Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы управления качеством




Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы, а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией.

Отдельные методы полезно классифицировать по объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование. Последние связаны с особенностями конкретного производственного процесса, включают методы измерений, настройки и др. Управление социальными системами, как правило, подразделяется на экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены:

· финансирование деятельности в области управления качеством;

· хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

· экономическое стимулирование производства;

· ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

· применение системы оплаты труда и материального поощрения;

· использование экономических мер воздействия на поставщиков;

· бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг.

Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества:

· регламентирование (функциональное, должностное, структурное);

· стандартизация;

· нормирование;

· инструктирование (объяснения, разъяснения);

· распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены:

· моральное стимулирование высокого качества результатов труда;

· приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников);

· учет психологических особенностей членов трудовых коллективов;

· формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества;

· сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;

· способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива.

 

 

3. Деятельность организаций по качеству.

Европейская организация качества – независимая некоммерческая ассоциация, объединяющая 34 национальные организации качества европейских стран. Ее членами являются также компании и частные лица. Она была создана в 1956 году и имеет штаб-квартиру в Брюсселе (Бельгия).

Руководит работой ЕОК правление, в которое входят представители от каждой национальной организации. Правление ЕОК выступает в качестве координатора деятельности национальных организаций и проводит свои заседания два раза в год. В перерыве между заседаниями работой руководит исполнительный комитет, состоящий из шести членов, которые выбираются от национальных организаций. Исполком заседает пять раз в год. Такая структура позволяет для текущей организационной работы содержать только небольшой штат постоянных сотрудников.

Раз в год проводится Конгресс ЕОК, который представляет собой крупнейший форум в Европе, на котором обсуждаются проблемы качества. Конгресс привлекает более тысячи участников.

Свою миссию ЕОК видит в повышении конкурентоспособности европейских организаций на основе использования достижений в области менеджмента качества.

Деятельность ЕОК осуществляется в тесном сотрудничестве с другими международными и национальными организациями, основными среди которых являются Европейская комиссия, Европейский фонд управления качеством (ЕФУК), Американское общество качества (АОК), Японский союз научных работников и инженеров.

Деятельность ЕОК строится преимущественно на основе реализации долголетних многонациональных проектов. С 1994 года для унификации и взаимного признания национальных программ подготовки аудиторов и специалистов по качеству введена «Программа регистрации специалистов». В настоящее время 16 национальных организаций качества в Европе получили разрешение на подготовку специалистов и выдачу диплома от имени ЕОК в области качества, здравоохранения, охраны окружающей среды и безопасности. На сегодняшний день дипломы ЕОК получили более 30 тысяч человек.

По поручению Европейской комиссии ЕОК регулярно проводит обучение высшего эшелона государственных служащих стран Европы. Помимо этого, каждое лето ЕОК организует пятидневные летние лагеря, на которые через национальные организации качества приглашаются для обмена опытом; специалисты, работающие в области качества.

Ежегодно, начиная с 1997 года, во второй неделе ноября под эгидой ЕОК проводится Всемирная неделя качества и День качества. В рамках недели организуются конференции, научно-практические семинары, круглые столы и т.д. для ознакомления специалистов и широкой общественности с принципами и целями движения за качество. В 2002 году в 34 странах было проведено около 1000 официальных мероприятий, охвативших 1 млн. человек.

ЕОК совместно с ЕФУК ежегодно назначает Европейскую премию качества, которая присуждается малым и средним предприятиям.

В сотрудничестве с АОК организовано обучение методу статистического контроля качества «Шесть сигм». Одновременно в сотрудничестве с американской компанией QPC начато распространение в Европе популярных серий справочника по менеджменту качества «Джоггер».

В 2002 году в ЕОК был учрежден Издательский отдел для изучения возможностей для издательской деятельности, ориентированной на различные страны.

История основания Украинской ассоциации качества В 1989 году согласно плана Союза научно-инженерных обществ Украины и при поддержке Госстандарта Украины образовано первое в СССР национальное неправительственное объединение в области качества - Украинская ассоциация качества (УАК), которая положила начало общественному движению за качество в Украине и стала его лидером. В отличие от многих других общественных организаций того времени, УАК была создана не по указанию свыше, а по собственной инициативе специалистов по качеству. Главной целью УАК, согласно Устава, определено формирование общественного мнения и политики в сфере качества. В последние 7-8 лет основная деятельность УАК сосредоточена на формировании в Украине новой философии качества, обобщении и распространении лучшей отечественной и мировой практики современного ведения бизнеса, содействии украинским предприятиям в повышении делового совершенства и конкурентоспособности и выводе их на международные рынки, содействии интеграции Украины в ВТО и ЕС. Основными факторами, которые обеспечили создание и успешное развитие УАК стали: - осознание группой специалистов Института кибернетики Академии наук Украины и ряда других организаций исключительной важности идеи качества для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и улучшения жизни соотечественников; - наличие развитой научной базы в сфере системного управления качеством, которое сформировалось в конце 80-х годов в Институте кибернетики и для дальнейшей реализации которой появилась необходимость в изменении отношения к проблемам качества со стороны научно-технической общественности. Именно эти факторы вместе с поддержкой прогрессивных государственных и общественных деятелей, ученых, средств массовой информации содействовали развертыванию в Украине широкого общественного движения за качество и совершенство. За 15 лет существования УАК завоевывала широкое международное признание, стала престижной и влиятельной организацией. С 1996 г. она представляла Украину в Европейской огранизации по качеству (EOQ) на правах полного члена, в 2002 году УАК получила статус Национального представителя своей страны в EOQ. Около 10 лет УАК активно сотрудничает с Европейским фондом управления качеством (EFQM) - с 2001 г. она является членом EFQM, в 2002 году получила статус Национальной партнерской организации EFQM. Кроме того, УАК соорганизатор и член Международной ассоциации качества - СовАсК (с 1991 г.), член Всемирного совета качества - WQC (с 1997 г.), базовая организация Международной гильдии профессионалов качества (с 2000 г.). В декабре 2000 г. УАК награждена Почетной грамотой Кабинета Министров Украины с вручением памятного знака “За значительный вклад в общественное движение за качество, повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, формирование положительного международного имиджа Украины в сфере качества”. За годы существования УАК инициировала такие престижные проекты: - Украинский национальный конкурс качества - Международныйтурнир по качеству стран ЦВЕ - Всеукраинский съезд качества - Европейская неделя качества в Украине - Международный форум “Дни качества в Киеве” - Международный проект “Созвездие качества” - Международный проект “Эстафета качества”



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.