КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трубопроводный транспорт
Воздушный транспорт. Морской транспорт. Речной транспорт. Железнодорожный транспорт. Перевозка нефти и сжиженного газа по ж/д осуществляется в цистернах или вагонами в закрытой таре. Объем цистерн от 54 до 162 м3, диаметр – до 3,2 м. Цистерны для сжиженного газа рассчитаны на давление 2-8 МПа. Достоинства: – всесезонность; – возможность перевозить все типы сырья и продуктов их переработки, в том числе в малых объемах; – доставка в любой пункт на сети железных дорог; – при возведении трассы ж/д к объекту, возможность использовать для перевозки всех типов грузов; – малые сроки организации маршрута; Недостатки: – холостой пробег возвратной тары; – ограничения по пропускной способности железных дорог; – высокая стоимость прокладки дорог; – большие потери. Основное назначение – доставка партий сырья и продуктов переработки крупным и средним потребителям при дальности до 500 км.
Перевозка осуществляется сухогрузные и наливные суда: танкерами и баржами, объемом до 25 000 тонн. Достоинства: – низкие капитальные затраты; – относительная дешевизна перевозки; – доставка в любой пункт на побережье; – возможность перевозить все типы сырья и продуктов их переработки; – малые сроки организации маршрута; Недостатки: – порожние рейсы судов; – зависимость от климата и погодных условий; – сезонность; – территориальная ограниченность; – низкая скорость перемещения; – высокая себестоимость. Основное назначение - доставка нефти и нефтепродуктов мелкими и средними партиями по судоходным рекам на расстояния до 500 км. Перевозка осуществляется сухогрузными, в закрытой таре, и наливными судами: танкерами и баржами. Перевозка сжиженного газа осуществляется в специальных танкерах. Максимальный объем перевозки - до 700 тыс тонн нефти и до 125 тыс. м3 сжиженного газа.
Достоинства: – низкие капитальные затраты; – относительная дешевизна перевозки; – практически неограниченная пропускная способность; – трансконтинентальные маршруты; – возможность перевозить все типы сырья и продуктов их переработки; – малые сроки организации маршрута; Недостатки: – порожние рейсы судов; – зависимость от климата и погодных условий; – территориальная ограниченность; Основное назначение - доставка углеводородов любыми партиями, на побережье без ограничений дальности. Перевозка осуществляется воздушными судами, в закрытой таре. Используется для доставки в районы, доступа в которые иного вида транспорта нет либо он крайне затруднен.
Достоинства: – большая скорость доставки; – минимальное расстояние между пунктами приема и сдачи; – неограниченная пропускная способность; – непрерывность процесса транспортировки; – наименьшие потери; – максимальная автоматизация процесса; Недостатки: – большие капитальные затраты; – жесткая привязка к конечному пункту доставки и типу транспортируемого продукта; – необходимость приобретения большого количества технологического продукта; – большие сроки организации маршрута; Основное назначение - транспортировка больших количеств нефти и газа в одном направлении в пределах континентов Главное условие применения ТТ – необходимость устойчивого однонаправленного грузопотока углеводородов.
Глава 2. Значение транспорта нефти и нефтепродуктов в экономике Значение ТТ в экономике отдельных стран зависит от объемов перекачки для собственного потребления и транзита. Для РБ ТТ имеет стратегическое значение: практически 95-98 % нефти и 97-99 % природного газа необходимого стране для собственного потребления населением и промышленностью попадает к нам именно по МТ. Кроме того, заметную часть в бюджете страны составляет плата за транзит нефти (0,5 евро за перекачку 1 тонны на 100 км), газа () и нефтепродуктов (1,9 $ за 1 т на 100 км).
Для мировой экономики ТТ – основной вид доставки углеводородов в пределах континентов. Роль межконтинентального вида транспорта пока принадлежит морскому транспорту, однако прокладка МТ в прибрежных морях уже обычное дело. В последнее время ТТ приобрел статус инструмента в межгосударственной политике (Украина, РБ, Польша, Прибалтика, Каспий, СНГ, БТС и БТС-2 и т.д.) и внутриполитических разборок (Нигерия, Ирак, Турция) Конкурентная борьба на мировом рынке услуг транспортировки углеводородов ведется не только по существующим маршрутам, но и за возможные направления транзита углеводородов из России, стран Каспийского региона (Южный поток, Северный поток, Набукко, Россия, Беларусь, Латвия, Литва). Направления потоков нефти во многом определило размещение существующих нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз. В меньшей степени это относится к газопроводам. Целесообразность строительства НПЗ в центрах потребляющих районов определяется в значительной мере требованием экономии транспортных расходов. Транспортировка от промыслов до районов потребления однородного продукта, нефти, обходится дешевле, чем доставка на то же расстояние множества разнообразных нефтепродуктов. Существующая в настоящее время на территории Беларуси система магистральных трубопроводов, создавалась как часть системы Советского Союза. И была призвана решать экономические, политические и военные задачи СССР: обеспечение сырьём трёх нефтеперерабатывающих заводов, обеспечение экспортных поставок и снабжение ГСМ советских военных группировок, расположенных в странах-участницах Варшавского договора. После образования независимой Беларуси нефтепроводы и газопроводы решают две задачи: обеспечение сырьём и продуктами переработки предприятий и населения и обеспечивают транзит экспортных поставок сырья из России на Запад. Нефтепродутопроводы, проходящие по территории Беларуси, являются собственностью России и работают на обеспечение её экспортных поставок.
Глава 3. История трубопроводного транспорта Первые сведения об использовании ТТ относятся к пятому тысячелетию до нашей эры: в Китае подавали воду по бамбуковым трубам на рисовые поля. Что касается нефти и газа, то применение для их транспортировки ТТ тесно связано с историей нефтяной промышленности. Как только объем добываемой нефти стал превышать возможности используемого в то время вида транспорта, был сооружен первый нефтепровод. Это случилось в США в 1865 г. Его длина составляла всего около 6 км, диаметр – ХХХ мм. Первый нефтепровод в России диаметром 76 мм и длиной 9 км сооружен – в 1878 г. и был предназначен для перекачки нефти с промыслов до НПЗ в Баку. К 1900 году протяженность нефтепроводов в России достигала 400 км. К 1941 г. в промышленной эксплуатации находились магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы общей протяжённостью около 4100 км. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Насосные станции оборудовались, как правило, плунжерными насосами. В послевоенные годы нефтепроводное строительство определялось бурным ростом объемов добычи в Волго-Уральском бассейне и Западной Сибири. К моменту распада СССР длина магистральных нефтепроводов приближалась к 70 тыс км, магистральных газопроводов – 209 тыс км нефтепродуктопроводов – 16,5 тыс км, промысловых и газораспределительных трубопроводов – порядка 700 000 км. Становление и развитие магистральных нефтепроводов РБ всецело связано с нефтепроводом «Дружба», сданного в эксплуатацию в 1964 г. как часть огромной трубопроводной системы СССР. Исключение составляет только нефтепровод «Речица-Мозырь» диаметром 530 мм и длиной 92,7 км, связзывающий месторождения «белорусской» нефти возле города Речица и нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в г. Мозыре. Нефтепровод «Дружба» – уникальное инженерное сооружение своего времени. Общая длина нефтепровода составляет 4665 км. Он связал месторождения центральных и сибирских регионов России с НПЗ Польши, Германии, Венгрии, Чехии и Словакии, попутно снабжая сырьем НПЗ Беларуси, Украины и Литвы. В настоящее время по нефтепроводу транспортируется российская нефть марки «Urals» - смесь нефтей с основных добывающих регионов РФ, транспортируется сырье и из Казахстана, а также партии «белорусской» нефти.
Первые магистральные газопроводы и газопроводы-отводы газотранспортной системы Беларуси были сданы в эксплуатацию в 1961 году. ХХХ Предприятия РБ эксплуатирующие МТ. 1. ОАО «Белтрансгаз» - газопроводы: 7000 км линейная часть, 8 компрессорных, 3 подземных хранилища; 2. ОАО «Гомельтранснефть Дружба» - нефтепроводы: 1900 км линейная часть, 6 нефтеперекачивающих станций, резервуарный парк 350 тыс м3; 3. ОАО «Полоцктранснефть Дружба» - нефтепроводы 1900 км линейная часть, 6 нефтеперекачивающих станций, резервуарный парк 350 тыс м3; 4. ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт» - продуктопровод (дизельное топливо) 1900 км линейная часть, 4 перекачивающие станций, резервуарный парк 110 тыс м3, наливной пункт,; 5. ОАО «Белоруснефть» - промысловые трубопроводы (газопроводы, нефтепроводы и т.д.), сливо-наливочный пункт; 6. ОАО «МНПЗ», ОАО «Нафтан», предприятия переработки газа и т.д. -технологические.
Глава 4. Классификация трубопроводов По назначению трубопроводы делятся на магистральные, промысловые или местные, и технологические или внутренние. - магистральные трубопроводы – трубопроводы диаметром до 1420 мм с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 МПа и комплексом линейных и площадочных сооружений предназначенные для транспортирования подготовленных нефти, газа и нефтепродуктов в непрерывном режиме; - промысловые или местные – трубопроводы диаметром до 1420 мм с избыточным давлением среды до 32 МПа, предназначенные для транспортирование технологического продукта (нефть, газ, вода и их смеси) в пределах региона добычи, переработки или потребления; - технологические или внутренние – трубопроводы без ограничений по диаметрам и давлению, соединяющие различные объекты и установки в пределах замкнутой территории предприятий (заводов, нефтебаз, нефтеперекачивающих станций, компрессорных и.т.д.). Понятие магистральный трубопровод введено сравнительно недавно в послевоенные годы в связи с массовым проектированием и строительством протяженных трубопроводов больших диаметров с большим, но ограниченным избыточным давлением среды. По виду транспортируемого продукту МТ классифицируются на: - нефтепроводы (нефть по ГОСТ); - нефтепродуктопроводы (бинзинопроводы, мазутопроводы и т.д.); - газопроводы (природный газ, попутный нефтяной газ); - коденсатопроводы (конденсат, ШФЛУ и т.д.); - трубопроводы сжиженных углеводородных газов; - и т.д. По рабочему давлению: - низконапорные с избыточным давлением не более 1,2 МПа; - средненапорные с избыточным давлением 1,2 – 10МПа; - высоконапорные с избыточным давлением до 32 МПа. По способу прокладки: - подземные; - надземные; - наземные - подводные; По методу строительства: - траншейные; - безтраншейные; - на опорах. Поскольку основные объемы нефти и газа транспортируются по МТ далее будем рассматривать именно их. В зависимости от условного диаметра МН на четыре класса: I - 1000-1200 включительно; П - 500-1000; III - 300-500; IV - менее 300. МГ в зависимости от рабочего давления делятся два класса: I – свыше 2,5 до -10,0 МПа; II – свыше 1,2 до -2,5 МПа; Кроме того МТ делятся на категории в зависимости от сложности условий эксплуатации и местоположения: В – высшая; I – первая, II – вторая, III – третья, IV – четвертая,V – пятая Трассу МТ проектируют, как правило, параллельно действующих авто или ж дорогам, раздельно по типам сырья и именуют техническим коридором. ТК – протяженный участок суши или водной поверхности, на котором параллельно проложены коммуникации и который предназначен для их обслуживания, а также выполняет роль зоны безопасности, как самих коммуникаций так для людей. МТ могут быть как одиночными, так и многониточными. В отдельных случаях допускается параллельная прокладка трубопроводов различного назначения. Например, для МН ТК составляет по 50 м в каждую сторону от трубы или крайних трубопроводов, если МН многониточный.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |