Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические новообразования дошкольного возраста

Д.Б. Эльконин отмечал, что основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематичного цельного детского Мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд. Для объяснения привлекаются знания, почерпнутые из телевизионных программ о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках, даже о пятнах на солнце, но за этим новым содержанием стоит все тот же артификализм. Например:

Марина К. (7 лет). «Откуда солнце на небе?» - «Его, наверное, Сделали». «Кто?» - «Я думаю, что его сделали космонавты или летчики». «А луна откуда?» - «Ее тоже сделали, только космонавты». «Почему только космонавты?» - «Потому что они могут долететь до луны. Луна выше солнца», «А звезды откуда?» - «Их тоже сделали космонавты из железа блестящего. Потом они его почистили»...

Гоша С. (6 лет 5 месяцев). «Откуда звезды на небе?» - «Из золотых бумаг. Их туда космонавты бросили»...

Андрей О. (6 лет 9 месяцев). «Откуда приходят сны?» - «Это уже трудный вопрос. В голове появляется какое-то существо, и там тебе показывает сны, как бы мультфильмы, и они всю ночь снятся».

Миша М. (4 года 3 месяца). « Откуда приходит ветер?» - «Это трудно очень рассказать Я в новом фильме видел, что мальчик из трубы выдувал».

Катя Е. (4 года 4 месяца). «Почему ветер дует» - «Потому что деревья Качаются» «Откуда приходит ветер» - «Потому что в небе сидит человек, и я смотрела фильм, как сидит человек и дует; и снежинки дует».

2. Возникновение первичных этических инстанций - происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми - «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими «Красивое не может быть плохим». Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Столкновение тенденции к непосредственному действию и действия по образцу или по требованию взрослого приводит к возникновению соподчинения мотивов, к выделению главных и второстепенных мотивов. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (образец). Д.Б. Эльконии отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания -возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет «Ты какой» Он ответит - «Я большой». Если спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды деятельности дошкольника (изобразительная, элементарный труд, учение, восприятие сказки) | Определение маркетинга и его ключевых понятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.