КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Геологический круговорот веществ
Состав почв Состав литосферы Строение литосферы • континентальная и океаническая кора • На континентах - до 70 км: осадочный, гранитный и базальтовый слои. • Под океанами - 5-10 км: гранитный слой выклинивается, а осадочный и базаль-товый уменьшаются в мощности • Иногда выделяется кора промежуточного типа Горные породы: • магматические (при охлаждении и затвердевании магмы) • осадочные ( в результате накопления осадков) • метаморфические ( преобразованные осадочные и магматические породы под действием температур и давления) Педосфера -«благородная ржавчина Земли» • на границе атмосферы и литосферы • Мощность почв зависит от климата, рельефа, времени развития почвы, особенностей слагающих ее пород, биоты • толщина педосферы - около одного метра • все элементы системы Д.И. Менделеева • каждый элемент земной коры имеет свой кларк - среднее содержание в земной коре. • Кислород - 47,0%, кремний -29,5%, алюминий 8,05%. В сумме эти три элемента составляют 84,55%. • Если прибавить железо - 4,65%, кальций -2,96%, натрий - 2,50%, калий -2,50%, магний - 1,87%, титан 0,45%, то сумма - 99,48%. • На остальные 80 элементов приходится чуть более половины процента. Круговорот веществ в биосфере • непрерывное движение: в океане течения переме-шивают слои воды, вода испаряется с водной глади, в атмосфере ветры переносят облака, из облаков идет дождь и снег, поверхностные воды стекаются в рукава рек, реки впадают в океан • Вместе с водой «подключаются» химические элементы и соединения • повторяющийся цикл перемещения и превращения вещества - круговорот веществ в биосфере • при отсутствии круговоротов - живые организмы давно исчерпали бы все ресурсы планеты, поскольку запасы любого элемента конечны • большой (геологический) • малый (биогеохимический) круговорот • магматические породы разрушаются, их продукты выносятся в океан, образуя осадочные породы. • Под действием давления и температур, осадочные и магматические породы преобразуются в метаморфические • При новых движениях коры, породы вновь оказы-ваются в зоне интенсивного выветривания Малый биогеохимический круговорот - два взаимосвязанных и противоположных процесса: образованием и разложением живого вещества. • Химические элементы в биосфере постоянно перемещаются как в пределах отдельных сфер (литосферы, гидросферы, атмосферы, педосферы), так и между ними. • Повторяющиеся перемещения и превращения химических элементов в биосфере при активном участии живого вещества называют биогеохимическими циклами элементов • под циклом понимается круговорот химических веществ из неорганической природы, через растительные и животные организмы, обратно в неорганическую. • К главным биогеохимическим циклам относят циклы углерода, азота, кислорода, серы и фосфора. Среди летучих соединений всем известна двуокись углерода (СО2), метан (СН4), свободный азот (N2), аммиак (NH4), сероводород (H2S) и двуокись серы (SO2).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |