КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звуки речи
Методы формирования фонетических умений (упражнения) Содержание и структура курса фонетики В раздел «Фонетика» включены следующие лингвистические понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости - глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. Включены и такие понятия как сильные, так и слабые позиции звуков, оглушение и озвончение согласных в слабых позициях. Изучение фонетики предусмотрено программой в 5 классе 11-летней школы. Звук – кратчайшая единица речевого потока рассматривается с трех сторон: ¶ с физиологической точки зрения звуки рассматриваются как продукт сложной работы органов речи - артикуляции. В зависимости от положения голосовых связок, языка, губ, мягкого неба произносятся звуки, различные по своим физическим свойствам: гласные - согласные, твердые - мягкие; ¶ с акустическ ой точки зрения звуки речи рассматриваются как физическое явление, воспринимаемое органами слуха. На слух воспринимаются высота, сила, длительность, тембр. Сила гласного звука связана с ударением; ¶ с функциональной точки зрения звуки изучаются в их отношении к смысловой стороне речи. Учащиеся должны усвоить, что звуки выполняют смыслоразличительную функцию: дом – дым; луг – лук. С функциональным аспектом изучения звука связано и рассмотрение особенностей звуковой системы русского языка. Системное понимание языка на фонетическом уровне основывается на ряде понятий, перечисленных выше, которые должны быть в доступной форме раскрыты на уроках фонетики. В ходе упражнений ученики должны убедиться в том, что эти звуковые различия (глухие – звонкие, твердые – мягкие) действительно играют большую роль в выражении значений русских слов. Не случайно указание на звонкость/глухость, твердость/мягкость согласных считается обязательным при фонетическом разборе. Важно обратить внимание на то, что большинство звонких и глухих, твердых и мягких согласных образуют пары (а не «бывают твердыми и мягкими»). Этим подчеркивается, что парные согласные – разные звуковые единицы, противопоставленные друг другу и выполняющие смыслоразличительную роль: дом – том, удар – ударь, лук – люк и т.д. В числе понятий, с которыми имеет дело учащийся при изучении фонетики, прежде всего следует назвать понятие «звук речи». Далеко не всякий школьник оказывается в состоянии ответить на вопрос, все ли звуки, которые произносит человек, являются звуками речи, и надо показать учащимся, что звуков речи очень много, что одни из них довольно близки между собой по своему звучанию, а другие совсем не похожи один на другой. Замена только одного звука в слове во многих случаях приводит к тому, что появляется уже другое слово (дом, ком, лом, ром, том, сом; пали, пули, пыли). При заменах же другого рода слово может утратить всякое значение, перестать быть словом, превратиться в простой набор звуков («доф», «коф», «лоф», «тоф»).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |