КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация и применение права. 1. Понятие и формы реализации права
1. Понятие и формы реализации права. 2. Понятие и виды применения права. 3. Стадии применения права. 4. Акты применения права и их виды. 5. Пробелы в праве и способы их восполнения. (1) Реализация – претворение, воплощение, предписание юр норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов права. Субъекты права – граждане (физ лица), юр лица, гос служащие и должностные лица, гос органы и гос-во в целом. Результатом реализации норм права является правомерное поведение субъектов. Субъекты в соответствии со своими правами и возложенными правами поступают соответствующим образом. Таким образом, представительно-обязывающие нормы воплощаются в фактическом поведении субъектов права. Сходное понятие с реализацией права является действие права. Эти понятия близкие по значению, реализация права всегда является в т.ч. и действием права; но не всегда действие права является реализацией. Действие права - более широкое понятие. Действие права предполагает не только прямое воздействие, т.е. реализацию, но и предполагает информационное, психологическое и иное воздействие на общественные отношения. Если правовая норма указывает на необходимость достижения какого-либо результата (напр., изготовление, поставка, продажа продукции и товара определенного качества), то в реализацию включаются не только правомерные действия субъектов права, но и факт достижения определенного результата. Всю правовую систему можно поделить на 2 основных блока: правотворческий и правореализующий. Нормы права реализуются через правоотношения. Но не все нормы права через конкретные правоотношения. Некоторые нормы, особенно запретительные, реализуются вне конкретных отношений. 3 основные формы реализации. 1. Использование. 2. Исполнение. 3. Соблюдение. В качестве самостоятельной (особой) формы называют применение права. Эти формы различают по видам реализуемых правовых норм. В форме использования реализуются управомочивающиенормы, используются предоставленные права: в этом случае управомочивающий использует блага, свойства, т.е. удовлетворяет свой интерес. Использование осуществляется главным образом активным поведением. Использование прав зависит от позиции самого субъекта права (пользоваться / не пользоваться). Это относится только к физ лицам. Не использование своих прав должностным лицом, госслужащим является правонарушением (права являются обязанностями). В форме исполнения реализуются обязывающие нормы и также требуют активного применения. Например, обязанность исполнить приговор, платить налоги. Соблюдение права. Не совершение действий запрещенных правом. Соблюдение ещё называют пассивной формой права. Характерна для уголовного, административного, налогового отраслей. Методы реализации. 1) Убеждения 2) Принуждения Право обеспечивается принудительностью, но всё же абсолютное большинство граждан живут законосообразно. Убеждение предполагает побуждение (например, обещание награды, предоставление каких-либо благ, угрозы неблагоприятных последствий). Четвертой особой формой является применение права. Применение права происходит тогда, когда обычная реализация права невозможна и диспозиция правовой нормы не реализуется без индивидуального государственно-властного акта. Необходим, государством установленный, юридический факт. 3 случай – применение санкций. Таким образом, применение права представляет собой властную деятельность спец уполномоченных субъектов (должностное лицо, госорган) и рассм-ся как особая форма. Признаки правоприменения. 1) Особый субъект правоприменения (т.е. спец уполномоченный госорган или должностное лицо или общественный орган (по поручению гос-ва)). 2) Правоприменение всегда носит государственно-властный характер. 3) Правоприменительный акт – это индивидуально конкретное правовое, но не нормативное предписание 4) Правоприменение выступает формой управленческой деятельности гос-ва. 5) Правоприменение всегда выступает в определенных процедурных формах. Порядок правоприменения определен соответствующими юр нормами процедурного характера. 6) Правоприменение - сложный, распадающийся на стадии, процесс. Результатом правоприменения является юр акт – акт применения права. Правоприменение – гос деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содействие в реализации юр норм путем вынесения индивидуальных государственно-властных решений. 2 вида правоприменения: · оперативно-исполнительская деятельность – нормальная деятельность госорганов по реализации собственной компетенции (*поехали заграницу – нужно получить визу) · правоохранительная деятельность – деятельность спец. уполномоченных органов (обычно рассматривают отклонение в поведении) Реализация права в форме правоприменения возможно при наличии определенных условий и обстоятельств: - совершение правонарушения (влечет применение соответствующих мер), выносится правоприменительный акт (3) Применение права можно рассматривать, как процесс, который распадается на несколько стадий. Стадия – отрезок определенного процесса, имеющий свою промежуточную задачу и приобретающий определенную самостоятельность. Множество подходов к количеству стадий. Наиболее распространенный 4стадийный. 1. Установление фактических обстоятельств дела (они должны быть допустимы -незаконным путем запрещено; и относимы - должны относиться к делу. Сбор доказательств должен быть необходим и достаточен для того, чтобы подтвердить само событие, версию происходящего, т.е. должны быть полны. Полнота доказательств – наличие всех обстоятельств, позволяющих установить истинность по делу. 2. Юридическая квалификация (например, это кража, грабеж или разбой). 3. Принятие решения по делу (когда проведено расследование). 4. Исполнение правоприменительного акта (исполнение решения суда). Правоприменительный акт явл-ся общеобязательным для исполнения и обеспеченный принудительной силой гос-ва. К обязательным реквизитам относятся: время, место, название органа или должностного лица, принявшего этот акт, подписи соответствующего лица и наличие печати. Всякий правоприменительный акт состоит из 4 частей: - вводная (место, число, наименование и по какому дело принято решение) - описательная (излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения) - мотивировочная часть (на основании собственного изучения должностное лицо пришло к выводу и доказывает это, в заключении дается квалификация – ссылка на статью) - резолютивная (излагается конкретное решение, постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, и применяется мера юр воздействия – например, задержание).
(4) По результатам правоприменения выносится акт применения права, т.е. официальный акт или документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное деление по применению права. Этот акт носит правовой характер, но не нормативный. Все правовые акты делятся на 2 большие группы: нормативные и индивидуальные. Нормативные – законы и подзаконные акты. Акты применения права не являются нормативными, но являются правовыми и носят индивидуальный характер. Акты применения права отличаются от других правовых актов индивидуального характера тем, что носят государственно-властный характер. Индивидуальные акты применения права и НПА (сходство). 1. Инд акты применения права, также как и НПА являются, как правило, являются письменными актами документами. 2. Исходят от гос-ва в лице госоргана или должностного лица. 3. Носят обязательный характер. 4. Вызывают юр последствие (т.е. обладают юр силой). Различия акта применения права и НПА. 1. Регулирует конкретные отношения, индивидуальные; а НПА содержит нормы, которые рассчитаны на неоднократное применение. 2. НПА является источником права; правоприменительный таковым не является, не создает норм права, он сам создается на основании действующих норм права и правоприменительный акт выступает средством перевода государственно-властных требований в сферу конкретных жизненных случаев. 3. В отличие от НПА правоприменительный акт характеризуется однократным действием, принят в отношении конкретного лица, конкретного случая и далее его действие не распространяется. 4. НПА всегда имеет письменную форму. Правоприменительный тоже, как правило, имеет письменную форму, но может приниматься и устно (устное распоряжение начальника). 5. Правоприменительный акт всегда издается на основе норм права. Правоприменительные акты бывают различных видов и оснований для классификации достаточно много. Одним из основных оснований является характер регулятивного воздействия на правовые отношения. Подразделяют на: · исполнительные (констатируют возникновение прав и обязанностей у субъектов в связи с их правомерным действием); · правоохранительные (акты, которые издаются в профилактических целях – предупреждения правонарушений). По субъектам правоприменения выделяют акты · главы гос-ва (напр., указ П о награждении); · правительственные акты (могут быть нормативного или индивидуально-правового характера); · акты органов управления · акты юрисдикционных органов По способу принятия акты могут быть · коллегиальные (постановление правительства) · единоличные (прокурора) По политическому значению · основные (решение суда по Г, Т делам, приговоры суда в У делах) · вспомогательные (протокол осмотра места происшествия, проведения очной ставки) По способам выражения · акты – документы · акты – действия · акты - жесты · акты – символы По времени · одномоментного действия (зайца в автобусе контролер оштрафовал) · длящегося
(5) Пробелы в праве следует отличать от полной неурегулированности определенной соц. сферы. Полная неур-ость может быть вследствие того, что законодатель не считает нужным её регулирования. Отличительной чертой пробела в праве является отсутствие правовой нормы или правовых норм для урегулирования определенных общественных отношений в случае, когда они должны быть урегулированы. Пробелы в праве - определенные пропуски в правовом пространстве, которые не желательны и подлежат урегулированию. Пробельность может быть первоначальная и последующая. Первоначальная возникает тогда, когда обстоятельства, требующие правового регулирования, уже существовали на момент принятия НПА, но законодатель их не заметил. Последующая является следствие возникновения новых отношений в предмете правового регулирования, это результат развития общественных отношений (напр., коррупция в начале 90-х, когда принимался УК). В средние века на правовом горизонте появляется развитая система естественно-правовая. Вопросам пробельности посвящали работы Трубецкой, Шершеневич и иные цивилисты. Когда законодатель не основательно изучил ту или иную группу общественных отношений. Признаки пробела в праве. 1) Отсутствие той или иной нормы. 2) Необходимость урегулирования общественных отношений (потребность в той или иной правовой норме). Пробельность должна устраняться законодателем. Он не восполняет пробел, а преодолевает. 2 пути преодоления: 1) применяется аналогия закона; 2) применяется аналогия права; 3) * субсидиарность – заимствование правовых норм из других отраслей 1 Аналогия закона применяется, когда отсутствуют конкретная правовая регулирующая конкретные общественные отношения, норма в том же НПА, но существует аналогичная норма, регулирующая схожие общественные отношения. 2 Когда правоприменитель не находит статьи, которые регулируют схожие, тождественные отношения. Тогда он исходит из принципов гуманизма, законности, справедливости и т.д. (например, судья руководствуется этими принципами). В соответствии с международными актами, применение аналогии права не касается отраслей частного права (уголовного права). 3 Субсидиарное применение права – это по существу та же самая аналогия закона, только статья подбирается не из того де самого НПА, а из схожей или родственной, но другой отрасли права.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |