КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушение памяти по Зейгарник
Литература: 1) Зейгарник «Клиническая психология»
Зейгарник нарушения памяти видит в следующем: 1. Нарушение непосредственной памяти 2. Нарушение динамики мнестической деятельности 3. Нарушение опосредованной памяти 4. Нарушение мотивационного компонента памяти
Проблема нарушений памяти наиболее разработана в классической психологической литературе, она всегда стояла в центре научных исследований, так как мнестические нарушения – это наиболее часто встречаемые синдромы. В теоретическом плане исследование патологии памяти позволяют выяснить какие структуры, факторы участвуют в протекании мнестической деятельности и позволяют сопоставить эти данные о нарушенных звеньях с уже разработанной системой взглядов на формирование процессов памяти. В практическом плане исследование расстройств памяти важны для того, чтобы показать больному, что его представления о состоянии своей памяти не совпадают с данными психологического исследования. Или наоборот, некоторые больные успешно справляются со своими профессиональными обязанностями, которые требуют удержание материала в памяти данные психологического исследования могу обнаружить у него расстройства мнестической деятельности. Вышесказанное является очень важным при решении экспертных вопросов, при трудовых рекомендациях, а также при выборе коррекционных мероприятий.
1. Нарушение непосредственной памяти Нарушение непосредственной памяти включает в себя Корсаковский синдром и прогрессирующую амнезию. Корсаковский синдром является наиболее исследованным расстройством памяти и характеризуется нарушением памяти на текущие события. При этом события прошлого остаются сохранными в памяти больного. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями (замена реальных воспоминаний событиями, которых не было) в отношении текущих событий, а также дезориентировкой в месте и времени. Также этот синдром можно наблюдать и при других диффузных поражениях мозга (неалкогольного ряда – огнестрельное ранение в лобную часть мозга, ЧМТ – перелом основания черепа в лобной доле). Больные с такими травмами могут правильно называть события своего детства, но не могут вспомнить события, происходившие час или полчаса назад. Анализ работ таких учёных как Лурия, Киященко, говорят о том, что нейрофизиологическими механизмами Корсаковского синдрома является нарушения ретроактивного торможения. Выполняя методику «Опосредованное запоминание» по Леонтьеву такие больные показывают очень слабые результаты, это говорит о том, что процесс опосредования им не помогает улучшить результат, также эти больные не могут воспроизвести сюжет простого рассказа. В основном, нарушения опосредованной памяти, что касается событий недавнего прошлого, не достигают высокой ярковыраженной степени, но могут проявляться в неточности воспроизведения услышанного, увиденного или неточной ориентировке. Если расстройство памяти развивается у больных с поражением лобно-базальных отделов мозга, то они приобретают особую форму, а именно протекают на фоне апатического или эйфорического состояния. При этом они различны. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишённой произвольности, целенаправленности, инициативы, наблюдаются трудности при переключении с одного предмета деятельности на другой и отсутствует потребность в окончании начатой деятельности. При эйфорическом состоянии часто наблюдается расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение и расстройство критики. Из-за нарушения дезориентировки данная категория больных в основном неадекватно оценивает окружающее, а также не могут соотнести настоящее и прошлое в плане временной характеристики событий.
Прогрессирующая амнезия. Заболевание, при котором расстройство памяти распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие. Больные при этом не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, а также у них наблюдается дезориентировка во времени и пространстве. Подобные нарушения чаще всего наблюдаются при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая деструкция коры головного мозга. Сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, а дальше стрираются в памяти события давно прошедшего времени. Больные живут не в настоящей реальной жизни, которую они не воспринимают, а которые имели место в далёком прошлом. Нервные процессы у этих больных становятся инертными и не успевают за сменой различных событий из реальной жизни и могут фокусировать только отдельные части этих событий. Всё перечисленное протекает на фоне интеллектуальной обеднённости, обусловленной гибелью большого числа нервных клеток головного мозга. При просьбе выполнить этими больными методики для запоминания фактически оказывается, что они не воспринимают задачу запомнить вообще. Долговременная и кратковременная память у них нарушены. При пересказе рассказа доходя до середины забывают конец, очень отвлекаемы, частично понимают переносный смысл пословиц и поговорок. При этом мнестические нарушения носят стойкий характер. Не могут воспроизвести не событий прошлого, ни настоящего.
2. Нарушение динамики мнестической деятельности. Нарушение непосредственной памяти носили в основном стабильный характер, но память у психически больных может нарушаться и со стороны её динамики. То есть, больные в течение какого-то времени то хорошо запоминают и воспроизводят материал, то через некоторое время не могут этого сделать. Если таким больным предложить выполнить методику 10 слов Лурия, то характеристика будет носить ломаный (нестабильный) характер. О таких больных нельзя сказать однозначно, что их память снижена или сохранна. Такие больные при выполнении методики воспроизведение рассказа то подробно воспроизводят сложный рассказ, то не в состоянии передать даже лёгкий сюжет. То есть у этих больных можно наблюдать и речевые нарушения (больной забывает имена, название предметов, но через какое-то время он может это сделать). Чаще всего это больные с ЧМТ, сосудистыми заболеваниями головного мозга и интоксикациями. Можно сказать, что у них нарушена динамика (динамическая сторона памяти). При выполнении классификаций предметов этими больными, больные не могут длительное время удерживать цель. Поэтому у них наблюдается чередование обобщённых и ситуационных решений. Наблюдается изменение и в эмоциональной сфере (меняется настроение и эмоциональный фон). Акт опосредования для этих больных тоже мешал этим больным выполнять основное задание, потому что у них возникала чрезмерная тенденция к опосредованию. Так как акт опосредования истощал и без того ослабленное состояние подвижности корковых процессов головного мозга. От правильной квалификации нарушений относительно динамики мнестических процессов зависит и решение вопросов трудового восстановления и трудовых рекомендаций. Зейгарник отметила, что нарушение динамики мнестической деятельности является не моносимптомом, а нарушением умственной работоспособности в целом. И поэтому коррекционная работа в таких случаях должна проводиться параллельно с медикаментозным лечением.
3. Нарушение опосредованной памяти У здоровых людей процесс опосредования обычно улучшает запоминание. У больных с эпилепсией акт опосредования мешал запоминанию материала. При выполнении методики пиктограмм эти больные не могут отвлечься от множества конкретных значений, которые содержать понятия, а также у них нет нужного уровня обобщения и отвлечения (исключения). Известно, что круг значений слова шире, чем то, одно, которым можно обозначить рисунок. Но выясняется то, что и значение рисунка шире, чем смысл слова. Поэтому для правильного выполнения этой методики необходимо уловить то общее в рисунке и слове, в чём и заключается механизма активного образования условного значения. Поэтому больные не могут отвлечься от множества ассоциация и рисуют большое количество рисунков, что мешает самому процессу запоминания. При выполнении методики опосредованного запоминания по Леонтьеву, обнаружено, что наиболее частым феноменом ошибочного воспроизведения слова и фраз было то, что ими воспроизводилось обычно то, что должно было служить только связующим звеном. Для запоминания слова прогулка испытуемый берёт карточку, где нарисовано дерево. Когда его просят воспроизвести слово, он говорит слово «Дерево». Учёными была выдвинута гипотеза, что нарушение опосредованного запоминания больных, также как нарушение динамики мнестической деятельности, связано со всей структурой нарушенной умственной деятельности больных. Если у больных с эпилепсией нарушение опосредованной памяти связано с колебанием их работоспособности, то у других больных они объяснялись повышенной инертностью и гипертрофированным желанием отобразить детали.
4. Нарушение мотивационного компонента памяти В зависимости от той задачи, решение которой направлено на деятельность человека, она принимает форму того или иного психического процесса (памяти, восприятия и т.д.). Поэтому в отношении всех психических процессов должна быть применена та же характеристика, что и к деятельности в целом. То есть, при анализе этих процессов необходимо учитывать их личностно-мотивационный компонент. При выполнении экспериментально-психологического исследования относительно процессов памяти был обнаружен феномен воспроизведения незавершённых действий. Необходимо было больному выполнить задание, которые он должен был выполнить. Половину предложенных задач испытуемый выполнял до конца, вторая половина прерывалась экспериментатором до того, как испытуемый завершит их выполнение. Данные эксперимента показали, что испытуемые запоминали лучше незавершённые задачи. Это объясняется тем, что ситуация эксперимента вызывает у человека какое-то личностное отношение к нему, то есть возникает какой-то мотив (проверить себя, доказать себе и т.д.). Этот мотив, ради которого испытуемый должен был совершить действие припоминания выступал не только как смыслообразующий, но и побудительного. То есть воспроизвести как можно больше действий. Из этого следует, что аффективная готовность к окончанию действий отступала на задний план перед новым мотивом воспроизвести как можно больше задач. Этот факт доказывает, что деятельность памяти является мотивированной. У различных больных, например у эпилептиков, воспроизведение незавершённых действий было очень выраженным. У шизофреников был низкий процент воспроизведения, наблюдалась эмоциональная вялость, искажение мотивов, что не побуждало их к улучшению воспроизведения незавершённых действий. У больных с астеническим синдромом воспроизведение незавершённых действий тоже было слабо выражено. Это говорит о том, что у больных с различной патологией мотивационной сферы наблюдается и изменения в мнестической деятельности, то есть, патология мотивационной сферы влияет и на мнестическую деятельность больных.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |