Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития истории философии




I. Античная философия

Зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Она прошла в своем развитии два периода:

1. Эллинский, включающий этап становления древнегреческой философии (VII – V вв. до н.э.) и классический этап (IV в. До н.э.). Характерные черты:

А) космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;

Б) онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской проблемой стала проблема бытия;

В) теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

2. Эллинско-римский, включающий этап раннего эллинизма (III – I вв. до н.э.) и этап позднего эллинизма (I – V вв. н.э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии, но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма к обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сокрального, т.е. религиозного постижения мира.

II. Средневековая философия.

Охватывает период с I по XV вв. и включает 2 этапа:

1. Патристика (I – VII вв.). Происходит разработка и оформление основного содержания христианской теологии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

2. Схоластика (VII – XV вв.). Осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием Аристотеля.

Характерные черты:

А) социальные условия, политическая и культурная среда, в которых жили и действовали философы, были проникнуты всевластием религии и церкви;

Б) двойственный характер: с одной стороны, средневековая философия базировалась на теологии (богословии); а с другой стороны, она опиралась на возможности разума;

В) теоцентризм онтологии: средневековая философия, опираясь и на веру, и на разум, используя как иррациональные, так и рациональные способы обоснования, отстаивала положение о том, что создателем мира и человека является Бог – всемогущее существо, способное руководить всей жизнью человека от рождения до смерти.

Г) дуалистичность антропологии: природа человека двойственна – в нем есть и душа, и тело; и нечто божественное, духовное, и нечто телесное, греховное, внушенное ему дьяволом;

Д) тоталитарность социальных концепций с одновременным присутствием демократических элементов. Философия отражала интересы вновь возникающих централизованных государств. Но в них присутствовали идеи любви к ближнему, необходимости всеобщего равенства людей, изменения, развития и совершенствования сложившегося общественного и государственного строя.

Е) Иррациональность гносеологии: более надежен способ познания, основанный на вере, интуиции, озарении. «Философия – служанка богословия».

III. Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (с XIV – по начало XVII вв.) является переходом от Средневековья к Новому времени. Несмотря на противопоставление христианству Возрождение – это итог средневековой культуры. В этот период закладываются основы буржуазных отношений в экономической и социальной сферах, получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.

Характерные черты:

А) антропоцентризм: центральная фигура - не Бог, а человек; Бог - начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество – не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Формируется новый уровень самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени;

Б) гуманизм: человек истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире;

В) натурфилософия: философия эпохи Возрождения тесно связана со средневековой философией, для нее центральной остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Но характерной для нее является антропологическая направленность. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер.

Г) пантеизм – философский принцип, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия («Бог во всем»).

IV. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)

Характерные черты:

А) важнейшим направлением радикальной философской и идеологической мысли были секуляризация общественной жизни, проявлением которой стала веротерпимость;

Б) философия Нового времени глубоко и целостно выразила и обосновала позицию индивида, сознательно ориентирующегося в мире, рационально переустраивающего общество и миропорядок;

В) оптимизм в отношении познания: деятельность разума беспредельна, человек в состоянии представить сложную картину мироздания;

Г) деизм – это философский принцип, согласно которому Бог, сотворив мир и человека, больше не вмешивается в их дела;

Д) задачи философии: выяснение и объяснение людям их естественной способности к познанию, выработка метода познания, нахождение предельных гносеологических оснований для познавательных процедур, успехи которых и должны были рассеять традиционное невежество и, тем самым, ликвидировать социальную несправедливость, тирании и нищету.

V. Немецкая классическая философия

Это определенный период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII в. до середины XIX в.

Характерные черты:

А) сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;

Б) вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам антропологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.;

В) общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм; диалектика; историзм;

Г) концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

VI. Современная западная философия

Характерные черты:

А) Отсутствие противостояния материализма и идеализма. В конце XIX – XX вв. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс и ряд других социокультурных изменений несколько ослабили на западе жесткое противостояние классов, каким оно было в XIX в. В связи с развитием теоретического естествознания в конце XIX – начале XX вв. спекулятивные как материалистические, так идеалистические системы обнаружили свою недостаточность и даже непригодность для объяснения изменений в области науки и развитии общества;

Б) диалог, открытость и синтез, взаимообогащение разных философских школ в XX в.;

В) представленность сциентизмом и антисциентизмом. Сциентизм представляет науку культурно-мировоззренческим образцом и предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в т.ч. Антисциентизм пессимистически относится к возможностям науки и исходит их негативных последствий НТР, требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности;

Г) многонаправленность: выражается в многообразии школ и направлений философии ХХ в. и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира включаются в орбиту их научного и философского осмысления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.