Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода: 1) 1801—1812 гг




Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801—1812 гг. – период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1815—1825 гг. – период, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Реформы Александра I:
Крестьянский вопрос

1. Александр прекратил раздачу крестьян в частные руки. Однако чиновники нашли возможность обходить указ, сдавая землю в долгосрочную аренду. В 1810-1817 гг. на Украине и Белоруссии было сдано в аренду 350 тыс. душ.

2. Указ 1801 г. запрещал опубликовывать объявления о продаже крестьян без земли.

3. Указом 12 декабря 1801 г. дворяне лишались монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

4. Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. К 1825 г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тыс.).

5. В 1804-1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа дала личную свободу крестьянам, имеющим свое хозяйство, и право аренды земли. Эта реформа была полностью осуществлена в 1816-1819 гг.

6. Указы 1808-1809 гг. запрещали продажу крестьян на ярмарках в розницу, ссылку в Сибирь. Помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.
Реформа системы образования:

1. В 1803 г. принято новое положение «Об устройстве учебных заведений», согласно которому создавалась 4-ступенчатая единая система бесплатного образования для всех сословий:
1 ступень – одноклассное приходское училище при церковном приходе;
2 ступень – уездное трехклассное училище;
3 ступень – шестиклассная гимназия в губернском городе;
4 ступень – университет во главе учебного округа. Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

2. В 1804 г. издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

3. Основан ряд учебных заведений: привилегированные средние учебные заведения - лицеи (в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский); два новых института - Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.).
Реформа органов центрального управления:

1. В 1802 г. издан указ о расширении прав Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредоточивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.

2. В 1802-1811 гг. проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря своим личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен.

Изложение программы Сперанского требует некоторых предварительных замечаний:
1) основополагающие идеи преобразований, несомненно, были сформулированы и определены Александром I. В противном случае Сперанский никогда бы не решился на составление столь широкомасштабного и смелого проекта;
2) реализация проекта Сперанского ограничивала самодержавную власть, значительно продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную;
3) при разработке главных направлений политической реформы Сперанский опирался на существовавшую европейскую конституционную традицию, в частности, на английский и французский опыт;
4) приоритет в преобразованиях Сперанский отдавал политической сфере - реформам государственного устройства. Рассматривая уничтожение крепостного права как необходимое условие обновления России, Сперанский, тем не менее, решение этой проблемы относил на будущее.

В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе - Государственной Думе, судебные - в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной.

Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, «людям среднего состояния» (купцы, государственные крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян.

Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным Советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она же контролировала деятельность исполнительных органов власти (министры были подотчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире).

Александр одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление широкомасштабных реформ. По его мнению, преобразования следовало начинать с центральной системы государственного управления, а затем поэтапно переносить их на другие области.

1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет - законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также порядок делопроизводства. Кроме того, в рамках плана Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов.

Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь.

Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызывало негативную реакцию как слева, так и справа. Сперанский становится объектом постоянных нападок «консервативной части света» и противников преобразований. О нем распускаются политические сплетни, молва объявляет его даже французским шпионом. Наступает охлаждение и в личных отношениях Александра и Сперанского. В этих условиях император «внимает общественному мнению» - реформатор удаляется от двора.

Второй период царствования Александра I (1815-1825) большинством историков характеризуется как консервативный. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью Алексея Андреевича Аракчеева, который с 1815 г. стал фактическим руководителем Государственного Совета и Комитета министров. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей.
Крестьянский вопрос:

1. В 1816 г. Александр I подписал указ об освобождении крестьян Эстляндской губернии от крепостной зависимости. Однако, получив личную свободу, крестьяне при этом лишались права на землю и тем самым оказывались в полной зависимости от помещиков. На таких же условиях были освобождены в 1817 г. крестьяне в Курляндии, а в 1819 г. - крестьяне Лифляндской губернии.

2. В 1818-1819 гг. Александр I поручил двум влиятельным сановникам - А.А. Аракчееву и министру финансов Д.А. Гурьеву - разработать проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По мнению Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован.

3. Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки».
Конституционные реформы:

1. 27 ноября 1815 г. Александр подписал Конституцию Польши. Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций того времени. Александр I рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституционного правления в России.

2. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н.Н. Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен царю и одобрен им. Конституция предусматривала создание представительного органа (Государственного Сейма или Думы), состоявшего из двух палат (Сената и Посольской палаты). Сенат формировался царем из членов императорской фамилии и сенаторов. Посольская палата назначалась императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым, если после обсуждения в палатах он утверждался царем. Конституция провозглашала свободу слова, печати, свободу вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, ответственность чиновников. Вопрос о крепостном праве в конституции не ставился. Согласно «Уставной грамоте» император наделялся широкими правами: определял персональный состав палат Думы, имел значительные законодательные прерогативы.

Конституция Новосильцева являлась шагом назад в сравнении с проектом Сперанского, однако и на реализацию этого проекта Александр не решился.

Реформа армии:

С 1810 г. начинается организация военных поселений. Их создание диктовалось необходимостью поисков новых форм комплектования армии и разрешения острых финансовых проблем путем перевода части армии на «самоокупаемость», то есть устройства солдат на земле, чтобы они наряду с военной службой занимались земледелием и тем содержали себя. Такая форма организации армии получила название военных поселений. Контингент военных «поселян-хозяев» формировался из семейных солдат, прослуживших в армии не менее 6 лет и местных жителей (государственных крестьян) в возрасте от 18 до 45 лет. Поселяне прикреплялись к земле и получали в пользование надел. На десяток строилось 5 однотипных домов для двух хозяев. Семьи вели общее хозяйство, быт был расписан до мелочей, сельским хозяйством занимались по приказу. Военные поселения составляли 1/3 российской армии. Они просуществовали до 1857 г. Крестьяне неоднократно поднимали восстания против военных поселений.
Образование:

Усилился контроль правительства за учреждениями образования. В 1819 г. 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Аналогичная участь постигла часть либеральных преподавателей Петербургского университета в 1821 г. Ужесточилась цензура.

В исторической науке преобладающей является точка зрения, согласно которой в начале 20-х гг. ХІХ в. Александр I окончательно расстается с реформаторскими либеральными идеями и во внутренней политике доминирующим становится консервативное охранительное направление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.