Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционное исследование




Экспериментирование является более популярным методом исследования в социальной психологии. Однако существует две причины, приводящие к тому, что использование экспериментов оказывается невозможным. Во-первых, в некоторых случаях экспериментатор просто не может контролировать систематическое изменение некоторых интересующих нас факторов. Например, представим, что исследователь утверждает, что политики, которые используют в своих выступлениях определенные методы убеждения, имеют больше шансов выиграть выборы, нежели те, кто их не использует. Очевидно, что было бы очень сложно убедить одну группу кандидатов использовать эти методы, а другую — воздержаться от их использования, для того чтобы исследователи могли определить, сколько кандидатов из каждой группы выиграют выборы.

Во-вторых, этические ограничения могут не позволить исследователю провести какую-то часть эксперимента. Другими словами, можно было бы изменить некоторые интересующие нас факторы, но это противоречило бы этическим нормам, принятым в научной среде или в обществе в целом. Предположим, что исследователь считает, что определенные факторы увеличивают вероятность насилия в интимных отношениях: например, просмотр большого числа фильмов, содержащих насилие такого рода. В этом случае, хотя исследователь может разработать способы, обеспечивающие проверку этой гипотезы, их использование будет неэтичным. Очевидно, что исследователи не имеют права помещать испытуемых в условия, которые могут увеличить шансы проявления по отношению к ним насилия. Конечно, ни один нравственный социальный психолог не решится на проведение подобного исследования, а тот, кто проведет такой эксперимент, подвергнется осуждению со стороны коллег.

Сталкиваясь с подобными проблемами, социальные психологи часто выбирают альтернативный метод исследования, известный как корреляционный метод. В рамках этого подхода исследователи не пытаются изменить одну или несколько переменных с целью наблюдать влияние этих изменений на другую переменную. Вместо этого они просто наблюдают естественно происходящие изменения интересующих их переменных, чтобы узнать, связаны ли изменения одной с изменениями в другой. Такие ассоциации называются корреляциями, и чем сильнее связь, тем выше корреляция. (Корреляции колеблются между -1,00 и +1,00, и чем больше удаление от 0, тем сильнее отношение между рассматриваемыми переменными.)

Чтобы проиллюстрировать корреляционный метод, давайте снова обратимся к нашему исследованию зависимости между настроением и готовностью оказать помощь. Исследователь, желающий проанализировать эту проблему с помощью корреляционного метода, может поступить следующим образом. Он может встать рядом с человеком, собирающим пожертвования на благотворительность, и просить прохожих оценивать их собственное настроение. Исследователь может просто спрашивать: «Как вы можете оцепить свое настроение по шкале от 1 до 7, где 1- значит "грустный", а 7 - счастливый"?» Если готовность оказать помощь связана с настроением, то можно обнаружить положительную корреляцию между настроением, о котором сообщили люди, вероятностью, что они сделают пожертвование, и суммой, которую они пожертвуют. Отметим, что в этом случае для определения наличия связи между переменными исследователь не пытается изменить настроение прохожих; он просто получает информацию о двух переменных - ощущаемым настроением прохожих и уровнем их щедрости.

Корреляционный метод имеет несколько преимуществ. С одной стороны, социальные психологи могут использовать его для исследования поведения в условиях реальной жизни. Полученные данные могут послужить основой для более качественных лабораторных исследований. С другой стороны, этот метод часто оказывается высокоэффективным и может предоставить большой объем интересных данных за короткое время. Более того, его можно расширить, включив в него множество различных переменных одновременно. Так, в примере, описанном выше, можно получить не только информацию о том, сделают ли люди пожертвования, но также об их поле и возрасте. С помощью статистической процедуры, называемой анализом регрессии, можно определить, насколько каждая из переменных связана с желанием — и, следовательно, предсказывает его — оказать помощь.

Однако, к сожалению, корреляционный метод имеет один большой недостаток: в противоположность экспериментированию, полученные таким путем данные почти всегда оказываются неоднозначными по отношению к ассоциациям «причина—результат». Тот факт, что изменения в одной переменной происходят вместе с изменениями в другой, никак не гарантирует, что между ними существует причинная связь — что изменения в одной вызывают изменения в другой. Скорее одновременное увеличение или уменьшение двух переменных свидетельствует о том, что на обе переменные влияет третья. Например, у мужчин уменьшение годового дохода негативно влияет на количество волос на голове. Значит ли это, что благосостояние и облысение взаимосвязаны? Едва ли. Напротив, очевидно, что обе переменные зависят от третьего фактора - возраста. Чем больше возраст, тем меньше волос, в то время как опыт и зарплата обычно увеличиваются.

Современные психологи считают, что здоровье человека зависит от личностных и социальных факторов. Изучением этой проблемы занимались Дуглас Кэррол и его коллеги, а также Джордж Дэви Смит и Пол Беннетт. Поиски связи между социоэкономическим статусом индивидуума и состоянием его здоровья привели исследователей на старое кладбище Глазго. В качестве критерия здоровья они использовали продолжительность жизни 843 погребенных на нем человек, информацию о которой почерпнули из надписей на надгробиях, а в качестве критерия статуса — высоту этих надгробий, справедливо полагая, что чем выше памятник, тем он дороже и тем богаче тот, кто лежит под ним. Самые высокие памятники оказались на могилах долгожителей.

Кэррол и его коллеги объясняют, каким образом исследователи, используя современные данные, подтверждают наличие взаимосвязи между статусом и здоровьем. Наибольшая продолжительность жизни отмечается в регионах Шотландии с наименьшей плотностью населения и самым низким уровнем безработицы. В США продолжительность жизни коррелирует с уровнем дохода (жизнь бедняков чаще обрывается преждевременно). В современной Великобритании профессиональный статус коррелирует с продолжительностью жизни. Согласно результатам исследования, проводившегося в течение 10 лет с участием 17 350 государственных служащих Великобритании, количество смертей среди работников управленческого аппарата в 1,6 раза больше, а среди конторских служащих и рабочих — соответственно в 2,2 и 2,7 раза больше, чем среди управленцев высшего звена (Adler). Складывается впечатление, что в разное время и в разных географических точках между статусом и здоровьем существует вполне определенная взаимозависимость.

Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успеха? Может быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробия? Корреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (состояния здоровья).

Рассмотрим еще одну весьма реальную корреляцию -между чувством собственного достоинства и академическими успехами. Дети с развитым чувством собственного достоинства - это нередко и дети, которые хорошо учатся. (Как и в любом другом случае корреляции, этот пример «можно развернуть на 180°»: академические успехи ведут к высокому самоуважению.) Как, по-вашему, что будет причиной, а что - следствием? Некоторые считают, что «здоровая Я-концепция» благоприятствует академическим успехам. А это значит, что, поддерживая «Я»-образ ребенка, можно улучшить его успеваемость. Поверив в этот тезис, администрация 30 штатов издала более 170 законодательных актов, направленных на поддержку самоуважения.

Однако другие, в том числе психологи Уильям Дэмон, Робин Дэйвс, Марк Лири и Мартин Селигман в 90-ые гг.20в., усомнились в том, что самоуважение — на самом деле «те доспехи, которые способны защитить детей» от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений). Не исключено, что ситуация диаметрально противоположна и что недостаточное самоуважение есть результат проблем и неудач. Возможно, чувство собственного достоинства зачастую лишь отражает реальность и то, как складывается наша жизнь, или произрастает из достижений, являющихся результатом тяжелого труда. Поступай разумно - и ты будешь уважать себя; грубо ошибайся, терпи неудачи - и ты будешь чувствовать себя последним болваном. Результаты исследования, проведенного с участием 635 норвежских школьников, позволяют предположить, что цепочка золотых звездочек возле имени ученика на доске успеваемости и постоянные похвалы восхищающегося им учителя способствуют росту самоуважения ребенка. Но не исключено, что корреляция самоуважения и достижений есть следствие связи и первого, и второго с такими базовыми параметрами, как интеллект и социальный статус семьи.

О том, что это возможно, свидетельствуют результаты двух исследований: в первом национальная выборка составила 1600 американцев — молодых мужчин, а во втором — 715 юношей — жителей штата Миннесота. После того как исследователи статистически исключили влияние интеллекта и статуса семьи, от корреляции самоуважения и достижений не осталось и следа.

Современные корреляционные методики могут наводить на мысль о причинно-следственных связях. Отсроченные корреляции (time-lagged correlations)выявляют последовательность событий (по ним, например, отмечают, когда изменение достижений проявляется чаще — до изменения самоуважения или после него). Исследователи могут также использовать статистические методики, исключающие влияние «мешающих» переменных. Так, авторы упомянутых выше работ не обнаружили никакой корреляции между самоуважением и достижением после того, как устранили различия в интеллекте и статусе семьи. (Для людей с примерно равным интеллектом, принадлежащих к семьям примерно одинакового статуса, корреляция между самоуважением и достижением была минимальной.) Группа исследователей из Шотландии заинтересовалась, сохранится ли связь между статусом и продолжительностью жизни, если они исключат такой фактор, как курение, которое сейчас гораздо меньше распространено среди людей с высоким социальным статусом. Эта связь сохранилась, что дало основание считать: более высокая смертность среди бедняков отчасти объясняется и другими факторами — такими, например, как более высокий уровень стресса и снижение чувства контроля.

Итак, сильной стороной корреляционного исследования является то, что его можно проводить в реальных условиях и изучать влияние таких факторов, как расовая принадлежность, пол и социальный статус, которыми невозможно манипулировать в лаборатории. Огромный недостаток корреляционного исследования — неоднозначность его результатов. Это обстоятельство крайне важно: зная, что изменение одной переменной вызывает изменение другой, мы можем предсказывать первую, если нам известна вторая, однако корреляция ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием.

Корреляционный метод

Наблюдаемая корреляция Возможная причина
Чем больше зарабатывают люди, тем меньше детей они обычно имеют.   Чем больше люди зарабатывают, тем выше уровень их образования и тем более эффективные методы контроля над рождаемостью они обычно используют. Или: Чем больше люди зарабатывают, тем выше вероятность, что они могут позволить себе использовать дорогостоящие эффективные средства контроля над рождаемостью.
Чем больше население в городах, тем выше показатель преступности.   Чем больше население, тем больше бедных, а бедность связана с преступностью. Или: Чем больше население, тем больше людей находится на улицах, поэтому больше число потенциальных жертв.
Люди с большим размером ноги имеют более высокий IQ. Дети имеют меньший размер ноги, чем взрослые, и их IQ ниже.

 

Теперь ключевой момент корреляции должен быть ясен. Существование даже сильной корреляции между двумя факторами не является точным указанием на существование причинно-следственной связи. Вывод об этом можно делать только при наличии дополнительных подтверждающих доказательств.

Таблица 2. Преимущества и недостатки основных исследовательских планов Профессор психологии и декан факультета психологии университета штата Северная Каролина Дэвид Мартин так обобщает достоинства и недостатки различных исследовательских планов:

 

План Преимущества Недостатки
Экспериментальный метод  Возможен точный контроль  Возможны заключения о причинах  Возможны точные измерения  Возможна проверка теории  Как правило, искусственные условия  Как правило, много вмешивающихся факторов  Трудно оценить сложное поведение  Трудно провести неструктурированное пробное исследование
Корреляционное исследование  Можно найти связь между переменными  Обычно возможны точные измерения  Обычно немного вмешивающихся факторов  Невозможны выводы о причинах  Трудно контролировать переменные  Требует много участников
Вопросники  Эффективный сбор данных  Можно оценить установку или мнение  Невозможны выводы о причинах  Трудно верифицировать2 самоотчеты  Затруднен нетенденциозный подбор выборки  Малое количество ответов получается исследователем назад при почтовом опросе
Архивное исследование  Не требуется собирать дополнительные данные  Можно изучать редкие модели поведения  Можно изучать события, которые не поддаются манипуляции  Часто необходимые данные являются недоступными  Данные собираются не учеными  Наличные данные обычно являются в лучшем случае корреляционными, т.е. причинно-следственную связь между ними установить затруднительно.
Этнографическое исследование  Можно описать незнакомые ситуации  Можно описать сложные модели поведения  Мало вмешивающихся факторов  Гуманное отношение к участникам  Невозможно контролировать переменные  Затруднены точные измерения  Возможна тенденциозность исследователя  Невозможны выводы о причинах
  Наблюдение в естественных условиях  Реалистичная обстановка облегчает обобщение результатов  Мало вмешивающихся факторов  Невозможно контролировать переменные  Неэффективный способ сбора данных  Возможна тенденциозность исследователя  Невозможны выводы о причинах  
  История отдельного случая  Можно изучать редкие случаи  Можно интенсивно изучать сложное поведение  Невозможно контролировать переменные  Данные часто опираются на ненадежные воспоминания  Высокая вероятность тенденциозности исследователя  Невозможны выводы о причинах  
             

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.