Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура Рима в первой четверти XVI в

Архитектура Возрождения Италии

Высокий Ренессанс

Лекция №5

Ил. В течение первых 2-х десятилетий XVI в. центр Архитектурного творчества в Италии переносится в Рим. Кардиналы и папская курия были в те годы самыми устойчивыми заказчиками для художников и строителей.

Но лучшие художники и зодчие Италии тянулись в Рим не только в надежде на щедрых вельмож. Захватнические войны, разорявшие разрозненные государства страны, привели к недолгому подъёму национального самосознания. Папское государство, как центр международной католической церкви, многим представлялось ядром Италии, вокруг которого она могла бы объединиться. Элементы национального самосознания в Италии проявились и в искусстве, и в тенденции к единому архитектурному стилю.

Италия так и не стала единым государством. Однако Рим сыграл важную роль в объединении итальянского искусства и архитектуры в лице Браманте, Рафаэля и Микеланджело и стал не только центром художественной культуры Италии, но и мировой.

В начале XVI в. папство отпускало для строительства огромные средства на благоустройство и украшение города, на пробивку новых улиц и т.д. Один за другим сюда приезжали архитекторы, художники, скульпторы, резчики по дереву, каменных дел мастера. Кроме живших в Риме престарелых Джулиано да Сангало и Фра Джокондо, сюда приехали Донато Браманте, Бельдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело Буонаротти, Андреа и Якопо Сансовино, Джованни да Удине и др.; здесь же работал римлянин Джулио Романо.

Ил. План Рима XVI-XVII вв.

Среди этих мастеров особое место занял Браманте, который сыграл такую же основополагающую роль в архитектуре Возрождения как и Брунеллеско.

Ил. Рим. Палаццо Канчеллерия (1483-1526 гг.). Браманте. /фасад,план,разрез/

Самое раннее из римских сооружения Браманте. Название получил от папской канцелярии, поместившейся в ней вскоре после постройки. Один из самых величественных и строгих дворцов столицы.

Ил. Рим. Палаццо Канчеллерия (общий вид)

Ил. Рим. Палаццо Канчеллерия (фасад)

Огромная постройка, занимающая целый квартал, включает ц. Сан Лоренцо ин Дамазо, одну из 40 титульнных церквей Рима. Из за этого окружённый аркадами традиционный двор отнесён в левую сторону участка и занимает юго-западную часть застройки. Композиция строится по 2-м параллельным осям (церкви и двора).

Дворец приобрёл черты не только частного (кардинал Риарио), сколько общественного сооружения.

Ордер пилястр построен на золотом сечении, придаёт членениям стены строгую закономерность.

Низкий рельеф и переменный шаг пилястр создают ритм по горизонтали и спокойную внутреннюю жизнь, а первый этаж, обработанный как цоколь, сообщает двору аристократическую замкнутость и недоступность.

Ил. Рим. Палаццо Канчеллерия.

Декоративные детали подчёркивают величественно-парадный стиль архитектуры.

Ил. Рим. Палаццо Канчеллерия. Двор

Знаменитый двор, один из шедевров этой эпохи, разделён в полном соответствии с главным фасадом на три яруса, из которых нижние два представляют собой чрезвычайно лёгкие воздушные аркады, а верхний расчленён, как и наружные, пилястрами и завершён карнизом.

Ил. Рим. Темпьетто (1502 г.). Браманте. (часовня-ротонда). /план, разрез, фасад/

В 1502 г. была построена Браманте маленькая часовня во дворе одного из монастырей. Это проникнутое ясной гармонией, античное по формам, но совершенно новое по духу, круглое сооружение, окруженное римско-дорической колоннадой и увенчанное куполом, сразу же и вполне оправданно было воспринято как программное произведение и совершенный образец нового архитектурного стиля.

Ил. Темпьетто. Общий вид.

Поставленный на месте, где по преданию был казнён апостол Пётр, этот маленький храм должен был стать центральным ядром круглого, обнесённого колоннадой дворика (не был осуществлён), в которой двор является открытым храмом, а Темпьетто был предназначен только для священника.

Ил. Темпьетто. Фрагмент.

По периметру 16 колонн дорического ордера.

Размеры постройки небольшие, а воспринимается как очень монументальное сооружение.

 

Ил. Рим. Двор монастыря Санта Мария Делла Паче. Браманте.

Пример разработки проблемы полной противоположности Темпьетто.

По первому этажу Браманте устраивает кольцевую связь между церковью, сакристией, трапезной и кухней, решая функциональные требования. Браманте остроумно перенёс во второй этаж те функции, которым обычно служили как правило одноэтажный монастырский дворик: создать изолированный монастырский дворик – место пребывание монахов отводилось на галерее второго этажа у парапета между столбами.

Ил. Общий вид Ватиканского Рима. Старинная гравюра.

Ил. Рим. Ватикан и ансамбль св. Петра /начат в 1503 г./.

В 1503 г при папе Юлии II, Браманте, как крупнейший архитектор был привлечён к расширению Ватикана. Он предложил папе целостный широко задуманный ансамбль.

Ил. Схематическая реконструкция проекта Бельведера Браманте (по Аккерману).

Сущность ансамбля Браманте

Браманте предстояло связать летнюю папскую резиденцию – виллу Бельведер - с папским дворцом и базиликой св. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Задачи осложнялись сильным падением рельефа местности от виллы ко двору, различной ориентацией зданий, их обороноспособностью. При вилле Бельведор Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Огромный (длиной около 300 м), сильно вытянутый с севера на юг двор должен был расположиться на террасах в трёх разных уровнях.

Коридоры по обеим сторонам двора, связывающие Виллу и папский дворец и лестницы, соединившие террасы дворца, превратили его в единую композицию. С сервера комплекс замыкается поперечной стеной с большой полукруглой экседрой на продольной оси комплекса. За экседрой расположен был дворик музея, окружённый лоджиями.

Ил. Рим. Двор Бельведера в Ватикане.

Основные сооружения комплекса относятся ко второй половине XV в.

· В 1450-1456 г. были построены жилые помещения – залы Борджия.

· В 1478-1479 Джованни де Дольчи возвёл названные по имени папы капеллу – большой зал (40х13 м, высотой в 26 м) – Сикстинская капелла. Её стены были расписаны крупнеейшими живописцами – Перуджино, Пинтуриккио, Ботичелли, Гирландайо, Синьорелли и другими, а свод и алтарная стена – Микеланджело.

· Вилла Иннокентия VIII – перестроена в 1484-1492 гг. из более ранней крепости.

· Проектирование и строительство нового двора Бельведера началось в 1503 году.

Одновременно Браманте строил позади виллы ­ дворик-музей и спиральную лестницу, перекрыл куполом «Башню Борджиа», обустраивал с трёх сторон двор Сан Домазо с лоджиями по 2 и 3 этажу.

После смерти Юлия II Браманте отошёл от строительства комплекса. На протяжении 1514 г. им руководил Джулиано да Сангало. Затем Рефаэль, после Рафаэля Б. Перуцца и А. да Сангало. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой. К 1562 г. комплекс отвечал в основном замыслам Б.

Выводы:

· Двор Бельведера завершил процесс освоения архитектурных средств мастерами кватроченто.

· Стал для следующих поколений зодчих неисчерпаемой сокровищницей композиционных идей и мотивов.

· Здесь впервые были сгруппированы типы сооружений, сложившиеся ещё в Греции и Риме, но забытые в эпоху средневековья.

· Открытое пространство стало впервые в эпоху Ренессанса предметом активного архитектурного осмысления.

· Новое применение античных средств, использование рельефа местности и воды положило начало новому этапу в развитии садовой архитектуры.

 

С именем Браманте связано строительство самого крупного сооружения Ренессанса – собора св. Петра в Риме.

· Создание храма над останками апостола основателя католической церкви восходит к временам папы Николая V, когда Альберти установил, что старая римская базилика грозит обрушиться.

· С 1452 г. Б. Росселико разработал первые планы сооружения в форме латинского креста, возвёл стены и своды нового хора. Но в XV в. историческая обстановка помешала созданию собора.

· Лишь при папе Юлии II возобновляется строительство (в этот период римская церковь достигает наибольшего могущества).

· В 1503 г. Браманте был утверждён главным архитектором

Ил. Собор Св. Петра, 1505. Браманте. Генплан с перистелем. Вид собора Б. на медали. Фрагмент собора по черт. Меникантонно план Браманте «пертамбль».

Браманте избирает для храма центрально-купольную композицию. Собор является исключением: алтарь помещается посередине церкви, над криптой и местом, где по преданию был погребён апостол. Центрическая композиция получила своё функциональное оправдание. Перед Б. открылись исключительно благоприятные возможности для реализации архитектурных идеалов своей эпохи.

Ил.. Собор святого Петра в Риме

1. План Браманте.

2. План Перуцци.

3. План Рафаэля.

4. План Антонио да Сангало Младшего.

Браманте сочетал в плане собора 2 фигуры: крест – христианство, восьмигранник геометрический символ гуманистов.

Ярко выраженным ветвям креста с доминирующим над средокрестием купола соответствуют по диагональным осям уменьшенные повторения той же фигуры. Благодаря четырём, расположенным на тех же диагоналях, помещениям, над которыми возвышаются колокольни, весь комплекс вписывается в большой квадрат, за пределы которого выступают только 4 главные апсиды. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т.п. относятся как 2:1). Весь план пронизан нерушимой логикой – подчинения меньшего большему.

Ил. Собор св. Петра. Проект Браманте (купол по гравюре Серлио).

Б. должен был создать чудо строительного искусства и превзойти самые прославленные строения древних. Б. решил водрузить купол Пантеона на своды базилики Максенция предприняв исключительную по конструктивной смелости и технической сложности попытку.

· Помощники Б. по строительству были Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо и Рафаэль Ил.

o Разрабатывается базиликальный план под давлением клерикальных кругов

· После смерти Рафаэля работой руководит Перуцци

o Возвращается к центрической схеме Ил.

Неблагоприятная политическая и экономическая обстановка 1527 г.

Ил. Собор св. Петра. Проект Антонио да Сангало Младшего

· Лишь в 1534 г. (п. Павел III) возобновляет строительство собора. Перуццо (1536 г.) и Антонио ди Сангало Младшего (базиликальная композиция, переделка проекта к 1539 г. Ил.). Раскритикована Микеланджело за раздробленность композиции, характерную для готики.

· Умирает Антонио ди Сангало Младший (1546г.) и главным архитектором собора становится Микеланджело – новый этап строительства.

 

Выводы по творчеству Браманте:

Отличие его раннего периода от Микеланджело

1. Общеитальянский характер сооружений с чертами тосканского и североитальянского зодчества.

2. Мастерство в архитектурной композиции в применении приёмов античного зодчества.

3. Совершенство и зрелость решения архитектурных задач.

Римские сооружения Б. и группировавшихся вокруг него мастеров следует рассматривать не как особый этап в Итальянской архитектуре, а как завршение предшествующего развития. В этом смысле стиль римской архитектуры начала XVI в. можно называть классическим стилем архитектуры итальянского Возрождения – наивысший расцвет архитектуры.

 

Рафаэль Санти (1483-1520). Величайший живописец. Один из видных зодчих Италии в период в 1514 до 1520 гг. Родился в Уробино – одном из культурных и художественных центров Италии. С 1500 Рафаэль работал у Перуджино, в 1505 переехал во Флоренцию, где выполнил множество работ. В Рим приехал ок. 1509 г. Расписывал паппские комнаты в Ватикане (станцы)

· Станца 1. Фрески «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Три добродетели».

· Станца 2. -//- «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы», «Встреча папы Льва I с Атиллой»

· Фрески 3 станцы исполняли в основном ученики мастера по его рисункам.

· Четвёртую станцу заканчивали ученики Рафаэля после его смерти (1517-1525 гг.).

Архитектурные работы.

· Ц. Санта Элиджо дельи Орефичи (1509 г.)

· Капелла семьи Агостино Киджи в ц. Санта Мария дель Пополо (1512-1520г.)

· С 1514 г. Р. Руководитель строительства собора св. Петра в Риме.

· Участвовал в конкурсе на Фасад ц. Сан Лоренцо во Флоренции.

· Палаццо дель Аквила в Риме (ок. 1520)

· -//- Пандольфини во Флоренции (1516-15220 гг.)

· Много работал в Киджи.

и ряд др.

В области дворцового строительства Рафаэль развивал новый композиционный тип, созданный Браманте в его собственном доме.

? палаццо Видони 1515 г.

Ил. Рим. 1. Палаццо Видони 1515г. Рафаэль

Ил. Флор. 2. -//- Пандольфини 1520 г. -//-.

1. Здание перв. Имело лишь 7 осей с центрической осью (позднее перестроено и надстроено) /спаренные трёхчетвертные колонны, над окнами заглубленные филенки, объединённый пьедестал/. Строил Лоренцетти.

Ил. Общий вид Палаццо Видони. Рафаэль.

Ил. Палаццо Пандольфини во Флоренции. Строил Франческо Сангалло (1520 г.) (планы, разрез,фасад).

Это новый тип жилища – между дворцом и богатым городским домом – особняком нового времени. В отличие от палаццо оно более скромно по объёму. Жилые комнаты располагаются не только в бельэтаже, но и в первом этаже, со стороны сада лоджия из 3-х пролётов. Вместо традиционного двора-сад, который входил как органичный элемент жилой части дома

Ил. Палаццо Пандольфини. Общий вид.

Ил. Рим. Палаццо дель Аквила. Рафаэль.

Здесь намечен совершенно новый тип дворцового фасада. Выделен 1-й ярус, включавший и промежуточный этаж над лавками, но вместо мощной рустовинной кладки он обработан как ордерная аркада. Карниз увенчан сплошной балюстрадой.

Рим. Вилла Мадама. Рафаэль с 1517 г.

По заказу кардинала Джулиано Медичи. Строилась в пригороде Рима и должна была иметь связь с Ватиканом, посредством прямой улицы.

Бальдассара Перуцци (1481-1536 гг.). Родился в Сиене. Живопписец, декоратор и архитектор. Выполнял в Риме живописные, декоративные ии архитектурные работы.

· Вилла Фарнезина (1509-1511 гг.)

· Вилла близ Тиволи (1521-1524 гг.)

· Планы замка Капраролы.

· Палаццо Спада (1523-1530гг.)

· -//- Оссоли (ок. 1525 г.)

· С 1527 г. попал в плен и был выкуплен, после чего возвратился в Сиену (с 1527 г. главный архитектор республики).

· С 1534 – главный архитектор собора св. Петра и начал строительство палаццо Массими 1535 г.

Ил. Рим. Палаццо Массими 1535 г. Перуцци. (план, фасад, разрез).

Наиболее важное произведение Перуцци построено на закруглении улицы, которое повторено изогнутым фасадом. Планировка сложна из-за участка сложной формы.

Вместо обычного большого двора Перуцци пришлось сделать 2 маленьких.

Ил. Палаццо Массими, первый двор.

1 двор с трёх сторон застроен помещениями и портиками (лоджиями), с четвёртой замкнут стеной, обрывающейся (для доступа света) у второго этажа и обогащённой (в соответствии с остальными сторонами) глубокими нишами, скульптурой и фонтаном. Великолепная отделка потолков в лоджиях и игра света и тени превращают двор в парадный дворцовый холл.

2 двор. Крохотный дворик перед конюшнями и другими службами является световым колодцем и снабжён выходом на маленькую улицу позади двора.

Главный фасад. Особенно эффектен из за своей изогнутости. Основой его симметричной композиции является противопоставление плоскостей верхней части стены первому этажу, обработанному попарно расположенными плоскими пилястрами по сторонам, а в центре парными колоннами, давшими дворцу его название:

Patazzo Massimi alle colonne – «Дворец с колоннами».

Интерьеры выполнены в классическом стиле.

 

Новые черты, сближающие с произведениями «Маньеристов»:

1. Связать композицию сооружения с особенностями его расположения на улице и активизировать его роль как элемент городского пейзажа.

2. Развитие композиции по глубинной оси, усложнённость её в дворцовых фасадах в сочетании их с лаконичностью и контрастности главного фасада.

3. Естественному развитию композиции главного фасада от основания к карнизу здания здесь впервые противопоставлена подчёркнуто тяжёлая масса здания, сдавившая ордер первого этажа. Эта особенность, резко изменяющая характер дворца, свидетельствует о том, что идеал спокойного, словно вырастающего из своего основания, сооружения уступил место стремлению к внутренней динамике и к противопоставлению покоящихся и напряжённо несущих частей.

Выводы эпохи Высокого Ренессанса:

· Культурным и художественным центром страны становится Рим. Флоренция отходит на 2-ой план. В Риме строят не только папы, но и представители знати из самых различных областей Италии. Рим превратился в архитектурно-художественную лабораторию, где разнообразные достижения дотоле разрозненных очагов художественной деятельности были сплавлены в общеитальянский стиль, основы которого были заложены Браманте и развиты Рафаэлем в месте с группой окружающих их зодчих и художников.

· Формирование этого стиля завершило вековое развитие итальянской архитектуры и знаменовало зрелость всех её элементов.

· Любовь к детали и перегрузке декором, характерные для архитектуры XV в., уступили место ясности построения. Внешний облик сооружения становится проще, тогда как право на декоративную роскошь интерьера сохраняется.

· Зодчие Возрождения, используя «язык» прошлого (Рим, Греция) первоначально как элемент декора, затем используют его более сознательно, свободно, сочетая с приёмами и формами, выработанными в народном зодчестве, различных районов Италии. Именно на основе этой сложной связи и рождается новый художественный язык итальянской архитектуры и затем становится основой национального стиля. Переходит из работ ведущих зодчих в рядовую массовую застройку, выполнявшую ся безымянными мастерами – ремесленниками.

· Наряду с исключительной индивидуализацией каждого отдельного объекта, все сооружения эпохи имеют ярко выраженные объединяющие их стилистические черты.

· В основе единого стиля лежит возрождение форм античной архитектуры, сплав античного, средневекового и современного зодчества, отражавший глубокое чувство преемственности, характерен для всей архитектуры Италии.

· Общеитальянский стиль распространился по всей Италии очень быстро.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шистосоматидный дерматит | Лекция №1. Основные понятия, термины и определения систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.