быть рассмотрены бесконечное многообразие социальных изменений как основа прогресса общества и принцип ограничения этих изменений критериями природосообразности и самосохранения. Если же говорить более подробно, то можно выделить такие тенденции, как:

— глобализация социальных изменений наряду с их индивидуализацией, что ведет к возрастанию роли личности;

— развитие открытости общества, обеспечиваемой восстановлением форм полноценного диалога общества и природы;

— углубление системности, комплексности, взаимосвязанности развития экономической, социально-политической, духовной сфер жизни общества;

— распространение толерантности, взаимной терпимости в отношениях между социальными субъектами, сознательный отказ от единообразия как цели социальных изменений;

— преодоление антагонизма между общечеловеческими, групповыми и индивидуально-личностными целями общественного развития;

— развитие как универсальных в социальной практике принципов взаимного ограничения и взаимного стимулирования неравенства и равенства, свободы и ответственности.

Заключение

Социальные изменения – это переход общества из одного состояния в другое. Изменения, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием.

Теория модернизации относится лишь к современной эпохе. Речь идет о переходе отсталых стран к капитализму. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.

Различают два вида модернизации. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Для отсталых стран модернизация – это способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческое отставание и избежать иностранной зависимости.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Она осуществляется в основном «сверху», ее поддерживают лишь передовые слои общества. Большая часть людей не готова к таким переменам, поэтому у этих реформ нет широкой социальной поддержки. Такие реформы всегда осуществляются противоречиво и, как правило, половинчаты. В качестве примера можно привести Россию, где всегда борьба в условиях реформ упиралась в проблему: перенимать ли образцы строительства западного общества или идти своим путем.

Прогресс - (лат.) движение вперед, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Социальный прогресс в широком смысле слова это восхождение к более сложным формам общественной жизни.

 

 

 

Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________

(ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)

 

 

Профессор

кафедры гуманитарных дисциплин ______________ Т.В.Мусиенко

(подпись)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.