Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения личности




 

Зейгарник видит нарушение личности в:

 

1) Нарушение опосредованности и иерархии мотивов.

Мотив – это функция, которая стимулирует к действию. Личностные изменения можно соотнести с деятельностью, а уже анализируя деятельность человека можно на основании анализа изменения его мотивов. Изменение мотивов можно наблюдать у психически больных людей, анализируя их мотивационные изменения можно исследовать деятельность, а значит и личность. Для этого необходимо проследить за процессом формирования личностных изменений. Для этого необходимо взять во внимание характеристики мотивов, а это 1)опосредованность мотивов, то есть подчинённость цели и 2)иерархичность построения мотивов.

Леонтьев отмечал, что мотивы и потребности тесно связаны. Мотивы зависят от потребностей и опосредуются поставленной цели. Происходит подчинение одних мотивов другим. Есть общие и частные мотивы. Поэтому деятельность человека всегда отличается не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Тот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии других мотивов.

Из истории болезни (хронический алкоголизм) мы видим снижение личности до полной её деградации. Это снижение видно по изменениям в сфере потребностей и мотивов, а также разрушений преморбидных установок и сужение круга интересов. Экспериментально-психологическое исследование не обнаруживает у больного грубых изменений в познавательной деятельности: больной правильно обобщает материал, опосредует (классификация предметов, метод исключений, пиктограммы). Но можно увидеть и обнаружить у больного недостаточную целенаправленность суждений, некритичность, то есть не всегда замечает ошибки, не реагирует на замечания экспериментатора и т.д. по методике уровень притязаний выявляется высокая или завышенная самооценка. И из истории болезни мы увидели, как формируется патологически изменённая потребность и нарушается иерархия мотивов. А именно: вначале употребление алкоголя имеет один мотив (отметить праздник) – это ведёт к повышению настроения, облегчению и налаживанию контактов. Следующий мотив – стремление вновь испытать это состояние и дальше алкоголь становится самостоятельным мотивом поведения – происходит сдвиг мотива на цель. У больного меняется не только содержание потребностей и мотивов, меняется и их структура: они становятся всё менее опосредованными. Известно, что только в том случае, когда потребность является опосредованной, возможно и сознательное управление ею со стороны человека. У нашего больного отсутствует опосредование сознательно поставленной целью и поэтому потребности становятся неуправляемыми и приобретают строение патологических влечений. Перестройка же иерархии мотивов проявляется в способе удовлетворения потребности в алкоголе и в способе нахождения средств для её удовлетворения. Таким образом, проведённый анализ изменений опосредованности иерархии мотивов показывает, то они не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования.

 

2)Нарушение смыслообразования

Известно, что слияние обеих функций мотива (побуждающей и смыслообразующей) придаёт деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций приводит к нарушению деятельности человека. Часто бывает, что человека знает мотив, но он не побуждает к действию. Часто бывает, что человек осознаёт мотив, ради которого действие должно свершиться, но этот мотив так и остаётся «знаемым» и не побуждает к действию. Если мы рассмотрим, как формируются механизмы смыслообразования у больных людей, то увидим следующее. Был проведён эксперимент между двумя группами испытуемых (люди здоровые и больные шизофренией). Испытуемые должны выполнить по собственному выбору 3 задания из 9 и затратить на это не более 7 минут. То есть, основная цель – выполнение задания за 7 минут. Для выполнения этого задания в сознании испытуемых должна сложится смысловая иерархия действий, способствующих достижению цели. Здоровые испытуемые руководствовались при выборе заданий оценкой их сложности, то есть у них происходила. То есть у них происходило структурирование отдельны действий в целенаправленное поведение. Больные же шизофренией не выбирали «выигрышных» заданий и не проявляли интереса к исследованию в целом. Единтсвенное, они проявляли интерес к отдельным заданиям, которые они выполняли очень тщательно и не считались со временем. Они знали о времени, но это не служило регулятором их поведения. Ориентировочный этап у больных шизофренией отсутствовал и нарушение деятельности определялось изменением мотивационной сферы.

 

Виды смысловых нарушений по Коченову. Мы увидели, что у шизофреников нарушена смысловая иерархия действий и такой вид смысловых нарушений, как парадоксальная стабилизация какого-либо круга смысловых образований у них прослеживалась.

Также наблюдается сужение круга смысловых образований. Это можно корректировать, включая больных в активную трудовую деятельность – для восстановления их социального статуса.

Самое главное в структуре изменённой деятельности психически больных было то, что они знали что им надо делать, они могли привести доказательства как надо поступать в том или ином случае, что и служило показателем многих странных неадекватных поступков, суждений, что говорит о парадоксальности психики психически больных. Таким образом, смещение смыслообразующей функции мотивов, уход к действенной функции от «знаемой», что нарушало деятельность больных и было причиной деградации их поведения и личности.

 

08.10.13.

3)Нарушение подконтрольности поведения. Нарушение подконтрольности поведения наблюдается не только у больных алкоголизмом, но и у больных с лобным синдромом. Одним из наиболее ярких нарушений личности является нарушение подконтрольности и критичности поведения. Известно, что критичность поведения может быть нарушена в различных процессах, а именно мышлении, восприятии, оценки своих действий, что в общем обозначает нарушение деятельности в целом. Анализируя критичность, можно проанализировать личностные особенности человека. При нарушении подконтрольности поведения понимается:

1. Неумение обдуманно действовать

2. Проверять свои действия

3. Исправлять их в соответствии с объективными условиями реальности

На примере выполнения заданий различными больными можно проследить нарушение их подконтрольности поведения. Больные с прогрессивным параличом при выполнении задания «классификация предметов» допуская ошибки, не делает при этом никаких попыток их исправить. И только при замечании со стороны экспериментатора, исправляя ошибки, и признавались в ошибочных действиях. Эти же больные правильно объясняли пословицы и поговорки, но при соотнесении их с фразами были допущены грубые ошибки, которые они не исправляли.

Больные с лобным синдромом выполняют методику «классификация предметов», шли по тому же пути, что и предыдущие больные. Кроме этого у них наблюдались двигательные и речевые персеверации и наблюдалось ситуационное поведение. При выполнении методики «установление последовательности событий» эти больные раскладывали картинки безо всякой последовательности. И только лишь при мотивации и замечании со стороны экспериментатора исправляли ошибки. Переносный смысл пословиц и поговорок эти больные понимали правильно, а при сопоставлении с фразами совершали ошибки. Из этого следует, что познавательная деятельность у этих больных была без патологии, но наблюдалась неадекватность поведения, то есть действия были продиктованы не внутренними потребностями, а только лишь ситуационными моментами. Это значит, что у таких больных констатировали:

1. Нарушение произвольности поведения или обязательности

2. Невозможность управлять своими действиями

И эти нарушения наблюдались при выполнении любого задания. Выполнение любого задания, в том числе и экспериментального, предполагает понимание того, какое же значение имеет выполняемая работа в данной конкретной ситуации. Можно сказать, что главным является то, что здоровый человек должен уметь оценить насколько его собственное действие соответствует поставленной задачи.

Известный физиолог Сеченов считал, что мысль и действие здорового человека должны быть обязательно направлены мотивам и делом. У наших же больных отсутствовал мотив, ради которого они выполняли то или иное задание. Поэтому утеря возможности адекватно оценить себя и других являться индикатором грубого личностного нарушения.

 

4)Формирование патологических черт личности. Для анализа того, как формируются патологические изменения личности, можно привести данные, касающиеся формирование патологических черт характера. Например, возьмём личность больного, страдающего эпилептической болезнью, у которого болезнь началась в детском возрасте. Такие больные характеризуются угодливостью, педантичностью, детализацией, вязкостью мышления. Из-за инертности мышления этим больным присущи такие характеристики, которые со временем фиксируются и становятся в дальнейшем методом поведения. При выполнении методики «пиктограмм» видно было, как они обрабатывали рамочки, подчёркивали их, не могли остановиться на одной или нескольких ассоциациях. Можно сказать, что у них наблюдается перенесение мотива из широкой деятельности на выполнение вспомогательных действий. Этот факт мешает таким больным в выработке необходимого уровня притязаний и нельзя сказать, что у этих больных его нет. Просто само выполнение, рисование «пиктограмм» становится смыслом работы. Свойства характера формируются прижизненно как в норме, так и в патологии. Важны лишь условия, приводящие к аномалии мотивов поведения. Болезнь же создаёт условия для формирования этой аномалии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.