КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности моделирования экономических процессов с применением теории систем массового обслуживания
Теория систем массового обслуживания (СМО) - это класс непрерывных цепей Маркова, особенность которых заключается в том, что состояния системы определяются числом каналов к, занятых обслуживанием заявок, поступивших в систему с интенсивностью l и числом мест в очереди заявок, ожидающих обслуживания системой, с интенсивностью m. Каждая СМО состоит из одного или нескольких каналов (механизмов, устройств, комплексов) обслуживания – первый обязательный элемент. В качестве таких каналов могут выступать судоремонтные заводы, доки, операторы организаций и т.д. В системе протекают потоки событий –второй обязательный элемент. Потоки событий, протекающие в системе, представляют собой потоки поступления заявок и потоки обслуживания заявок, которые переводят систему из состояния в состояния. Заявками могут быть средства, суда, нуждающиеся в ремонте, корреспонденция, донесения от судов в море, больные, нуждающиеся в лечении, и т.д. Обслуживание поступившей заявки продолжается в течение некоторого времени, после чего канал освобождается и готов к приему очередной заявки. Случайный характер потока заявок приводит к тому, что в какие-то промежутки времени на входе СМО скапливается излишнее число заявок, которые образуют очередь или покидают СМО необслуженными. В другие промежутки времени СМО будет работать с недогрузкой или вообще простаивать. А поэтому третьим обязательным элементом системы массового обслуживания является очередь заявок на обслуживания с ее дисциплиной обслуживания (дисциплиной очереди[5]). Эффективность функционирования СМО определяется ее пропускной способностью – относительным числом обслуженных заявок. Класс СМО очень большой и его можно представить как: 1. По числу каналов обслуживания: - одноканальные СМО; - многоканальные СМО. 2. По производительности каналов обслуживания[6]: - СМО с одинаковой производительностью каналов обслуживания; - СМО с различной производительностью каналов обслуживания.
3. По потоку заявок[7]: - СМО со стационарным потоком заявок − в данной СМО интенсивность потока заявок не меняется во времени; - СМО с нестационарным потоком заявок − в данной СМО интенсивность потока заявок является функцией времени. 4. По дисциплине обслуживания: - СМО с отказами − в данной СМО заявка, поступившая в систему с интенсивностью l, в момент, когда все каналы уже заняты обслуживанием заявок поступивших ранее, покидает систему не обслуженной; Пример №3. Примером подобной СМО может служить система обслуживания больных в поликлинике города, у которых время, необходимое для специального осмотра больных больше, чем рабочее время. - СМО с ограничением на длину очереди - в данной СМО заявка, поступившая в систему в момент, когда все каналы "обслуживания" заняты, становится в очередь на обслуживание. Число мест в очереди ограничено. Если заявка поступила в систему, когда все места в очереди заняты, то она покидает систему не обслуженной; Пример №4. Примером такой СМО является штабной пост, имеющий ограниченный срок годности донесения (прибытие нового донесения с судна исключает необходимость обработки донесений, поступивших от этого судна ранее и ожидавших обработки). - СМО с бесконечным ожиданием - в данной СМО заявка, поступившая в систему в момент, когда все каналы заняты, становится в очередь на обслуживание и будет обслужена независимо от длины очереди. Особенность при организации таких систем заключается в том, что руководителю надо следить, чтобы интенсивность обслуживания заявок системой при занятых каналах не превышала бы интенсивность поступления заявок в систему, иначе очередь в такой системе будет неограниченно возрастать и руководитель не будет иметь возможность управлять таким процессом; Пример №5. Примером такой СМО является система судоремонта. Подлежащие ремонту суда будут обязательно ожидать ремонта. - СМО с приоритетами - в данной СМО при поступлении заявки с большим приоритетом немедленно освобождается один из каналов или ожидается освобождение одного из каналов, занятых обслуживанием заявок более низкого ранга и далее освободившейся канал приступает к ее обслуживанию. Пример №6. Примером такой СМО является система докования. С освобождением одного из доков вне очереди могут ставиться на докование суда некоторых классов или аварийные суда. - СМО смешанного типа - В системах смешанного типа накладываются ограничения либо на длину очереди, либо на время пребывания заявки в очереди, либо на время пребывания заявки в системе. Пример №7. Примером такой СМО является порт с ограниченным числом мест, где прибывающие для разгрузки суда могут ожидать начала разгрузки. Если все причалы для обработки судов и все места ожидания судами начала обработки будут заняты, очередное судно потребуется направить в другой порт, т.к. в данном порту оно получит «отказ».
5. По числу систем обслуживания: - Однофазные СМО − в данной СМО заявка, поступившая в систему, получает все необходимое ей обслуживание в одной СМО; - Многофазные СМО − в данной СМО заявка, чтобы быть обслуженной, должна последовательно пройти несколько СМО. Пример №8. Так для изучения закономерности динамики прохождения информации в органе управления, его представляют как многофазная СМО. Поступающие в орган управления донесения превращаются в команды управления, как правило, после последовательного прохождения нескольких отделов органа. 6. По ограничению числа потребителей: - Замкнутые СМО - данная СМО обслуживает ограниченное число потребителей; - Разомкнутые СМО - данная СМО обслуживает почти не ограниченное число потребителей; Пример №9. Примером замкнутой СМО является судоремонтный завод, обслуживающий суда только данного порта приписки. Если же этот завод будет обслуживать все суда министерства морского и речного флота и суда других ведомств, то такая СМО будет разомкнутой. 7. По выходу каналов из строя[8]: - СМО с восстановлением вышедших из строя каналов обслуживания; - СМО без восстановлением вышедших из строя каналов обслуживания; Пример №10. Примером может служить оборудование на заводе, которое прекратило работать из–за небольшой поломки после обслуживания партии полуфабрикатов. При этом, если поломка устранена к началу работы обслуживания с очередной партией полуфабрикатов, имеет место СМО с восстановлением вышедших из строя каналов обслуживания. Если же обслуживание возможно только после окончания ремонта, который продлиться до конца рабочего дня, то система СМО выступает как система без восстановления вышедших из строя каналов обслуживания. Отнесения реального процесса к тому или иному классу процессов массового обслуживания связано, как правило, с необходимостью принятия ряда допущений. При пуассоновских потоках заявок и обслуживающий процесс массового обслуживания является Марковским. Интенсивность поступления заявки l и интенсивность обслуживания m зависят от состояния системы, что означает их зависимость от числа n заявок и числа k обслуживающих каналов. Промежутки времени t между поступлениями в систему очередных заявок являются случайной величиной, распределённой по показательному закону, а вероятность поступления заявок за определённое количество элементарных промежутков времени dt определяется по биноминальному закону. Эффективность работы СМО характеризуется показателями эффективности и её основными параметрами, которые можно разбить на три группы: 1. Показатели эффективности функционирования СМО: - абсолютная пропускная способность – среднее число заявок обслуженных в единицу времени (А); - относительная пропускная способность – отношение абсолютной пропускной способности к среднему числу заявок, поступающих в систему на обслуживание за единицу времени (Q); - средняя продолжительность периода занятости СМО; - коэффициент использования СМО – средняя доля времени, в течение которого система занята обслуживание заявок. 2. Показатели качества функционирования СМО: - математическое ожидание времени обслуживания: `tобсл= (29) - среднее время ожидания заявки в очереди; - среднее время пребывания заявки в системе; - среднее число заявок в очереди; - среднее число заявок, пребывающих в системе; - вероятность окончания обслуживания заявки одним каналом (вероятность освобождения канала) за бесконечно малый промежуток времени dt с точностью до бесконечно малых высшего порядка малости численно равна: р обсл = 1 -m dt (30) - вероятность того, что за время dt будет обслужена хотя бы одна заявка (освободится хотя бы один канал из k занятых обслуживанием: Р обсл1= (31) Разлагая в ряд по степеням k и пренебрегая величинами высшего порядка малости, получим[9]: Р обсл1= k m dt (32) - вероятность того, что за время dt не будет обслужено ни одной заявки (не освободится ни один канал) равна: Р обсл 0= 1 - Р обсл1= 1 - k m dt (33) - вероятность отказа заявки в обслуживании без ожидания 3. Показатели экономической эффективности - средний доход в единицу времени. Подчеркнём, что все полученные выше результаты касаются простейших потоков. Предметом теории СМО - является установление зависимости между характером потока заявок, числом каналов, их производительностью, правилами работы СМО и успешностью обслуживания. Классификация целевых назначений СМО определяет классы решения задач: - статистические задачи; - задачи анализа поведения системы; - экономико-математические задачи. Статистические задачи, возникающие при исследовании экономических систем методами теории СМО, связаны с оценкой параметров основных процессов протекающих в системе. Задачи анализа поведения систем − предназначены для выявления характеристик экономических систем в процессе их функционирования с помощью математических моделей, более или менее детально отражающих свойства реальных систем. Экономико-математические задачи – используются для принятия решений относительно режима функционирования данной экономической системы, описанной методами теории СМО, или для определения нормативных требований по обеспечению эффективной работы системы.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |