Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы формирования статистических информационных ресурсов




Контроль эффективности представляет собой достаточно сложную, интегрированную деятельность, имеющую разветвленную внутреннюю структуру. Структура системы контроля включает два компонента - гори­зонтальную и вертикальную структуру.

Вертикальная структура охватывает последовательность процедур кон­троля, соответствующую единой логике планово-управленческого цикла. Выделяется стратегический контроль, оценивающий стратегические альтер­нативы или обоснованные решения; тактический контроль, анализирующий эффективность принятия тактических решений, и оперативный контроль (почти как в армии).

Стратегический контроль направлен на оценку степени достижения основной (генеральной) цели предпринимательской единицы, а также стра­тегических целей, ставящихся в рамках товарной, ценовой, сбытовой и ком­муникативной политик. Он охватывает достаточно длительный промежуток времени (5, 10, 15 лет) и является основным видом контроля итоговых результатов предпринимательства.

Тактический контроль оценивает эффективность мероприятий, прово­димых в течение непродолжительного отрезка времени (как правило, 1-1.5 года) и может рассматриваться как контроль промежуточных результатов процесса реализации стратегии.

Этот вид контроля особенно важен для малого предпринимательства, так как направления, характер и результаты деятельности малого предприятия в значительной степени подвержены влиянию изменений рыночной конъюнк­туры, неизбежных на занимаемых ими сегментах. Цель тактического контро­ля - своевременная реакция на изменение конъюнктурных условий, особенно на появление лимитирующих и ограничивающих факторов.

В процессе контроля следует использовать определенную совокупность оценочных показателей, выстроенную в соответствии с задачами контроля, обусловленными их положением в структуре контрольных процедур.

Внедрение функций контроля в процесс управления предприниматель­ством позволит повысить уровень обоснованности принимаемых решений, обеспечивая их соответствие динамичным условиям внешней и внутренней маркетинговой среды.

 

 

Основными принципами формирования статистической информационной базы при утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются унификация, упрощение их структуры и состава показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет. В настоящее время независимо от отрасли крупные средние предприятия представляют отчетность по унифицированным формам.

В целях актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономическое и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения СНС, а также потребностей федеральных органов государственной власти и других пользователей Росстатом регулярно осуществляется пересмотр действующих форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики.

Унифицированные формы статистического наблюдения включают в себя формы №1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия», № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

В форме №1-предприятие даются сведения о юридическом лице, распределении уставного фонда; взносах иностранных юридических и физических лиц в уставный капитал по странам-партнерам; организационной структуре юридического лица; отгрузке товаров и услуг; затратах на производство и реализацию продукции; инвестиционной деятельности, видах экономической деятельности в отчетном году, а также о территориально обособленных подразделениях юридического лица. Данные, содержащиеся в этой форме, представляют собой комплексную характеристику деятельности предприятия и дают возможность проводить структурное обследование видов экономической деятельности.

В форме № П-1 приводятся сведения о выпуске товаров и услуг; отгрузке товаров (в том числе собственного производства); объеме платных услуг населению; розничном товарообороте; остатках готовой продукции собственного производства на конец отчетного периода; экспорте и импорте услуг; перевозках груза и грузообороте; строительно-монтажных работах, выполненных подрядным и хозяйственным способами и др. Спецификой данной формы наблюдения являются отражение структуры продукции каждого предприятии по видам экономической деятельности, а также возможность общего объема продукции соответствующей отрасли как по предприятиям данной отрасли, так и по предприятиям других отраслей. Сведения данной формы отчетности лежат в основе расчета показателя выпуска нефинансовых предприятий в счете производства СНС.

Для оценки динамики производства в регионах и отраслях экономики органы статистики по данным раздела II формы № П-1 могут рассчитывать индекс физического объема продукции в соответствии с международной методологией.

Форма № П-2 позволяет получить полную картину объема инвестиций в российскую экономику, финансовых инвестиций в нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, ценности, объекты природопользования, землю), а также затрат на капитальный ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования. В данной форме предусматривается отражение следующих финансовых инвестиций:

1) стоимости ресурсов, израсходованных предприятием на приобретение финансовых прав (акций, облигаций, банковских вкладов и др.), при этом финансовые инвестиции рассматриваются как финансовые потоки и определяются по сумме фактических затрат инвестора;

2) стоимости активов, представляющих собой финансовые права, которыми располагает предприятие на конкретную дату; в этом случае финансовые инвестиции рассматриваются как накопленная величина, установленная по балансовой стоимости на определенную дату. В этой форме используется терминология, соответствующая определениям СНС.

Форма № П-3 включает в себя сведения о прибыли и убытках, оборотных активах предприятий и состоянии расчетов с российскими и зарубежными предприятиями, что позволяет оценить финансовое положение обследуемых предприятий.

Форма № П-4 приводятся сведения о средней численности работников предприятия (в том числе списочного состава), внешних совместителей, работающих по договорам, фонде начисленной заработной платы и выплатах социального характера по каждой из категорий работников. Кроме того в данной форме указываются данные об использовании рабочего времени, движении работников и их предполагаемом высвобождении.

Формы № П-1, П-3, П-4 являются месячными и содержат сведения за отчетный и предыдущий месяцы и соответствующий месяц прошлого года, что позволяет получать характеристику динамики приведенных показателей. Форма № П-2 является квартальной, форма № 1-предприятие – годовой.

Субъектами малого предпринимательства ежеквартально заполняется форма № ПМ.

В дополнение к унифицированным формам отчетности имеются формы наблюдения, отражающие специфическую информацию отраслевого характера. При этом разработка общеэкономических и структурных показателей осуществляется по унифицированным формам статистического наблюдения, а показателей отраслевой статистики – по специализированным формам отчетности. Так, данные формы № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов» позволяют охарактеризовать конечные результаты инвестиционной деятельности, т.е. продукцию строительства в натурально-стоимостном выражении. Отраслевые показатели применяются в международной практике и необходимы для интеграции российской социально-экономической статистики в мировую.

В настоящее время более 10% форм государственной отчетности, централизованных в органах государственной статистики, разрабатываются на основе данных административных источников органов исполнительной власти (без получения сведений от хозяйствующих субъектов органами государственной статистики), что соответствует мировой практике и обеспечивает надежность статистической информации и ее удешевление.

Количество форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, составляет свыше 250. К ним относится отчетность общегосударственного значения, характеризующая основные экономические показатели всех отраслей экономики.

Таким образом, использование унифицированных форм статистического наблюдения позволяет получать сопоставимую и комплексную информацию по всем видам деятельности предприятия и его финансовому положению.


5. ВАЖНЕЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЙ В СТАТИСТИКЕ. ЕДИНАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИЙ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЕСКК)

В соответствии с законодательством, действующим в области стандартизации и информатизации, построение государственных информационных ресурсов должно осуществляться на основе системы стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), приравненных Законом Российской Федерации «О стандартизации» от 10.06.93 N 5154-1 к государственным стандартам и имеющих статус нормативных документов по стандартизации.

ОК ТЭСИ является важнейшим комплексом, обеспечивающим информационную совместимость систем управления и баз данных, решение задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными, применение общих методологических подходов при формировании единого информационного пространства Российской Федерации, удовлетворяющим международным требованиям гармонизации с классификациями и стандартами ООН и Европейского Союза (ЕС).

Классификатор технико-экономической и социальной информации (классификатор) – нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы предприятий.

Общероссийский классификатор (ОК) – классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией. Общероссийские классификаторы в зависимости от их состава, содержания и назначения применяются в статистике, финансовой и банковской сферах, таможенном деле, в составлении информационных баз данных. Областью применения общероссийских классификаторов являются также обязательные для заполнения унифицированные формы документов, входящие в унифицированные системы документации, в том числе отчетно-статистическая, бухгалтерская документация, банковские, таможенные, налоговые и другие документы.

Отраслевые классификаторы утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и применяются, как правило, в отраслевых унифицированных формах документов.

Классификаторы предприятий утверждаются предприятиями и применяются, как правило, в унифицированных формах документов предприятий.

Гармонизация классификаторов – это процесс согласования (установления необходимого соответствия) состава, структуры и содержания национальных классификаторов с классификаторами, разработанными международными организациями.

Ведение общероссийских классификаторов обеспечивают Госстандарт России, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение отдельных общероссийских классификаторов.

Российская статистика базируется на общероссийских классификаторах, гармонизированных с международными стандартными статистическими классификациями ООН: Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС/HS), Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗISCO), Международной стандартной классификацией по образованию (МСКО/ISCED), Международной стандартной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ/ISCD), Классификацией индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ/COICOP-HBS), Классификацией институциональных секторов (КИС/CIS).

Европейская система классификаций «виды деятельности – продукция» КДЕС/NACE - КПЕС/CPA - ПРОДКОМ/PRODKOM служит основой разработки основополагающих общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Процессы интеграции страны в мировую систему хозяйствования и необходимость проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровнях обусловили создание и развитие в России Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), построенной на основе международных статистических классификаций ООН и Европейского Союза. Основные элементы ЕСКК включают в себя совокупность ОК ТЭСИ, систему их ведения и комплекс нормативных документов, устанавливающих методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию информации.

В настоящее время в ЕСКК входят 34 общероссийских классификаторов, из них 25 используются в статистических целях (табл.).

С 1 января 2012 года введен в действие Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ). Классификатор введен в действие Приказом Росстандарта от 26.04.2011 N 60-ст взамен Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления ОК 006-93 и предназначен для классификации и кодирования информации об органах государственной власти и местного самоуправления.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют органы государственной статистики при учете и идентификации их в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов. Статистический регистр Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата) является базой данных об организациях, созданных на территории Российской Федерации, их местных единицах, индивидуальных предпринимателях, других типах статистических единиц, являющихся объектами федерального статистического наблюдения.

Статрегистр Росстата является развитием ранее функционирующих в органах государственной статистики баз данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС). Ведение Статрегистра на основе единых методологических и программно-технологических принципов осуществляется территориальными органами Росстата (в субъектах Российской Федерации) и Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Росстата (в целом по РФ). В настоящее время это наиболее полный открытый и доступный пользователю государственный информационный ресурс в России.

В процессе учета каждому объекту Статрегистра присваиваются уникальный код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), который сохраняется за организацией на все время осуществления ею хозяйственной деятельности, и коды классификационных признаков, установленные на основе ОК ТЭСИ и позволяющие определить их местонахождение (ОКАТО), ведомственную принадлежность (ОКОГУ), вид экономической деятельности (ОКВЭД), форму собственности (ОКФС) и организационно-правовую форму (ОКОПФ).

В качестве документа, подтверждающего присвоение субъектам хозяйственной деятельности кодов классификаторов, а также внесения изменений в их учетные данные, обусловленные реорганизацией, преобразованием или ликвидацией юридических лиц, органы государственной статистики по месту нахождения организации предоставляют соответствующее информационное письмо.

Идентификация, установленная органами государственной статистики, используется с целью обеспечения сопоставимости данных в различных государственных информационных ресурсах, отражающих создание, преобразование и различные аспекты деятельности юридических лиц и предпринимателей. К таким ресурсам относятся, прежде всего, реестры министерств и ведомств, например, органов по управлению государственным имуществом, таможенных органов, лицензирующих органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, Банка России.

В условиях развития межведомственного информационного взаимодействия важнейшим вопросом является поддержание качества и актуальности информационного фонда Статистического регистра, его развитие как инструмента, позволяющего организовать статистическое наблюдение за происходящими в экономике страны процессами с максимальным использованием административных данных.

Таблица – Общероссийские классификаторы ТЭСИ, используемые в статистических целях

№ п/п Полное наименование Аббревиатура Обозначение
       
  Общероссийский классификатор услуг населению ОКУН ОК 002-93
  Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОКИСЗН ОК 003-99
  Общероссийский классификатор продукции ОКП ОК 005-93
  Общероссийский классификатор управленческой документации ОКУД ОК 011-93
  Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-94
  Общероссийский классификатор валют ОКВ ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
  Общероссийский классификатор единиц измерения ОКЕИ ОК 015-94 (МК 002-97)
  Общероссийский классификатор информации о населении ОКИН ОК 018-95
  Общероссийский классификатор стран мира ОКСМ ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001  
  Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах ОКОК ОК 026-2002  
  Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОКОГУ ОК 006-2011  
  Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОКАТО ОК 019-95  
  Общероссийский классификатор предприятий и организаций ОКПО ОК 007-93  
  Общероссийский классификатор форм собственности ОКФС ОК 027-99  
  Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОКОПФ ОК 028-99  
  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК 004-93  
  Общероссийский классификатор экономических регионов ОКЭР ОК 024-95  
  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)  
  Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО ОК 009-2003  
  Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОКСВНК ОК 017-94  
  Общероссийский классификатор начального профессионального образования ОКНПО ОК 023-95  
  Общероссийский классификатор занятий ОКЗ ОК 010-93  
  Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОКПДТР ОК 016-94  
  Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОКТМО ОК 033-2005  
  Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД ОК 034-2007  
           



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.