Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи психологии




Предмет психологии.

Предмет, задачи и отрасли психологии.

Вопросы

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М., 1996.

1. Назовите основные этапы развития психологии.

2. Как изменялся предмет психологии?

3. С чем связано изменение предмета и методов психологии?

4. В чем причина методологического кризиса в психологии?

5. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?

6. Какие факторы влияют на развитие психологии?

7. В чем проявляется субъективность и неопределенность в характере развития психологии?

8. Каким образом связаны между собой социальная ситуация развития науки и личность ученого?

9. Как развивались принципы системности и детерминизма?

10. Какие виды развития существуют в психологии?

11. Что такое категориальный строй психологии?

12. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблем.

 

Лекция 2.

1. Предмет психологии

2. Задачи психологии

3. Отрасли психологии

4. Основные школы и направления современной психологии.

Психологи признали, что психическое возникает на основе физиологических, биохимических и физических процессов организма. При нарушении нормальной деятельности мозга (отравление, истощение, травмы, стрессы) у человека нарушается нормальная психическая жизнь. Однако объяснить сознательные формы психической жизни, закономерностями механизмов мозга нельзя.

Решение этого вопроса было дано одним из основоположников отечественной психологической науки Л.С. Выготским (1896 – 1934). Его основное положение звучит парадоксально и заключается в следующем: «Чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека необходимо выйти за пределы организма и искать источники ее не в глубинах мозга и духа, а во внешних условиях жизни и в первую очередь общественной жизни, то есть в социально-исторических формах существования человека». Не внутри мозга и духа, а в знаках, орудиях и социальных отношениях лежат объяснения тайн психики. Свою теорию Л.С. Выготский назвал культурно-исторической:

- исторической – изучает процессы, возникшие в общественной истории человека;

- культурной - орудия труда, предметы быта, язык, средства производства, обуславливающие развитие психики рождаются и развиваются не в организме, а в культуре общества.

Исходя из понимания сущности происхождения психики и ее высших форм можно дать следующее определение психологии как науки:

 

 


ПСИХОЛОГИЯ – это наука о психике, закономерностях ее

проявления и развития.

Основными задачами психологии являются:

1. Изучение законов психической жизни человека, для организации и взаимодействия людей; различных видов деятельности и оптимального формирования личности.

2. Создание достаточных условий для раскрытия личностного потенциала.

3. Исследование зависимостей психических явлений от объективных условий жизни.

Основные школы и направления современной психологии. Рассмотрим характеристики основных современных психологических направлений: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, гуманистическая психология, деятельностный подход.

 

Направление Представители Основные тезисы и положения направления
Бихевиоризм Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура 1.Своим теоретиком считают И.П. Павлова. 2.Изучать можно только то, что объективно наблюдаемо – поведение (в расширенном смысле понимается как мышечная реакция, вегето – сосудистые изменения, и деятельность желез). 3.Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. Подобно поведению животных.
Гештальт-психология К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келер, К.Левин, Ф. Перлз 1.Психической деятельности свойственно стремление к целостности, образу, структуре. 2.Отсутствие целостности, завершенности порождает напряжение и внутренние конфликты.
Глубинная психология З.Фрейд (психоанализ) А. Адлер (индивидуальная психология) К.Г. Юнг (аналитическая психология) 1.Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное (содержание которого составляют врожденные инстинкты, желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости). 2.Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. 3.Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. 4.Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики, т. е. специфическими изменениями содержания сознания, возникающими в ситуации внутреннего конфликта.
Гуманистическая психология А. Маслоу К. Роджерс Г. Олпорт 1.Основной мотив всякого человека – стремление к самоактуализации (непрерывный процесс развития). Каждый человек является особенной ценностью. Со своим внутренним потенциалом, талантом, стремящимся к самораскрытию. Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи такие черты как открытость, доверие к себе, уверенность в своих силах, компетентность; самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь; искренность; доброжелательность к другим людям и терпимость к их недостаткам. 2.Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений, характеризующийся следующими чертами: безусловное положительное отношение, искренность или конгруэнтность в общении, эмпатия
Деятельностный подход Л.С. Выготский С.Л.Рубинштейн А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин 1.Развитие психики осуществляется через посредство деятельности – т.е. активного взаимодействия со средой. Психика не только формируется в деятельности и проявляется через нее. 2.Все психические функции человека, обладающего сознанием, носят опосредованный характер. Механизмом такого усвоения в онтогенезе является интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности) 3.С помощью психических орудий – значений, понятий – человек способен в овладению собственной психикой, превращать свои функции в произвольные.

Отрасли психологии. С развитием психологии как науки постепенновыделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний. Выделились такие ее отрасли как общая, возрастная, педагогическая, социальная, генетичекая психология, зоопсихология, инженерная, военная, медицинская, юридическая психология, психология труда, спортивная психология, психология искусства, патопсихология. В связи с космическими полетами возникла космическая психология.

Каждая из этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и специфические методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально-психологическим качествам личности. Но все отрасли психологических знаний нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психических явлений, закономерности их развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.