КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации
Человеку характерна особая – трудовая деятельность. Орудия труда развились в такое явление как техника. Теперь между человеком и природой стоит и сама техника, и результаты технической деятельности (то, что называют цивилизацией в узком смысле). Вернадский говорил о преобразовании биосферы в ноосферу (ноосфера – биосфера, преобразованная разумом человека; «ноо» - разум). Но пока что вместо ноосферы мы создали техносферу. В итоге происходит то, что предсказывал русский философ Бердяев: теперь техника подчиняет себе человека, заставляет работать на себя, обслуживать себя, пытаясь подчинить себе и природу. Очень важны понятия «первая природа» - так, как она существует сама по себе (лес, например), и «вторая природа» - преобразованная человеком и зависящая от него (парк, например). Сегодня вся биосфера становится «второй природой», «естественное» превращается в «искусственное». Хотя никакая созданная человеком вещь не бывает 100% искусственной, а значит, никогда не подчиняется нам полностью и об этом не следует забывать.
Проблема взаимодействия природы и общества, воздействия природы на общественную жизнь - одна из актуальных проблем социальной философии.
Важным шагом в углублении понимания проблем взаимосвязи общества и природы в 20 веке стало учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его мнению, ноосфера - это такая степень развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится по своему масштабу и содержанию важным преобразующим фактором планетарного значения. Сегодня данное понимание закрепляется понятием антропного принципа. Человек становится антропогенным фактором эволюции природы. Наукой, общественной практикой и самой историей доказано, что природа и общество - это единая система, они настолько связаны, что воздействуют друг на друга. В этой их связи природа выступает как естественная основа, объективная причина возникновения, основа развития общества. Во-первых, общество вышло из природы в процессе ее весьма длительного развития. Во-вторых, известно, что человек вынужден приспосабливаться к природе, к ее явлениям, воздействующим на его организм, на его физическое и психическое состояние, самочувствие, настроение. Он адаптируется к данной природной среде. В-третьих, люди не могут, не обращаясь к природе, добывать, производить жизненно необходимые блага, удовлетворять свои потребности. Люди, взаимодействуя с природой, совершенствуются сами - вырабатывают у себя определенные навыки, формируют личностные качества, расширяют свои знания, совершенствуют орудия труда и т.д. В-четвертых, географическая среда определяет наличие и функционирование на отдельной территории таких видов производства, как добывание ценных металлов, нефти, газа, занятие сельским хозяйством, рыболовством, охотой, лесоводством и др. Некоторые известные ученые, социологи, философы чрезмерно преувеличивают роль природы, природной среды (географический детерминизм). Например, английский историк Г.Т. Бокль писал, что вид природы, почва, виды употребляемой пищи и островное положение страны развивают кругозор людей, целых народов; позволяют им смотреть далеко, определяют общественный прогресс. В-пятых, природа, соотношение ее форм, красок, ритмов являются источником чувства прекрасного, служат удовлетворению эстетических потребностей человека, сохранению его психического здоровья. В-шестых, существует мнение, что есть общие, бытийные принципы, обеспечивающие гармонию космоса и гармонию общественной жизни. Прежде всего, это принципы системности, целостности, разнообразия, конкуренции, борьбы, но при доминировании связи, взаимодополнительности элементов. В обществе они проявляются как законы морали. Следовательно, природа и общество связаны и взаимодействуют.
Проблема воздействия общества на природу В результате неразумного использования богатств природы, возникает нарушение экологической устойчивости. На земле разворачивается и углубляется экологический кризис, ситуация, когда природа утрачивает способность к самовосстановлению, саморазвитию, что в итоге угрожает существованию человека. Особую опасность для человечества представляют «парниковый эффект», утрата биоразнообразия, загрязнение воздуха, воды, почвы и др. Как быть обществу? Во-первых, нужно создавать экологически безопасные технологии. Во-вторых, необходимо во всемирном масштабе осуществлять глобальную экологическую политику, решения, направленные на устранение варварского отношения людей к природе. В-третьих, надо формировать у людей эстетическое, нравственное отношение к природе, воспитывать, как писал Маркс, «человеческие чувства к природе». Необходимо экологическое воспитание всего населения 3емли. Иначе говоря, необходимо новое мировоззрение, включающее развитие знаний, в том числе философских подходов, новая система ценностей, в которой экологические ценности заняли бы ведущее место. На международном уровне принята концепция устойчивого развития, смысл которой в том, что экономическое развитие должно быть экологически приемлемым. Она принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Затем она неоднократно уточнялась и конкретизировалась. На этой основе в отдельных странах, в т.ч. и в РБ принята своя концепция УР. В основе ее лежит идея коэволюционного императива, т.е. требование согласованного, гармоничного их развитияобщества и природы. Однако проблема и на личностном уровне, и на уровне государств и всего человечества в том, что в существующей системе ценностей на первом месте стоят прибыль, деньги, желание доминировать, карьера, престижное потребление и т.п., а духовные, нравственные ценности отодвинуты на второй план. Вместе с тем, без них не может быть экологической культуры, не может быть достигнуто состояние коэволюции общества и природы. Один из важнейших бытийных законов, открытых еще древними греками и развитый Гегелем и марксистами – это закон единства и борьбы противоположностей. Борьба – источник развития, появления нового, что возможно только на фоне преобладания взаимосвязи, взаимодополнительности элементов системы «общество-природа». Принципы взаимодействия находят свое выражение в нравственных законах (не убий, не укради и др.), в природно-экологических законах. Сама экология изначально была сформулирована Геккелем как наука об отношениях организмов и среды, их взаимодействии. А в современной цивилизации пока преобладают принципы борьбы, силы. Это нашло свое отражение в концепции столкновения цивилизаций С.Хантингтона (прежде всего исламской и христианской, хотя есть еще и конфуцианская и др.). Экологические ценности: жизнь, благоговение перед жизнью, доверие к жизни, природа, красота природы, целостность природы, сохранение экологического равновесия, гармоничное развитие человека и природы, сотрудничество, ответственность за будущее, ненасилие, со-трудничество, со-гласие, со-страдание и др. Экологическое сознание – это система эмоций, чувств, знаний, установок, ценностей, основывающихся на представлении о единстве человека, общества и природы. Технократическое мышление характеризуется: - механистичностью – т.е. представляют природу и общество как механические системы, отсюда, преувеличивается роль техники в решении экологических проблем; - не понимают необходимость учёта человеческой психологии при решении экологических проблем; - не учитывают особенности функционирования социальных систем; - этому мышлению характерны крайности: бездумное исполнительство и склонность к волюнтаристским действиям. - природа воспринимается как объект наших воздействий; -человек в центре; - потребление природы как изначальная ценность; - этические отношения на природу не распространяются; - развитие природы должно быть подчинено развитию человека, его потребностям. Экологическое сознание: - природа воспринимается как субъект своего развития - человек лишь один из видов природы - необходимо гармоничное развитие человека и природы - природа включена в сферу действия этических принципов - необходима коэволюция человека и природы, баланс прагматических и непрагматических интересов - сохранять природу следует не только ради человека, но и ради нее самой.
Осознание экологической проблемы обнаруживается в появлении тревоги за состояние окружающей среды и ее будущее. В данном случае дискомфорт в наших ощущениях лучше, чем безразличие. Ф.Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Амер.ученый и общественный деятель Барри Коммонер сформулировал Законы экологии:
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |