Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис государства

Генезис, сущность и функции государства

Возникновение государства, его сущность, организационная структура и механизм функционирования как основного инструмента политической власти относится к наиболее сложным проблемам жизни и развития общества. Необходимость глубокого и всестороннего освещения этих проблем обусловленная тем, что именно в государстве концентрируется весь комплекс экономических, социальных и политических интересов разных социальных групп, разногласий, которые возникают между ними и средств их преодоления.

Понятие "государство" возникло около трех тысячелетий назад (древнее государство Урарту существовало в ІХ–VІ ст. до н.э.) В разные исторические эпохи в это понятие вкладывался разное содержание.

Древнегреческий философ Платон изображал идеальное государство как иерархию трех состояний: правителей-мудрецов, воинов и чиновников, крестьян и ремесленников.

Основоположник утопического социализма Т.Мор утверждал: "Государство — это заговор богатых против бедных".

Г.Гегель считал: "Государство — это образ и действительность ума, это ход боев в мире".

А Людовик XІ говорил: "Государство — это я".

Данное выражение вошло в историю как символ абсолютной власти. В XX ст. в связи с развитием демократии появилась новая формула: "Государство — это мы".

В анализе и определении сути государства оказалось два подхода: внеклассовый и классовый.

Внеклассовый подход к анализу причин возникновения государства и определение его сути нашел отображения в ряде теоретических концепций.

"Патриархальная" версия доказывала, что государство происходит от семьи, которая разрослась.

"Теологическая" теория утверждала, что государство подарено богом. Г.Гегель рассматривал государство как отображение и действительность ума, воплощение моральной идеи.

"Договорная" теория провозглашала, что государство — это орудия примирения классов. Именно такую точку зрения разделяли Т.Гоббс, Ж.‑Ж.Руссо и др. По мнению Ж.-Ж.Руссо, государство, объединяя все группы людей, может защищать индивида и его собственность.

Теория "ночного сторожа", в соответствии с которой государство возникшее в связи с необходимостью охранять покой граждан.

Теория "обруча" настаивала, что государство "соединяет" воедино своих граждан, будто заклепки в кадке.

Теория "насилия" отстаивала возникновение государства вследствие завоевания одного племени другим.

По "психологической" теории, появление государства вызвано необходимостью господство одной, более сильной части населения над другой, психологически более слабой.

Анализ внеклассовых теорий предоставляет возможность сделать вывод, что ни одна из них не дает полного, обоснованного объяснения происхождения и сути государства.

Классовый подход в анализе причин возникновения государства и в определении его сути базируется на том, что человеческая цивилизация ведет начало из первобытнообщинного строя, который охватывает исторический период в сотни тысяч лет.

Характерными особенностями жизни людей в то время были: общая работа членов общины, уравнительное распределение продуктов, отсутствие публичной власти, отделенной от основной массы людей.

Община действовала на основе полного самоуправления. Экономической основой такого общественного устройства были общинная собственность и общая работа, общее ведение хозяйства. Это и давало возможность выжить в суровых условиях первобытной эпохи.

Одинаковое отношение членов общества к немногочисленным примитивным средствам производства делало их равноправными собственниками, предопределяло их коллективизм.

Минули тысячелетия, прежде чем примитивные орудия труда превратились в более совершенные, что дало возможность отдельным семьям получить производственную и экономическую самостоятельность. На новой степени развития материального производства происходит первое разделение труда — отделение скотоводства от земледелия. Одним из следствий такого распределения стал переход к родительскому праву собственности и наследование детьми родительского имущества, которое образовало глубокую "трещину" в единой коллективной собственности рода.

Первоначальная община превратилась в крестьянскую, основанную не на коллективной, а на частной собственности на средства производства. Это было прогрессивным шагом, поскольку стимулировало развитие производства. Вместе с тем частная собственность обусловила экономическое неравенство семей и усиление власти вождей и военачальников. Появились признаки наследственной власти.

Таким образом, на место первобытнообщинного коллективизма и взаимопомощи пришла разобщенность людей, борьба за власть и привилегии. Общество раскололось на противоположные социальные группы, и не хватало лишь организации, которая бы сломала сопротивление неимущих и малоимущих социальных групп и закрепила господство зажиточных, их право на власть. Такая организация и возникла, став воплощением государства. С помощью государства этот класс стал политически господствующим и таким образом получил новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Исходя из этого, приверженцы классового подхода определяют государство как " основной институт политической системы классового общества, которое осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры ".

В.И.Ленин утверждал: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим. Машина, чтобы держать в покорности одними классами другие…".

Не отрицая влияния классовых факторов, большинство современных ученых все же не связывает существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов.

В некоторых странах его появление (образование) исторически предшествовало и оказывало содействие классовому расслоению общества (Древний Египет и Вавилон, Древний Китай, Израильское царство Давида, царство Урарту, античные государства, Киевская Русь).

В процессе исторического развития, по мере стирания социальных отличий и противоположностей, демократизации общества, государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией.

Ведь одной из важнейших особенностей государства является способность интегрировать общество, в котором имеют место социальные отличия и вызванная ими борьба интересов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Использование индексов и ключей | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.