КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слагаемые успеха делового общения. Правила ведения партнёрской беседы
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. От того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, зависит его плодотворность. Это означает, что он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.
Слагаемые делового общения Спецификой делового общения является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными и этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц. Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.). Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы. В целом, деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и цели, которые требуют определенного разрешения, что не позволяет нам прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами в любой момент (по крайней мере, без определенных потерь в получении информации для обеих сторон). В обычном дружеском общении же чаще всего не поднимаются такие вопросы, как конкретные задачи и цели, поэтому такое общение можно прекратить (по желанию обеих сторон) в любой момент без опасения потерять возможность восстановить процесс общения заново.
Виды делового общения: • беседы; • переговоры; • совещания; • посещения; • публичные выступления. Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества. В коммерческие, деловые сферы жизни вступают предприятия всех видов и форм собственности, а также частные лица в качестве частных предпринимателей. Компетентность в области делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в каждой области: в области науки, искусства, производства, торговли. Деловое общение как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества и т.д. Чтобы общение как процесс происходило без проблем, оно должно проходить по следующим этапам: • установление контакта; • ориентирование в ситуации общения; • обсуждение поставленной задачи; • поиск решения поставленной задачи; • завершение контакта. Рефлексивное и нерефлексивное слушание Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста. Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством. При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: "Да", "понимаю", "угу", "почему" и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть, прежде всего, услышанным. Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!). Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях: - если собеседник хочет высказать свою точку зрения; - если собеседник говорит о своих проблемах; - в напряженных ситуациях; - при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник). Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Рефлексивное слушание - вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника. Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника: выяснение, уточнение: "я не понял", "повторите еще раз...", "что вы имеете в виду?", "не могли бы Вы объяснить?" парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли: "вы считаете, что...", "другими словами..."; отражение чувств: "Мне кажется, Вы чувствуете...", "Понимаю, Вы сейчас разневаны..."; побуждение: "ну и....", "что дальше..."; продолжение, то есть вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов; оценки: "ваше предложение заманчиво", "мне не нравится"; резюмирование: "Итак, Вы считаете...", "Ваши слова означают...", "Другими словами...". Приёмы повышения эффективности делового общения Что препятствует эффективному деловому общению? 1.Недостаточное внимание и понимание важности общения; 2.Неправильные психологические установки отдельных работников: - стереотип мышления; - предвзятое мнение; - неправильное отношение к чему-либо; - отсутствие внимания и потеря интереса; - неполнота фактического материала; 3.Плохая структура сообщений: - ошибки в организации сообщения; - неправильная оценка способностей получателя понять сообщение; - недостаточная достоверность; 4. Слабая память; 5.Отсутствие обратной связи. Повышение эффективности делового общения: • прием “нейтральная фраза” – в начале выступления произносится фраза, просто не связанная с основной темой, но имеющая значение, смысл, ценность для всех участников общения и этим фокусирует их внимание. • прием “завлечения” – говорящий вначале произносит нечто трудновоспринимаемым образом (тихо, непонятно, неразборчиво, монотонно и т. п.), тем самым, провоцируя слушающего самому применять способы концентрации внимания. • прием “установление зрительного контакта”: - обвести аудиторию взглядом; - пристально посмотреть на кого-нибудь; - фиксация взглядом нескольких человек в аудитории • прием “навязывания ритма” – постоянное изменение характеристик голоса и речи: - громче; - тише; - быстрее; - медленнее; - скороговоркой; - нейтрально и т. д. Меняющийся ритм разговора не дает возможности слушателю расслабляться на монотонности и что-то пропустить. • прием ориентировки – обращение особого внимания партнера на определенные, важные моменты в сообщении. Ведение партнёрской беседы Партнёрская беседа - это устный контакт между партнерами, связанными отношениями дела (рис. 3).
Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни; это показатель общей культуры. Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повернутым к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем. Задайте себе вопросы: • Что он из себя представляет? • В каком состоянии находится? • Что в нем преобладает рациональное или эмоциональное? • Каков его жизненный опыт? Его духовные ценности? • Каким образом пришел к той позиции, которую излагает? Тактика ведения переговоров, беседы непосредственно реализуется с помощью приемов позволяющих добиться поставленной цели. На каждом этапе целесообразно использовать определенные приемы. Но существуют универсальные приемы ведения беседы, которые приемлемы на любой стадии переговоров: • Прием «ухода» уклонение от борьбы: если затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. Пример «ухода» - просьба отложить рассмотрение проблемы, перенести на другое время или просто проигнорировать ее. • Прием «выжидания» - используется, когда хотят затянуть переговоры чтобы прояснить ситуацию, получить информацию партнера и умолчать о своей позиции. Разновидность этого приема «салями - медленно, постепенное приоткрывание собственной позиции по аналогии с нарезанием тонкими кусочками колбасы "салями". • Прием выражения согласия или несогласия – способ подчеркивания общности или различий с высказываниями партнера. • Прием «пакетирования» или «увязки» - состоит в том, что обслуживается целый комплекс предложений. • Прием - разделить проблему на отдельные составляющие - не пытаются решить проблему целиком, а выделяют в ней отдельные компоненты. Соглашения могут быть частичными; применяются при урегулировании конфликтов. • Прием блоковой тактики – заключается в согласовании своих действий с партнерами, выступающими единым блоком. • Прием завышения требования - запрашивается больше, чем необходимо. • Прием ложные акценты – демонстрируется большая заинтересованность в решении вопроса, которой не является первостепенными. • Прием открытие позиции - партнеру дается информация о той позиции, которую вы намерены открыть. • Прием сюрприз – неожиданность, принимается то предложение партнера, которое по всем расчетам не должно быть принято. • Прием ультиматум – либо вы принимаете наше предложение, либо мы уходим с переговоров.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |