Хозяйственная деятельность предприятия как общий объект анализа может дифференцироваться на хозяйственные процессы, финансовые результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов (причин) и т.д. и отражающиеся через систему экономической информации и прежде всего через систему бухгалтерского учета и отчетности.
Анализу подвергаются процедуры, методы, результаты хозяйственной деятельности и состояние субъекта во взаимосвязи со средой, в которой он функционирует.
Вид экономического анализа представляет теоретическое и практическое обособление аналитической работы, осуществляемой в процессе управления.
Классификация видов экономического анализа (таблица 1)
Признак классификации
Вид анализа, его характеристика и роль
Отраслевой признак
§ отраслевой анализ – анализируется специфика отдельных отраслей;
§ межотраслевой анализ – сравнение между различными отраслями.
Времени
§ прогнозный (перспективный) анализ – до осуществления хозяйственных операций, задача – прогнозирование деятельности, научное обоснование планов;
§ оперативный анализ – позволяет вносить коррективы в текущую деятельность;
§ ретроспективный (последующий) анализ – проводится после совершения хоз. операций и используется для контроля.
§ технико-экономический – изучение взаимодействия технических и экономичес-ких процессов и установление их влияния на экономические результаты;
§ финансово-экономический – основное внимание финансовым результатам деятельности: выполнению финансового плана, эффективности использования капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, улучшения финансового состояния;
§ управленческий – проводят все службы с целью предоставления руководству информации, необходимой для принятия управленческих решений;
§ социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты;
§ экономико-статистический – для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: в организации, отрасли, регионе;
§ маркетинговый – для изучения внешней среды функционирования организации, ее конкурентоспособности
По методике изучения объектов
§ сопоставительный – ограничивается сравнением отчетных показателей с показателями плана, данными прошлых лет, конкурентов;
§ факторный – направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;
§ маржинальный – это метод оценки и обоснования эффективности управлен-ческих решений в бизнесе на основе причинно-следственной взаимосвязи объем продаж, себестоимости прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;
§ детерминированный – для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями;
§ стохастический – для изучения стохастических (вероятностных) зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами;
§ функционально-стоимостной – направлен на выявление возможностей повышения эффективности анализируемых объектов путем выбора наиболее рационального варианта выполнения ими своих функций и минимизации затрат на создание и эксплуатацию этих объектов, представляет собой метод выявления резервов
Степень охвата объекта
§ сплошной – выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;
§ выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.
Любой вид анализа предполагает разные задачи. Но вместе с тем основная цель любого анализа – дать правильную оценку результатам хозяйственной деятельности и обосновать управленческие решения. Именно от степени решения этой цели проявляется роль вида экономического анализа.
Помимо данной детальной классификации видов экономического анализа выделяют в целом три общих самостоятельных вида анализа деятельности организации:
§ может быть как внутренним, так и внешним;
§ основная цель внутреннего анализа – обеспечить принятие управленческих решений, позволяющих решить поставленные задачи при условии улучшения финансового состояния;
§ использование объективной (количественной) информации;
§ наличие типовых методик анализа;
§ информация об особенностях производственной деятельности имеет второстепенное значение
§ может быть только внутренним;
§ цель анализа – обеспечение конкурентоспособности производственной деятельности;
§ использование объективной (количественной) информации;
§ результаты анализа являются коммерческой тайной;
§ анализ базируется на научно-технической информации и на особенностях организационной структуры производства
§ является внутренним;
§ базируется на данных синтеза результатов финансового и производственного анализа;
§ основная цель анализа – обеспечение достижения поставленных целей и задач развития организации
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление