Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные отношения - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени

Понятие социального действия, взаимодействия, отношения и их классификация

Важной в социологии является проблема социального действия.

Существенный вклад в разработку теории социального действия, понимание и истолкование данного явления внес известный немецкий ученый, историк, социолог Макс Вебер (1864 - 1920). В его понимании действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано;

3) социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно М. Веберу, социальное действие может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациональное действие: ориентировано на достижение рационально выбранной и осознаваемой цели, а критерием рациональности является успешность действия;

2) ценностно-рациональное действие: основано на личных убеждениях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности определенного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;

3) традиционное действие: основано на длительной привычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления по принципу «Так делают все»;

4) аффективное действие: вызвано аффектами и чувствами индивида и не являющееся рационально осмысленным или осознанно ориентированным (может быть совершено импульсивно, в состоянии сильного эмоционального возбуждения).

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия являются в полном смысле слова социальными, так как имеют определяющее значение в развитии общества и человека.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно этой концепции, социальное действие состоит из структур и процессов, с помощью которых индивид или группа направляют сознание на какие-либо предметы и успешно применяет их в конкретной ситуации.

Т. Парсонс разработал общую модель действия, названную им «единичным актом». Эта модель включает в себя:

1) действующее лицо (актора) – человека, обладающего стремлением действовать, имеющего определенные цели и способного понять и описать способы их достижения;

2) ситуационное окружение, включающее в себя изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которого оно зависит.

Ситуационное окружение состоит из определенного набора социальных, культурных и физических факторов, которые в своей совокупности делают возможным существование определенного действия и ограничивают пространство выбора индивидом способов действия.

Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:

1) биологическая система (организм): служит соединительным звеном между материальным и идеальным мирами, выполняет функцию адаптации (через ощущения и восприятие устанавливается контакт с внешним миром для приспособления к нему и его преобразования);

2) система личности: формируется в процессе социализации индивида и выполняет функцию целеполагания и целедостижения, активизирует энергию и материальные ресурсы для достижения целей;

3) социальная система: совокупность ролевых статусов акторов, руководствуется нормами, определяющими, какие действия являются предпочтительными, выполняет функцию интеграции, поскольку создает социальную солидарность;

4) система культуры: совокупность идей, идеалов, ценностей, образцов, норм, конкретизирует идеи в нормах социальной системы, навязывает акторам нормы, идеалы и ценности, способные определенным образом мотивировать их активность и деятельность.

Активность – присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду.

Формой проявления активности являются произвольные движения (от элементарных актов до рассудочной деятельности).

Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Выделяют следующие элементы деятельности:

1) цель – осознанный образ предвосхищаемого действия (способен ставить только человек);

2) потребности;

3) действия (действия человека всегда осмысленны).

Действия только тогда формируют деятельность, когда они соединяются и повторяются на протяжении достаточно длительного периода времени (профессиональная, учебная, творческая и т.п.).

Свобода действий – определяемый социальной средой диапазон вариаций человеческих актов.

Свобода действий предполагает свободу выбора, произвольные решения индивида, цель и намерение, а главное – ответственность за последствия совершаемых актов.

Взаимодействие вырастает из общения и предполагает два процесса:

1) обмен информацией;

2) обмен действиями.

Взаимодействие в группе людей имеет характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общих целей.

В коммуникативном процессе партнеры называются коммуникатором (адресант) и реципиентом (адресат). В интерактивном процессе, т.е. в процессе взаимодействия, партнеры называются акторами. Они обмениваются действиями, каждому предписана строго определенная роль в соответствии с его статусом. Усилия участников взаимодействия направлены на достижение понятных целей, внутренним источником их деятельности выступают некие мотивы и потребности.

Процесс взаимодействия подчинен определенной логике.

В повседневной жизни люди постоянно совершают акты социального взаимодействия, зачастую доводя их выполнение до автоматизма. Встречаясь, люди приветствуют друг друга, желают здоровья, входя в общественный транспорт, оплачивают проезд, приходя в магазин, приобретают необходимые товары и т.п.

Однако не все, что люди делают во взаимосвязи с другими людьми, является проявлением социального взаимодействия. Только тогда, когда люди вступают во взаимосвязи с другими людьми как представители больших социальных групп, отстаивая присущие этим группам интересы, можно говорить о социальном взаимодействии.

Специфика взаимодействия и его отличие от просто действия состоит в наличии обратной связи.

Действие, исходящее от индивида, может быть направлено или не направлено на другого индивида. Только то действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует рассматривать как социальное взаимодействие.

Итак, взаимодействие – это двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.

Принято выделять четыре вида действия:

1) физическое (передача книги, запись на бумаге, пощечина);

2) вербальное, или словесное (выражение приветствия, оскорбление, обращение с речью и т.п.);

3) жестовое (улыбка, рукопожатие, гримаса и т.п.);

4) мысленное (внутренняя речь, поток мыслей).

В соответствии с указанной классификацией видов действия можно выделить типы взаимодействия (за исключением мысленного, поскольку практикой мысленного взаимодействия владеют только телепаты и подобный способ взаимодействия наукой изучен недостаточно глубоко): физическое, вербальное, жестовое.

Социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях, которые формируют целые системы или сферы статусов, т.е. сферы жизнедеятельности общества. В соответствии со сферами жизнедеятельности общества можно выделить и сферы социального взаимодействия:

1) экономическая сфера взаимодействия: индивиды выступают как собственники, работодатели и наемные работники, предприниматели, бизнесмены, безработные и т.п.;

2) профессиональная сфера взаимодействия: индивиды выступают как водители, юристы, продавцы, профессора и т.п.;

3) политическая сфера взаимодействия: индивиды сотрудничают и конкурируют как представители политических партий, народных избранников, членов общественно-политических объединений и движений, субъекты государственной власти (чиновники, судьи и т.п.);

4) семейно-родственная сфера взаимодействия: люди играют роли родителей и детей, родственников, холостяков, опекунов, новобрачных, вдов и т.п.;

5) демографическая сфера взаимодействия: включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас;

6) религиозная сфера взаимодействия: подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, верующих и атеистов, прихожан и священников (содержание действий указанных носителей статусов при этом должны относиться к области вероисповедания);

7) территориально-поселенческая сфера взаимодействия: учитывает сотрудничество, конкуренцию, столкновения между городскими и сельскими жителями, эмигрантами, иммигрантами, мигрантами, пришлым и коренным населением.

Социальное взаимодействие может проявляться и в системе управленческих отношений в рамках социальной организации.

Участие в управлении – одна из форм организационного взаимодействия руководителей с подчиненными. Оно представляет собой систему обмена информацией между руководителем и подчиненными и выступает в двух видах:

1) формальная коммуникация: в виде указаний, поручений, заданий, контроля за деятельностью подчиненных, применения санкций, исполнения поручений, соблюдения трудовой дисциплины и т.п.;

2) неформальная коммуникация: совокупность дружеских контактов, распространение слухов, формирование коалиций и т.п.

В зависимости от масштаба организации и соответствующего стиля управления участие может иметь различные формы.

В небольших компаниях, где управление носит характер непосредственного взаимодействия между руководителем и подчиненным, участие может проявляться в форме совета, консультации.

В компаниях средней величины контроль и управление осуществляются обычно через систему правил, процедур, регламентирующих деятельность сотрудников. Участие имеет форму коммуникации руководителя с подчиненным, проводимой по неформальным каналам.

Крупные компании имеют сложную формализованную организационную структуру. Участие имеет форму двусторонней коммуникации между руководителями компании и подчиненными, в процессе которой подчиненным разъясняются политика компании, ожидания руководства от подчиненных вклада в достижение целей организации.

Совокупность всех взаимодействий в организации по горизонтали и вертикали складывается в систему коммуникаций внутри предприятия.

Помимо перечисленных выше видов взаимодействия, принято различать и три основные его формы – кооперацию, конкуренцию и конфликт.

В данном случае взаимодействие рассматривается в качестве способов, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные ресурсы.

Кооперациясотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Она возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция – индивидуальное или групповое соперничество за обладание дефицитными ценностями (деньги, власть, собственность, популярность, престиж и т.п.). Дефицитными они являются потому, что в силу своей ограниченности не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция усиливается, когда участники взаимодействия осознают, что в одиночку они достигнут большего, нежели сообща. Конкуренция является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать друг другу либо устранить один другого из борьбы за обладание дефицитными благами.

Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами:

1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями;

2) теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов. Эти отношения весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отношения можно назвать социальными, т.е. присущими обществу.

Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой по размеру, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно, в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.

Социальные отношения - определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности.

Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые “Я”, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей.

К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что “естественная необходимость, свойства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они не выступали, интерес, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества”. Именно интерес и является таким свойством общественного человека, который, поскольку он включен в определенные социальные отношения, делает его представителем определенной социальной общности. Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.

В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д.

Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию. Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нужно классифицировать и определить механизм их формирования.

Прежде всего, социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви. В этом случае поведение участников будет соотнесено по смыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентирует свое поведение. Сила и характер этой ориентации имеют решающее значение для взаимоотношений с другими партнерами. Так, первоначальная симпатия, натыкаясь на неприязнь, может перерасти в ненависть, если установка на отношения симпатии слабая и неопределенная; но эта симпатия при сильной, точно определенной установке, даже в отсутствие взаимности партнера может достаточно длительное время оставаться неизменной.

Социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими.

Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

Важнейшей стороной функционирования социальной сферы жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми.

В зависимости от уровня развития разделения труда и социально - экономических отношений исторически складывались различные типы социальных структур.

Типологию социальных отношений можно начать с глобальных и основных типов, определяющих все социальное бытие. Основной интерес каждого человека и всего человечества - это воспроизводство жизни, понимаемое в самом широком смысле. Исходя из этой главной потребности человечества, можно выделить три основных направления ее реализации и соответствующие им три основных типа социальных отношений:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Окна и фонари производственных зданий | Интересы и потребности людей в области материального воспроизводства, т.е. производство продуктов питания, одежды, жилья и прочее
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.