Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства




Соседи Руси уже успели познакомить ее жителей с христианством, мусульманством и иудаизмом. Представители различных религий появлялись здесь то в облике купцов, приходивших с мирными намерениями, то воинов, сеющих смерть и разрушение. Были христиане и среди подданных киевского князя. По-видимому, предпринимались попытки религиозной пропаганды. Однако выбор, а затем и утверждение новой религии в конечном счете были определены причинами внутренними, совокупностью всех тех обстоятельств, которые побудили Древнюю Русь обратиться к христианству и к Византии.

Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в далекой Византии. В конце 80-х гг. X в. империя переживала трудные времена. Центральная власть была ослаблена мятежами, которые поднимали военачальники и правители провинций, стремившиеся силой утвердиться на константинопольском престоле. Изнемогавший в борьбе с мятежниками император Василий II стал искать союзников за пределами страны.

Киевский князь Владимир согласился прислать войско на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой императора. Это должен был быть чисто династический брак — родство с правящей в Византии династией необычайно высоко поднимало престиж Владимира в международных делах. Образованные византийцы, с пренебрежением смотревшие не только на языческую Русь, но и на христианскую Европу (просивший руки «багрянородной принцессы» Анны германский король Оттон I получил отказ), принуждены были ответить согласием. Однако непременным условием стало крещение Владимира.

Отправленное на помощь русское войско подавило мятеж. Но теперь уже греки не спешили выполнять свои обязательства. Принцесса оставалась в Константинополе. Вероломство императора побудило Владимира двинуться в Крым и захватить византийский город Херсонес (Корсунь). Условием его возвращения империи стало выполнение заключенного ранее договора. Василий II уступил, и вскоре корабль с принцессой Анной отправился в плавание.

По одному из преданий, во взятом Херсонесе Владимир и его дружина приняли христианство. Вернувшись в Киев, великий князь разрушил языческий пантеон и призвал киевлян принять крещение: «Кто не со мной, тот против меня».

Киевляне последовали примеру князя и приняли крещение. Произошло это в 988 г., который и считается годом принятия христианства на Руси.

Однако сам процесс христианизации затянулся надолго. На Севере, в Новгороде, Ростовской земле христианизация встретила сопротивление отчасти еще и потому, что, соперничая с Киевом, эти территории в язычестве видели символ независимости. Новгородцы выступили против присланного в город священника. Владимир, своим крещением придавший христианству ранг государственной религии, не без основания воспринял подобное поведение как покушение на его власть. Посланный наместником в Новгород дядя киевского князя Добрыня вынужден был прибегнуть к силе, чтобы сломить язычников и утвердить новую веру.

Прочность прежних религиозных представлений была связана с тем, что язычество вырастало из самой толщи народной жизни, было тесно связано с бытом и хозяйственной деятельностью славян, мало изменившимися с образованием государства. Язычество с его многовековыми традициями как бы воспроизводилось не только в преданиях и верованиях, но и в самом укладе жизни. Сказывалась и слабость церкви. Для Руси на несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианского и языческого сознания. Православной церкви пришлось считаться с этим обстоятельством, приспосабливая некоторые языческие праздники к христианским и наделяя христианских святых «свойствами» языческих богов.

С принятием христианства на Руси начинает создаваться церковь со своей самостоятельной структурой, церковной иерархией и особыми интересами. Очень скоро церковь становится неотъемлемой частью жизни общества. Она регламентирует семейные отношения, христианские заповеди становятся основополагающими нравственными правилами. Обладая монополией в духовной области, церковь постепенно превращается в силу, с которой считаются великие князья. Сама же эта сила покоилась прежде всего на праве высших церковных чинов — иерархов соотносить поступки князей с божественными установлениями и давать им нравственную оценку. Вместе с тем русская церковь изначально зависела от великого князя.

По всей видимости, церковным деятелям из Византии пришлось столкнуться на Руси с иерархами из южных и западных славянских земель. Именно оттуда Русь могла получать церковную литературу, переведенную на славянский язык. Однако в последующем византийское духовенство оттеснило соперников. Киевская митрополия оказалась в ведении константинопольского патриарха. Последний утверждал митрополита всея Руси. Чаще всего это были греки, присланные из Византии. За константинопольским владыкой оставалось последнее слово во всех вопросах, касавшихся церковной жизни.

Постепенно выстраивалась структура Русской православной церкви. Киевскому митрополиту подчинялись епископы. При Владимире их было 8, накануне нашествия татар число епархий достигло 15. В ведении епископов находилось местное духовенство.

Русь много переняла от своих учителей. Для Византии был характерен суровый уклад веры, значительна роль монастырей. Последние очень скоро получили широкое распространение и на Руси. Таким образом, духовенство разделилось на белое и черное. Первое жило среди мирян и по своему укладу было близко к ним. Второе, иноки, приняв монашество, проводили свою жизнь в молитвах и работах за монастырскими стенами. Вклады и земельные пожалования, которые сначала делали киевские князья, а затем и бояре, скоро превратили монастыри в крупных землевладельцев. Одним из самых влиятельных монастырей стал Киево-Печерский монастырь. Его иноки занимали многие высшие церковные должности. Монастырь стал летописным центром Руси.

В итоге могущество церкви покоилось, с одной стороны, на том, что она владела сознанием людей, с другой — опиралась на свое быстро растущее богатство. Важна и структура, организация, которая делала церковь влиятельной силой в обществе.

Принятие христианства — событие эпохальное. Оно оказало огромное влияние на историю Руси, во многом предопределив ее последующее развитие.

Христианство позволило во многом преодолеть то противоречие между духовно-нравственной и социально-политической сферами жизни государства и общества, которое образовалось в X в. Это способствовало, с одной стороны, стабилизации новых отношений и институтов, с другой — создавало условия для их дальнейшего развития. Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы. Люди стали ощущать себя принадлежащими к одному этносу, одной религии и одному государству. В итоге формировалась новая общность со своими самобытными и неповторимыми чертами и укладом — древнерусская народность.

Христианство существенно меняло уклад жизни общества. Церковь осудила многоженство и привнесла совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, скрепленного и освященного церковным венчанием. Роль семьи возрастает, она становится основой общества.

С принятием христианства началось интенсивное приобщение восточнославянского мира к христианским ценностям и традициям. Получает развитие церковное искусство с его специфическими жанрами и формами. Вместе с христианством пришло и христианское просвещение, письменная культура, школа. Русь начинает воспринимать огромные пласты греко-византийской культуры, сначала заимствуя и копируя их, затем переосмысливая и создавая в рамках религиозного искусства совершенно новое и самобытное древнерусское искусство. С христианством связано и появление на Руси славянской письменности.

Существенно изменилось международное положение Древнерусского государства. Русь языческую сменила Русь христианская, которая со временем на равных вошла в систему европейских христианских государств.

Существовавшие во времена крещения Руси противоречия между восточным и западным христианством со временем еще более углубились. Это способствовало политическому и культурному отчуждению Восточной и Западной Европы, вело к двум различным вариантам развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сравните политику Святослава и Владимира. Чем она отличалась?

2. Почему к концу Х века язычество не отвечало потребностям Древнерусского государства?

3. Какие цели преследовал Владимир, проводя реформу языческого пантеона в 980 году?

4. Почему Русь крестили по византийскому обычаю? Чем обусловлен выбор христианства?

5. Каковы итоги правления князя Владимира?

 

Тест по пройденному материалу:

1. Когда Владимир стал единым правителем Руси?

А) 980 г.

Б) 978 г.

В) 989 г.

Г) 981 г.

 

2. В каком году Владимир нанёс самое сильное поражение печенегам. В честь этого события был основан город Переяславль.

А) 982 г.

Б) 988 г.

В) 992 г.

Г) 980 г.

 

3. В каком году была проведена первая религиозная реформа?

А) 982 г.

Б) 988 г.

В) 992 г.

Г) 980 г.

4. Главный Бог языческого пантеона Владимира?

А) Дождь-Бог.

Б) Сварог.

В) Перун.

Г) Макошь.

 

5. В каком году была проведена вторая религиозная реформа?

А) 982 г.

Б) 988 г.

В) 992 г.

Г) 980 г.

 

6. В какой стране крестился Владимир?

А) Византия.

Б) Рим.

В) Германия.

Д) Турция.

 

7. Годы правления князя Владимира?

А) 980 – 1011 г.

Б) 980 – 1015 г.

В) 970 – 1015 г.

Г) 990 – 1015 г.

 

8. Политеизм – это…

А) единобожие.

Б) вера в сверхъестественные силы.

В) многобожие.

Г) вера в существование души и духов.

 

9. Монотеизм – это…

А) единобожие.

Б) вера в сверхъестественные силы.

В) многобожие.

Г) вера в существование души и духов.

 

10. Какая из перечисленных религий не относится к мировым религиям?

А) христианство.

Б) ислам.

В) буддизм.

Г) иудаизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.