Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трубопроводный транспорт




Воздушный транспорт.

Морской транспорт.

Речной транспорт.

Железнодорожный транспорт.

Перевозка нефти и сжиженного газа по ж/д осуществляется в цистернах или вагонами в закрытой таре. Объем цистерн от 54 до 162 м3, диаметр – до 3,2 м. Цистерны для сжиженного газа рассчитаны на давление 2-8 МПа.

Достоинства:

– всесезонность;

– возможность перевозить все типы сырья и продуктов их переработки, в том числе в малых объемах;

– доставка в любой пункт на сети железных дорог;

– при возведении трассы ж/д к объекту, возможность использовать для перевозки всех типов грузов;

– малые сроки организации маршрута;

Недостатки:

– холостой пробег возвратной тары;

– ограничения по пропускной способности железных дорог;

– высокая стоимость прокладки дорог;

– большие потери.

Основное назначение – доставка партий сырья и продуктов переработки крупным и средним потребителям при дальности до 500 км.

 

Перевозка осуществляется сухогрузные и наливные суда: танкерами и баржами, объемом до 25 000 тонн.

Достоинства:

– низкие капитальные затраты;

– относительная дешевизна перевозки;

– доставка в любой пункт на побережье;

– возможность перевозить все типы сырья и продуктов их переработки;

– малые сроки организации маршрута;

Недостатки:

– порожние рейсы судов;

– зависимость от климата и погодных условий;

– сезонность;

– территориальная ограниченность;

– низкая скорость перемещения;

– высокая себестоимость.

Основное назначение - доставка нефти и нефтепродуктов мелкими и средними партиями по судоходным рекам на расстояния до 500 км.

Перевозка осуществляется сухогрузными, в закрытой таре, и наливными судами: танкерами и баржами. Перевозка сжиженного газа осуществляется в специальных танкерах. Максимальный объем перевозки - до 700 тыс тонн нефти и до 125 тыс. м3 сжиженного газа.

Достоинства:

– низкие капитальные затраты;

– относительная дешевизна перевозки;

– практически неограниченная пропускная способность;

– трансконтинентальные маршруты;

– возможность перевозить все типы сырья и продуктов их переработки;

– малые сроки организации маршрута;

Недостатки:

– порожние рейсы судов;

– зависимость от климата и погодных условий;

– территориальная ограниченность;

Основное назначение - доставка углеводородов любыми партиями, на побережье без ограничений дальности.

Перевозка осуществляется воздушными судами, в закрытой таре. Используется для доставки в районы, доступа в которые иного вида транспорта нет либо он крайне затруднен.

 

Достоинства:

– большая скорость доставки;

– минимальное расстояние между пунктами приема и сдачи;

– неограниченная пропускная способность;

– непрерывность процесса транспортировки;

– наименьшие потери;

– максимальная автоматизация процесса;

Недостатки:

– большие капитальные затраты;

– жесткая привязка к конечному пункту доставки и типу транспортируемого продукта;

– необходимость приобретения большого количества технологического продукта;

– большие сроки организации маршрута;

Основное назначение - транспортировка больших количеств нефти и газа в одном направлении в пределах континентов

Главное условие применения ТТ – необходимость устойчивого однонаправленного грузопотока углеводородов.

 

Глава 2. Значение транспорта нефти и нефтепродуктов в экономике

Значение ТТ в экономике отдельных стран зависит от объемов перекачки для собственного потребления и транзита.

Для РБ ТТ имеет стратегическое значение: практически 95-98 % нефти и 97-99 % природного газа необходимого стране для собственного потребления населением и промышленностью попадает к нам именно по МТ. Кроме того, заметную часть в бюджете страны составляет плата за транзит нефти (0,5 евро за перекачку 1 тонны на 100 км), газа () и нефтепродуктов (1,9 $ за 1 т на 100 км).

Для мировой экономики ТТ – основной вид доставки углеводородов в пределах континентов. Роль межконтинентального вида транспорта пока принадлежит морскому транспорту, однако прокладка МТ в прибрежных морях уже обычное дело.

В последнее время ТТ приобрел статус инструмента в межгосударственной политике (Украина, РБ, Польша, Прибалтика, Каспий, СНГ, БТС и БТС-2 и т.д.) и внутриполитических разборок (Нигерия, Ирак, Турция)

Конкурентная борьба на мировом рынке услуг транспортировки углеводородов ведется не только по существующим маршрутам, но и за возможные направления транзита углеводородов из России, стран Каспийского региона (Южный поток, Северный поток, Набукко, Россия, Беларусь, Латвия, Литва).

Направления потоков нефти во многом определило размещение существующих нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз. В меньшей степени это относится к газопроводам. Целесообразность строительства НПЗ в центрах потребляющих районов определяется в значительной мере требованием экономии транспортных расходов. Транспортировка от промыслов до районов потребления однородного продукта, нефти, обходится дешевле, чем доставка на то же расстояние множества разнообразных нефтепродуктов.

Существующая в настоящее время на территории Беларуси система магистральных трубопроводов, создавалась как часть системы Советского Союза. И была призвана решать экономические, политические и военные задачи СССР: обеспечение сырьём трёх нефтеперерабатывающих заводов, обеспечение экспортных поставок и снабжение ГСМ советских военных группировок, расположенных в странах-участницах Варшавского договора.

После образования независимой Беларуси нефтепроводы и газопроводы решают две задачи: обеспечение сырьём и продуктами переработки предприятий и населения и обеспечивают транзит экспортных поставок сырья из России на Запад. Нефтепродутопроводы, проходящие по территории Беларуси, являются собственностью России и работают на обеспечение её экспортных поставок.

 

Глава 3. История трубопроводного транспорта

Первые сведения об использовании ТТ относятся к пятому тысячелетию до нашей эры: в Китае подавали воду по бамбуковым трубам на рисовые поля.

Что касается нефти и газа, то применение для их транспортировки ТТ тесно связано с историей нефтяной промышленности.

Как только объем добываемой нефти стал превышать возможности используемого в то время вида транспорта, был сооружен первый нефтепровод. Это случилось в США в 1865 г. Его длина составляла всего около 6 км, диаметр – ХХХ мм.

Первый нефтепровод в России диаметром 76 мм и длиной 9 км сооружен – в 1878 г. и был предназначен для перекачки нефти с промыслов до НПЗ в Баку. К 1900 году протяженность нефтепроводов в России достигала 400 км. К 1941 г. в промышленной эксплуатации находились магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы общей протяжённостью около 4100 км. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Насосные станции оборудовались, как правило, плунжерными насосами.

В послевоенные годы нефтепроводное строительство определялось бурным ростом объемов добычи в Волго-Уральском бассейне и Западной Сибири. К моменту распада СССР длина магистральных нефтепроводов приближалась к 70 тыс км, магистральных газопроводов – 209 тыс км нефтепродуктопроводов – 16,5 тыс км, промысловых и газораспределительных трубопроводов – порядка 700 000 км.

Становление и развитие магистральных нефтепроводов РБ всецело связано с нефтепроводом «Дружба», сданного в эксплуатацию в 1964 г. как часть огромной трубопроводной системы СССР. Исключение составляет только нефтепровод «Речица-Мозырь» диаметром 530 мм и длиной 92,7 км, связзывающий месторождения «белорусской» нефти возле города Речица и нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в г. Мозыре.

Нефтепровод «Дружба» – уникальное инженерное сооружение своего времени. Общая длина нефтепровода составляет 4665 км. Он связал месторождения центральных и сибирских регионов России с НПЗ Польши, Германии, Венгрии, Чехии и Словакии, попутно снабжая сырьем НПЗ Беларуси, Украины и Литвы. В настоящее время по нефтепроводу транспортируется российская нефть марки «Urals» - смесь нефтей с основных добывающих регионов РФ, транспортируется сырье и из Казахстана, а также партии «белорусской» нефти.

Первые магистральные газопроводы и газопроводы-отводы газотранспортной системы Беларуси были сданы в эксплуатацию в 1961 году. ХХХ

Предприятия РБ эксплуатирующие МТ.

1. ОАО «Белтрансгаз» - газопроводы: 7000 км линейная часть, 8 компрессорных, 3 подземных хранилища;

2. ОАО «Гомельтранснефть Дружба» - нефтепроводы: 1900 км линейная часть, 6 нефтеперекачивающих станций, резервуарный парк 350 тыс м3;

3. ОАО «Полоцктранснефть Дружба» - нефтепроводы 1900 км линейная часть, 6 нефтеперекачивающих станций, резервуарный парк 350 тыс м3;

4. ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт» - продуктопровод (дизельное топливо) 1900 км линейная часть, 4 перекачивающие станций, резервуарный парк 110 тыс м3, наливной пункт,;

5. ОАО «Белоруснефть» - промысловые трубопроводы (газопроводы, нефтепроводы и т.д.), сливо-наливочный пункт;

6. ОАО «МНПЗ», ОАО «Нафтан», предприятия переработки газа и т.д. -технологические.

 

Глава 4. Классификация трубопроводов

По назначению трубопроводы делятся на магистральные, промысловые или местные, и технологические или внутренние.

- магистральные трубопроводы – трубопроводы диаметром до 1420 мм с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 МПа и комплексом линейных и площадочных сооружений предназначенные для транспортирования подготовленных нефти, газа и нефтепродуктов в непрерывном режиме;

- промысловые или местные – трубопроводы диаметром до 1420 мм с избыточным давлением среды до 32 МПа, предназначенные для транспортирование технологического продукта (нефть, газ, вода и их смеси) в пределах региона добычи, переработки или потребления;

- технологические или внутренние – трубопроводы без ограничений по диаметрам и давлению, соединяющие различные объекты и установки в пределах замкнутой территории предприятий (заводов, нефтебаз, нефтеперекачивающих станций, компрессорных и.т.д.).

Понятие магистральный трубопровод введено сравнительно недавно в послевоенные годы в связи с массовым проектированием и строительством протяженных трубопроводов больших диаметров с большим, но ограниченным избыточным давлением среды.

По виду транспортируемого продукту МТ классифицируются на:

- нефтепроводы (нефть по ГОСТ);

- нефтепродуктопроводы (бинзинопроводы, мазутопроводы и т.д.);

- газопроводы (природный газ, попутный нефтяной газ);

- коденсатопроводы (конденсат, ШФЛУ и т.д.);

- трубопроводы сжиженных углеводородных газов;

- и т.д.

По рабочему давлению:

- низконапорные с избыточным давлением не более 1,2 МПа;

- средненапорные с избыточным давлением 1,2 – 10МПа;

- высоконапорные с избыточным давлением до 32 МПа.

По способу прокладки:

- подземные;

- надземные;

- наземные

- подводные;

По методу строительства:

- траншейные;

- безтраншейные;

- на опорах.

Поскольку основные объемы нефти и газа транспортируются по МТ далее будем рассматривать именно их.

В зависимости от условного диаметра МН на четыре класса:

I - 1000-1200 включительно;

П - 500-1000;

III - 300-500;

IV - менее 300.

МГ в зависимости от рабочего давления делятся два класса:

I – свыше 2,5 до -10,0 МПа;

II – свыше 1,2 до -2,5 МПа;

Кроме того МТ делятся на категории в зависимости от сложности условий эксплуатации и местоположения:

В – высшая; I – первая, II – вторая, III – третья, IV – четвертая,V – пятая

Трассу МТ проектируют, как правило, параллельно действующих авто или ж дорогам, раздельно по типам сырья и именуют техническим коридором. ТК – протяженный участок суши или водной поверхности, на котором параллельно проложены коммуникации и который предназначен для их обслуживания, а также выполняет роль зоны безопасности, как самих коммуникаций так для людей. МТ могут быть как одиночными, так и многониточными. В отдельных случаях допускается параллельная прокладка трубопроводов различного назначения. Например, для МН ТК составляет по 50 м в каждую сторону от трубы или крайних трубопроводов, если МН многониточный.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.