КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оформление социальной психологии в самостоятельную науку
Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания? Начиная с какого момента? Что здесь может служить отправной точкой отсчета? Возможны разные ответы на эти вопросы. Но, наверное, провозглашать появление новой науки следует не тогда, когда опубликован пусть даже целый ряд статей, обосновывающих необходимость ее формирования. И пожалуй, не тогда, когда начинают выходить в свет первые монографии сторонников этой новой отрасли знания. С гораздо большим основанием, на наш взгляд, можно заявлять о становлении новой науки лишь тогда, когда выходит в свет первый учебник, излагающий ее основы. Появление учебника всегда является своеобразным ответом на определенную общественную потребность — потребность в подготовке соответствующих специалистов, которые могли бы использовать полученные знания и в дальнейшем развитии теории и на практике. Итак, началом третьего этапа (экспериментального, после 1-ой мир.войны с центром в США), важной вехой на пути окончательного оформления социальной психологии в самостоятельную науку явилась публикация в 1908 г. сразу двух учебников — "Введение в социальную психологию" английского психолога У. Макдугалла и "Социальная психология" американского социолога Э. Росса. Макдугалл развивал "гормическую" теорию поведения людей в группах (от греческого "горме", что означает "животный импульс" и переводится на многие языки как инстинкт). Итак, поведение людей объяснялось на основе инстинктов, направляющих все живое к определенным, биологически значимым целям. Росс, находясь под сильным влиянием французской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражания в качестве ключевого принципа при анализе социального поведения. Каждая из этих двух книг выдержала более двадцати изданий и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки. Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов - американца У. Томаса и поляка (затем переехавшего в США) Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был итог исследования, длившегося более десяти лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследования широко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как "научное исследование установок". С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии. Первым, кто обратился к измерению установок (1925), был американский социолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную известность во многом благодаря своей шкале "социальной дистанции". Под социальной дистанцией он имел в виду степень приемлемости, которую выражает личность по отношению к представителю другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу с целью измерения и сравнения установок американцев к некоторым этническим группам. Это исследование повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы для измерения установок. В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при измерении установок тот же методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу "равных интервалов". Он также определил ряд правил для конструирования шкал установок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу "равных интервалов" с целью измерения отношений к религии. Эта шкала включала в себя пункты, ранжированные от "высшей" до "низшей" благожелательности. Работы Богардуса и Терстоуна послужили важным толчком для создания многочисленных шкал установок. В начале 30-х гг. Р. Лайкерт разработал методику, использующую континуум, на котором опрашиваемый мог локализовать тот или иной оттенок своей установки. Эта сравнительно простая форма шкалирования установок широко используется и сегодня. За этими шкалами последовали другие, среди которых следует отметить социометрический метод Якоба Морено (1892-1974), уроженца Румынии, получившего высшее образование в Вене и с середины 20-х гг. работавшего в США. Этот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено, межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картину предпочтений и неприятий среди членов группы. Эту картину можно представить графически в виде социограммы. Другой способ обработки данных - конструирование социометрических индексов, позволяющих дать количественное выражение социометрического статуса каждого члена группы и различных аспектов групповой структуры. Некоторые исследователи датой рождения соц.псих. называют не 1908г., а 1924 год как историческую дату. В этом году была опубликована программная работа Флойда X. Оллпорта «Социальная психология». Два десятилетия, последовавшие за публикацией книги Оллпорта, отмечались стремительным развитием социальной психологии. Изучались новые проблемы и разрабатывались новые методы исследования. Важным этапом в развитии этой области в течение данного периода является исследовательская работа двух ее основателей — Музафера Шерифа и Курта Левина. Шериф изучал природу и влияние социальных норм — правил, указывающих, как человек должен себя вести, и, таким образом, заложил основы нашего понимания причин, подталкивающих человека в направлении конформизма. Курт Левин и его коллеги подробно исследовали природу лидерства и других групповых процессов. Левин привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление о "поле сил", а из математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие свойства геометрических фигур). Данные положения Левин использовал как основу для анализа индивидуального и социального поведения. Поэтому система его взглядов называется "психология поля" или "топологическая психология". Ярким примером его творчества является эксперимент (один из первых в социальной психологии групп), проведенный совместно с Р. Липпиттом и Р. Уайтом в 1938 г. Цель его состояла в изучении некоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой "атмосферы". Экспериментаторы организовали для десятилетних мальчиков "клубы", члены которых на добровольной основе занимались изготовлением театральных масок, сборкой моделей самолетов и т.д. Дети встречались периодически в течение нескольких недель. Исходя из цели эксперимента, взрослые руководители групп создавали в них атмосферу того или иного типа: "автократическую", "демократическую" или "laissez-faire" (полной свободы для принятия решений без какого-либо участия руководителя) анарх..Было обнаружено, что каждый из данных стилей руководства оказывает различное влияние на групповую "атмосферу". Как отмечает в своем учебнике для студентов американский психолог Э. Холландер, особая значимость этой работы Левина состояла в том, что она открыла возможности экспериментирования в лаборатории на "социальных системах" небольшого масштаба. Левин оказал на социальную психологию большое влияние не только благодаря своим научным трудам; многие его студенты стали выдающимися учеными и внесли значительный вклад в эту науку. Их имена - Леон Фестингер, Гарольд Келли, Мортон Дойч, Стенли Шехтер, Джон Тибо. Подъему социальной психологии способствовало появление трех специальных журналов, посвященных этой отрасли знания. В 1936г. Левин основал Общество психологического исследования социальных проблем (The Society for the Psychological Study of Social Issues), котopoe успешно работает по настоящий день, объединяя сейчас более трех тысяч социальных психологов США и ряда стран, в том числе и России. В последующем огромное влияние на развитие социально-психологического знания оказала Вторая мировая война. По заданиям нескольких военных ведомств США было проведено большое количество социально-психологических работ, охвативших широкий круг проблем. Можно отметить исследования лидерства, морального состояния войск, природы паники, первичных воинских групп, отношений между представителями различных рас и культур, действия слухов с целью контроля над их распространением и ряд других проблем "психологической войны". Американский социолог Ф. Уэкслер даже считает, что "массовое развитие социально-психологической профессии, по крайней мере в США было в меньшей степени результатом индустриального научного менеджмента, а в большей — созданием военных". Вторая мировая война определенным образом способствовала дальнейшему развитию социальной психологии в 1940-х и 1950-х годах. Социальные психологи сосредоточили свое внимание на проблеме влияния, которое оказывает группа и принадлежность к группе на поведение отдельного человека, на связь индивидуальных особенностей человека и его поведения, и на способах изменения социальных установок. Каждое из этих исследовательских направлений имело большое значение для победы в войне и для понимания происходящих во время войны событий. Например, социальные психологи разрабатывали различные методы более активного привлечения граждан США к покупке облигации военного займа. Одним из наиболее важных событий этого периода стала разработка теории когнитивного диссонанса (Festinger, 1957). Согласно этой теории, люди плохо переносят несогласованность и стремятся свести ее к нулю. Говоря кратко, люди пытаются устранить несогласованность между различными установками, которых они придерживаются, или между установками и их собственным поведением. Например, теория диссонанса предполагает, что за малое вознаграждение люди охотнее меняют свое мнение и выступают в защиту взглядов, которые они на самом деле не разделяют. Предложение более значительного вознаграждения оказывается менее эффективным. Быстрый темп изменений не только не ослаб в 1970-е годы, но даже еще больше усилился. Многие направления исследований, возникшие в 1960-е годы, получили дальнейшее развитие, появились новые перспективные темы. Среди наиболее важных из них были атрибуция (процесс, с помощью которого мы пытаемся понять причины поведения окружающих — почему люди ведут себя так, а не иначе; половые различия и дискриминация по половому признаку (исследование того, насколько на самом деле различается поведение мужчин и женщин и какое влияние оказывают отрицательные стереотипы восприятия особенностей, характерных, как принято считать, для обоих полов. В США к 1970-м гг. секция социальной психологии и психологии личности стала самым многочисленным подразделением Американской Психологической Ассоциации. Социальные психологи составляли одну четверть всех университетских психологов. Выход в свет в 1968 г. пятитомного "Руководства по социальной психологии" считается важной вехой в ее развитии (Lindzey and Aronson, 1968). Этот фундаментальный труд до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания. Наряду с возрастанием числа лабораторных социально-психологических исследований расширяется сфера прикладных работ. Социально-психологические знания все шире используются для решения проблем формирования здорового образа жизни, преодоления стрессовых ситуаций, бережного отношения к природным ресурсам, профилактики отклоняющегося поведения. Активизация социально-психологической науки в Европе отмечается в течение последних четырех десятилетий. В 1966 г. была основана Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии (EAESP), играющая сейчас заметную роль в объединении усилий социальных психологов Европы. Важная тенденция развития социально-психологической мысли в Европе состоит в том, что все большее число исследователей начинает отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США, основаниях. Настоящий этап развития социальной психологии как науки на Западе оценивается неоднозначно. Накоплен огромный эмпирический (в том числе экспериментальный) материал. Однако высказывается большая неудовлетворенность качеством теоретического осмысления этого материала. В прикладной сфере социальная психология также не оправдывает многих ожиданий. Неслучайно в ряде западных публикаций двух последних десятилетий говорится о "кризисе" социальной психологии.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |