КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вальтер фон дер Фогельвейде
• ок. 1170—1230; • самый талантливый из миннезингеров, достигший совершенства во всех жанрах; • бросал вызов куртуазной традиции, выражал сомнение в идеале неразделенной любви; • противопоставляет рыцарскому служению даме простое и непосредственное чувство: главная героиня – простая девушка («низкая любовь»); • мотивы весенних плясок и песен, картины природы и весенней любви из народной поэзии; • сохраняя развитую композиционную и стилистическую форму куртуазной лирики, наполняет ее новым содержанием, разрушая узкую сословную ограниченность «высокой тематики» аристократического культа дамы; • политическая поэзия – патриотическая идеология демократических элементов феодального общества, заинтересованных в единстве государства; • антиклерикальные шпрухи (против папской партии).
В XIV и XV веках наступил закат миннезанга. Собственно куртуазный элемент отходит на второй план, уступая место бытовым зарисовкам и размышлениям о состоянии современного общества.
Вопрос 3. Рыцарский (куртуазный) роман • roman в первоначальном значении – произведение на романском наречии в противовес латинскому языку; • антипод героического эпоса – сюжеты связаны с историческим прошлым, но не национальным, а античным; • первые романы, возникшие во Франции и Англии в пер. пол. XII в., – «Роман об Александре», «Роман о Фивах», «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора, – представляют миф и историю анахронично. • формы фантастики: сверхъестественное (сказочное, не христианское) и все исключительное, приподнимающее героя над обыденностью жизни, • авантюры – приключения рыцарей во имя личной славы.
Развитие рыцарского романа • начиная с «Романа о Бруте» Васа (1155) роман приобретает стихотворную форму – 8-сложник с парной рифмой; • начиная с «Романа об Энее» (1160-е гг.) любовное чувство становится центральным фактором развития сюжета (немецкий перевод миннезингера Генриха фон Фельдеке «Энеида» (1170—1180) – первый образец РР в немецкой рыцарской поэзии); • основной содержательной чертой становится куртуазное служение даме, превращающее героя в истинного рыцаря.
Типы рыцарских романов: 1. использующие античные сюжеты, 2. использующие «бретонские» сюжеты, 3. использующие мотивы византийского или позднегреческого романа (романы приключений, мотивы кораблекрушения, похищения пиратами, узнавания, насильственной разлуки и счастливой встречи любящих и т. д.).
Бретонский цикл романов • основан на сюжетах кельтских сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, Тристане и Изольде, поисках Грааля; • изображает идеальное королевство Артура вне времени и пространства; • наполнен сказочными мотивами; • внимание переносится на внутреннюю жизнь героев. Группы бретонских романов: 1) бретонские лэ (стихотворные новеллы любовного и фантастического содержания; сборник из 12 лэ 1180 г. англо-нормандской поэтессы Марии французской; ее близость к народной поэзии: любовь это не служение даме и не бурная роковая страсть, а нежное природное влечение друг к другу двух чистых, простых сердец), 2) роман о Тристане и Изольде (вызвал множество подражаний в большинстве европейских стран – в Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и других странах), 3) артуровские романы (создатель – Кретьен де Труа, вторая половина XII в.; переложение на немецкий язык «Эрека и Эниды» и «Ивена, или Рыцаря льва» швабского миннезингера Гартман фон Ауэ (1190-1200) не уступает в искусстве описаний и психологического анализа Кретьену), 4) романы о святом Граале (попытка художественного синтеза светского куртуазного идеала артуровских романов с господствующими религиозными идеями феодального общества; переплетение поэтической фантастики кельтского фольклора с мотивами христианской легенды и народных ересей; роман Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале», 1191 г., трилогия Роберта де Борона «Иосиф Аримафейский», «Мерлин», «Персеваль», конец XII – начало XIII века, поэма Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль», 1200-1210 гг.).
«Византийские» романы: • возникли позднее романов античных и «бретонских», • характеризуются приближением к обыденной жизни: почти полное отсутствие сверхъестественного, значительное количество бытовых подробностей, большая простота сюжета и тона повествования, • центральное место всегда занимает любовная тема, • «идиллические» романы (одна и та же сюжетная схема, повторяющаяся с небольшими вариациями), • «Флуар и Бланшефлер», «Окассен и Николет».
Английские рыцарские романы: • «Брут» Лайамона (1203 г.); • романы, основанные на англо-датских легендах («Гавелок-Датчанин», вт. пол. XIII в.); • «Сэр Гавейн, или Зеленый рыцарь» (ок. 1370 г.) – в нем явственно влияние городской дидактической литературы.
Вопрос 4. Романы Кретьена де Труа: • картины жизни современного ему рыцарского общества, • постановка и разрешение существенных для этого общества вопросов, • меткие наблюдения, живописные подробности, • «Эрек и Энида» (ок. 1170 г.), «Клижес» (ок. 1176 г.), «Ивэйн, или Рыцарь со львом» (1176-1181), «Ланселот, или Рыцарь телеги» (1176-1181), «Персеваль, или Повесть о Граале» (1181-1191, не окончен), • в ранних романах любовь – простое, человечное чувство, свободное от куртуазной идеализации и изощренности: «Эрек и Энида»: ставит вопрос: совместима ли любовь с рыцарскими подвигами? В процессе разрешения этой проблемы он приходит к постановке другой, более широкой и значительной: каковы должны быть отношениями между любящими и в чем назначение женщины? Апология достоинства женщины: жена и возлюбленная могут совмещаться в лице одной женщины, которая может быть еще и другом, деятельной помощницей мужа во всех делах. • в поздних романах Кретьен дает иллюстрации к куртуазной теории любви: «Ланселот, или Рыцарь телеги»: показ того, что должен чувствовать и как должен себя вести в различных случаях жизни «идеальный» влюбленный. «Ивен, или Рыцарь льва»: отход от крайностей куртуазной доктрины без отрыва от некоторых моментов куртуазного мировоззрения и стиля. Вопрос о совместимости подвигов и любви, поиск компромиссного решения.
Вопрос 5. Романы о Тристане и Изольде: • древнейший, не дошедший до нас французский роман (середина XII в.); • «куртуазная версия» – «Роман о Тристане» Тома (между 1170 и 1190 гг.); • «эпическая версия» – «Роман о Тристане» Беруля (1191); • «Тристан» Готфрида Страсбургского (ок. 1210); • норвежская сага о Тристане (1226 г.); • небольшая английская поэма «Сэр Тристрем» (конец XIII века); • «Тристан», анонимный итальянский прозаический роман (конец XIII в.); • «Повесть о Трыщане», белорусское переложение сюжета (1580-е гг.). • Конфликт между личным, свободным чувством любящих и общественно-моральными нормами эпохи отражает и в скрытой форме критикует противоречия в рыцарском обществе и его мировоззрении.
Из файла «Эволюция» выписать отличия между произведениями о Тристане Беруля, Тома и Готфрида Страсбургского.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |